Raj из агентства Nest оказался абсолютно прав, когда развел нас на так называемый джип. Иначе ни в жизни бы мы не доехали из Катманду в Дарбанг за день. Впрочем нет, на самом деле все началось минимум полгода назад, когда я объявил набор в непальский поход... А может и на три года раньше, когда ходил трек вокруг Аннапурны и читал таблички «Ночевка в гесте 250 рупий, ночевка в своей палатке возле геста 500 рупий»... Не суть важно. Так или иначе, в середине октября мы оказались в Катманду. Со своими палатками, да.
Предварительная идея была пройти последовательно Дхаулагири и Аннапурна треки, благо они как раз пересекаются в Марфе. Для тех, кто не в курсе, поясню: Дхаулагири трек считается весьма сложным по непальским меркам. Мне доводилось слышать, что люди специально к нему готовятся, тренируются. Далеко не каждый непальский гид согласится повести туда группу, а в случае проблемной погоды - так и вовсе ни одного не найти. Впрочем, это больше говорит о гидах, чем о маршруте - на наш взгляд он тянул то ли на горную двойку, то ли на пешую тройку - словом, ничего сверхординарного, разве что гималайские высоты внесут свои коррективы... Аннапурновский же трек - полная противоположность. Сплошной сервис и цивилизация. Каждые два-три часа пути стоят гесты, тропы натоптаны и размечены, толпы народа, караваны мулов и портеров... Но в паре с Дхаулагири должно быть неплохо - сначала суровая природа, потом культурная программа.
На призыв пройтись этим маршрутом собралась разношерстная команда из девяти человек. В Гималаях кроме меня не был никто, в высоких горах - двое, одна девушка из походного опыта имела за плечами только Карпаты. Ну да ладно, как-нибудь оно все образуется. Прилетали мы тремя рейсами, и, чтобы гарантированно встретиться, отель забронировали заранее - и это в Катманду! Через booking.com! Никогда такого не делал и больше не буду. Полностью исключает возможность торговли - хозяин вынужден платить комиссию букингу и не усупит ни копейки. Зато предоставляет сервис - бесплатный трансфер из аэропорта для всех прилетающих, что позволяло собрать группу вместе без лишних хлопот.
Я летел в первой партии, ЭйрАрабией. Традиционная ночевка в Шардже, в трекерском закутке - единственном тупичке этого облюбованного индусами аэропорта, который можно отвоевать у многочисленных гастарбайтеров, отгородить карематами - и поспать более-менее спокойно. Прилетели. Водитель (он же по совместительству топ-менеджер отеля, подпольный меняла валют и много кто еще) встретил, как и обещал. Привез, расселил, поменял желающим доллары - и мы для, так сказать, акклиматизации, отправляемся в Сваямбунат. Следующая партия прилетает часа на четыре позже, а по пути к храму есть отличные мо-мошницы ;) Бутерброды с салом у нас еще остались, но за почти сутки перелета изрядно надоели.
Вечером, вскипятив на кухне скороварку чая, расселись с ним на крыше. Ночь, прохладно, постепенно стихают шумы делового Тамеля, мотоциклетные гудки все реже - а жизнь-то налаживается ;) Пьем чай, смотрим на тусклые звезды - появляются последние наши участники. И рассказывают прелюбопытную историю. Летели они FlyDubai, билеты покупали с карточки Привата - и как-то оно так хитро вышло, что ПриватБанк сформировал для этой транзакции некую виртуальную карточку с виртуальным же номером и проплатил билеты с нее. Деньги ушли, конфирмейшен на билет пришел, все в порядке. Но в авиакомпании зафиксировался этот виртуальный номер, а на чек-ине попался принципиальный сотрудник, который затребовал показать карточку, с которой были куплены билеты. И уперся - карточки у вас нет - никто никуда не летит. Сушите весла, полный конец обеда и все такое. После длительных прений был достигнут единственный возможный консенсус - ребята проплатили еще раз ту же самую сумму, за которую были куплены билеты, но уже с другой карточки и в присутствии этого блюстителя правил - и полетели. А деньги, заплаченные в первый раз якобы можно будет вернуть на депозит внутри ФлайДубаев, если потом, после возвращения, им удастся доказать, что первая проплата таки была сделана с их карточки...
В нашей партии летевших ЭйрАрабией была подобная ситуация - парень платил с зарплатной карточки, но за прошедшие месяцы фирма то ли перешла в другой банк на обслуживание, то ли что - но кредитки им перевыпустили. И тоже у всех на чек-ине просили предъявить карточки - месячник борьбы с кардерами у них, что ли? Раньше так вот поголовно никогда не проверяли... Но девочки из ЭйрАрабии вошли в положение, за что им огромное спасибо. Пожурили - и пропустили, ибо в жизни всякое бывает, иногда карточки перевыпускаются, иногда теряются - мало ли, билеты чуть не за полгода покупались, столько всего может случиться за это время. Тоже ведь могли упереться рогом - правила есть правила - однако предпочли поступить по-человечески.
Как бы там ни было, но вся команда собралась в Катманду. И утром мы отправились в ближайшее агентство, с которым каким-то образом был связан наш хозяин отеля, якобы делать пермиты, и якобы по госцене. Оно сразу показалось подозрительным - пермиты все равно в NTB выписывают, но идти две минуты, так почему бы не убедиться? Получаем стандартное шоу: сначала знам аявляют, что на Дхаулагири трек без гида, портеров и прочего стафа идти никак нельзя, запрещено законом, и только полноценная экспедиция может получить пермит. Ок, говорю, мы вот прямо сейчас идем в NTB и проверяем, да? Нет-нет-нет, отвечают, не надо никуда прямо сейчас идти, все можно, мы потом вместе пойдем, и анкеты заполнить поможем, а сейчас нужно с транспортом порешать. Вам сколько джипов нужно? Опять отвечаем, что не нужно нам джипов, на автобусе поедем - но уже менее уверенно, потому что знаю я эти локал-басы - останавливаются под каждым столбом, пока погрузятся, пока разгрузятся, плюс ехать с пересадкой, а дорога неблизкая... Ой-ой-ой, суетится агент, не нужно на автостанцию идти, мы вам вместо джипов и автобусов организуем отличный транспорт, одна машина всех заберет прямо из отеля, и стартует во сколько скажете и все такое...
И вот тут я согласился. С одной стороны ясно, что машина обойдется втрое дороже, но с другой - есть реальный шанс проехать все за один день. На рейсовом транспорте переезд Катманду-Покхара-Бени-Дарбанг займет уж точно дня полтора, если не два. Плюс прийдется ночевать в Бени - по имеющимся сведениям то еще удовольствие. Решаем заплатить больше, но избегнуть обеих этих перспектив. Мы соглашаемся на транспорт, но при одном условии: деньги платим непосредственно перед погрузкой. Пока не увидим машину - ни рупии не отдадим. А выезжать хотим в пять утра, дабы проскочить по возможности без пробок. И вот тут нужно было видеть глаза этого турагента, который вдруг осознал, что ему завтра прийдется встать в пять утра. Честное слово, я такого страдальческого взгляда еще никогда не видел. Но вслух - ни единого возражения. Ок, говорит, ровно в пять машина будет у ваших дверей. И предоплаты не надо, мы же джентельмены?
В пять утра машина была у дверей отеля. А вот Раджа не было - вместо него за деньгами пришел наш менеджер-водитель-меняла. И мы поехали. В 12:30 миновали Покхару, в 15:30 прибыли в Бени - дальше наша Тоёта все равно бы не проехада, она и так по пути раз пять днищем камни цепляла. Пока разобрались, что на Дарбанг автобусы ходят не с главной автостанции, прошло еще минут 15. Выгрузились, перешли речку по пешеходному мостику, еще пару кварталов прямо по улице - вот и касса. Берем билет (7000 за девять человек), грузимся в автобус, судя по всему, последний, и поехали дальше. Средняя скорость этого автобуса по ЖПС получилась километров восемь в час, но по той дороге больше и не выжмешь, так что еще через три часа мы были в Дарбанге. Наконец-то можно выпрямить ноги, размять спины и вообще пошевелиться! Вселяемся в первый попавшийся гест, сходу сбив цену до ста рупий за человека, ужин - и спать... Настроение, несмотря на изматывающую дорогу, у всех отличное - завтра начинается собственно поход.