1 мая 2015 года в г. Армавир Краснодарского края, как, собственно, и по всей стране, прошла первомайская демонстрация. И ничем бы это действо не выделялось на общем фоне, если бы одна из колонн не шла под знамёнами, с изображённой на них восьмиконечной свастикой-коловратом. И колонна эта была объявлена диктором как представители русской части города.
Если Вам интересно, как маргинальный символ неоязычников и экстремистских русских маршей вдруг (?) стал обозначать «русскость» русских целого города - давайте поговорим об этом.
Сначала предыстория. Город наш многонациональный. Но находится, как Вы понимаете, в России. Посему, в нём (городе) наличествуют общественные организации-национальные общины крупнейших диаспор: адыгейской, армянской, еврейской, греческой и пр. (всего одиннадцать). У русских аналогичной организации, которая могла бы олицетворять диаспору, не было. Почему? Очень просто. Открываем «Словарь иностранных слов».- Комлев Н.Г., 2006. И читаем:
«ДИАСПОРА
[гр. diaspora - рассеяние] - расселение какой-л. национальности (народности) на чужбине или распространение какой-л. религии среди иноверцев; религиозные меньшинства, а также территории, ими заселенные...»
Т.е. русские никак не хотели чувствовать себя диаспорой…
Но. Что нужно администрации города? Правильно, отчётность! Значит, нужно найти или создать общественные организации, в названии которых бы слышалось (читающему отчёт) нечто русское. Так на свет появилась первомайская колонна с затейливым, на мой взгляд, названием «Объединённая колонна русских и славянских (?) общественных организаций». В ней шли представители: ОО «Русский мир» (Нефёдова О. - глава библиотечной сети города), ОО «Русский культурный центр» (Волошин И.), ОО «Славянская община»(Гейко А.-депутат городской Думы). Именно участники последней и создали массовость колонне и насытили её своей символикой.
И это ещё не вся гамма знаков была ими использована. Вот изображения из
основного альбома группы ВК Славянская Община Армавира и Новокубанска.
Но, конечно, я никаким образом не хочу даже намекнуть, что представители столь серьёзной организации, да ещё и с промоушеном от городских властей могут быть замешаны в экстремизме! Нет! Это древние знаки славян. А то что, глядя на них, испытываешь, привитый дедами, рвотный рефлекс… Так то деды. А были и настоящие, древние предки. Задолго до принятия христианства. Им и нужно соответствовать! Ну да Бог с ним, с происхождением символов. Оставим для отдельного разговора. У нас свободная страна, плюрализм мнений. Главное, что хотелось зафиксировать:
«Русская» колонна прошла под символами (свастика-коловрат, духобор), адресующими, по мнению их пропагандистов, к дохристианскому периоду истории нашей страны.
Даже мимолётного знакомства со страницами Славянской общины ВК (не говоря уж о детальном изучении её и подобных ей) хватает, чтобы понять, что перед нами организация, обосновывающая «естественность язычества» для русского человека.
И не только естественность, но и правильность. (Обратите, кстати, внимание не только на текст, но и на красивые молнии внизу. Ох, уж эти опять совпадения...)
В этой заметке я не буду оспаривать указанный тезис («естественность язычества»). Его сторонники имеют полное право так считать. Хочу лишь заметить, что огромное количество русских горожан считает себя православными. Не меньшей части народа близки ценности советского периода. У многих произошёл синтез советских и православных взглядов. Это никак не отменяет ценности дохристианского периода, но перечёркивать тысячу лет развития, на мой взгляд, никак нельзя! А что же мы видим на первомайской демонстрации 2015 года? С «лёгкой руки» городских властей Армавира русские - это язычники.
И не нужно говорить о нерелигиозном характере движения! Если посреди Великого поста проводится «истинная славянская» (смотрите, не русская!)
масленица-«комоедица» 21 марта - это что такое, как не противопоставление себя православию?
Куча видео со «славянской поляны» с молитвами костру - это всё историческая реконструкция? На мой взгляд, называя такие действа (на которые, повторюсь, отдельные граждане имеют законное право) «возрождением традиций», их организаторы лукавят. Это религиозная мировоззренческая система. Тогда возникает вопрос «зачем?». Зачем русские мальчишки и девчонки, а также их родители так активно зазываются под вывеску возрождения традиций, а вместо этого получают под соусом перетягиваний канатов и других игр на свежем воздухе проповеди неоязычества?
Кроме того, совсем по другому начинает видится название указанной общественной организации - «Славянская община». Можем ли мы говорить о «русскости», отрывая, перечёркивая, как ошибочный путь, время с 988 года? Что это за «русские» без Кирилла и Мефодия, Бориса и Глеба, Сергия Радонежского и Серафима Саровского? Без Сергея Лазо и Антона Макаренко, без Георгия Жукова и Александра Матросова, без Сергея Королёва и Юрия Гагарина? В чём величие таких «русских»?! И русские ли? Нет! Но привлечь-то в движение нужно русских патриотичных ребят! Что делать? Нужно назваться так, чтоб и не оттолкнуть, и иметь возможность отстраивать новую идентичность. Допустим, «славяне». Тем более, если въедливый читатель даст себе труд поискать на интернет ресурсах российских неоязычников значение, которое они вкладывают в термин «славяне», то окажется, что оно не имеет никакого отношения к привычной интерпретации.
Например.
(Кстати, от Сердца к Небу - это что по-Вашему за жест?)
Таким образом, считаю необходимым, оговорив законное право россиян верить во что угодно, обратить внимание на недопустимость, на мой взгляд, лукавого привлечения людей одними лозунгами (традиционализмом, патриотизмом), а «обработку» совсем другими (неоязыческой проповедью). Это раз.
И совсем уж недопустимым является попытка поставить знак «равно» между русскими и язычниками под сколь угодно древними свастиками. Это два.
Продолжение следует…