Власть пожирает своих свиней

Jun 30, 2012 07:20

Оригинал взят у civil_disput в Власть пожирает своих свиней
Удивительным кажется упорство, с которым власть выстраивает в России новую версию революции 1905 г. Революционные события осени-зимы 1905 г. советская историография объявила "первой" революцией, однако с большим основанием следовало бы считать ее "зубатовской", поскольку именно бывшие зубатовцы были тогда основной силой восставших.
Напомним, что правительство Александра III длительное время экспериментировало с проправительственным "социализмом", в рамках которого рабочим "особых" организаций позволялось устраивать стачки и бороться иными способами за свои права под надзором Департамента Полиции МВД. Автором этой политики считается С.В. Зубатов, бывший социалист-народник, ставший впоследствии выдающимся организатором полицейского политического сыска и полицейских провокаций, которому к 1905 г. почти удалось покончить с подлинными социалистами - эсерами и эсдеками. Эту "несистемную" социалистическую оппозицию переловили и пересажали или выдавили в эмиграцию, а ее место заняли структуры, подобные гапоновским в Питере и прохоровским в Москве.
Новое правительство Николая I однако решило поменять рисунок игры по причинам внутридворцовым. Сергей Васильевич, так много сделавший для укрепления "вертикали", был отправлен в отставку, а вместо зубатовцев новое полицейское начальство стало создавать различные "черные сотни". Применительно к ситуации сегодняшнего дня это выглядело бы как замена Якименко и Потупчик на Рогозина и Босых. Умеренно-левых на крайне правых.
При этом власть руководствовалась тем пониманием, что и зубатовцы, и черносотенцы - всего лишь ее марионетки. Такие игрушечные солдатики. Одних заменим на других, а прежних уберем в коробку.
Однако люди - не оловянные солдатики. Зубатовское движение потому и было успешным, что отвечало объективным потребностям самоорганизации рабочего класса, а священник Гапон и предприниматель Прохоров были талантливыми полицейскими агентами, по своему, людьми одержимыми и идейными, хотя идеи эти и писались под диктовку Зубатова - Лопухина - Спиридовича. Да и диктовка была качественной. Во всяком случае, одна из работ А. А. Лопухина о социалистическом движении в России была позже перепечана в "Искре" по настоянию редактора В.И. Ленина. Даже если бы это было и не так, массовые социальные движения развиваются по законам массовых социальных движений, а вовсе не по желаниям царей или президентов. А сюжеты интереснее и сложнее, нежели у Б.Акунина, воспевшего Зубатова в образе Фандорина для нужд властей нынешних.
Увидев, что солдатиков, на самом деле, толпы, и что гуляют они сами по себе, власть растерялась, стала хвататься за казачью нагайку, что и привело к трагедии "кровавого воскресенья". Нас не должно смущать то обстоятельство, что расстрел (или, скорее, попытка разгона) зубатовцев плохо вооруженными казаками произошел в Питере, в восстание - в Москве и почти через год.
Примерно год и потребовался власти на расформирование зубатовских кружков и союзов, прежде чем она добралась до Москвы - их оплота. Но здесь все получилось по другому. Например, прохоровский "кружок" имел на вооружении некоторое количество английских пулеметов.
Поначалу в Москву тоже ввели казаков, драгун и немногочисленных еще черносотенцев (убийство Баумана - единственного на всю Бутырку эсдека, по версии советских историков, а по полицейской - просто уголовника-марвихера). Однако с иррегулярными казаками и полицией восставшие разобрались очень быстро. Вешали преимущественно за ноги, вниз головой, предварительно вспарывая животы. Прохоровцы также прославились тем, что обходили дома по заранее составленным спискам и выводили полицейских вместе с их семьями. Расстреливали там же, во дворах, иногда после "баловства".
В общем, действительные или мнимые жестокости "кровавого воскресенья" отозвались сторицей.
Дело, конечно, не только в желании мести со стороны зубатовцев. Ненависть к власти испытывали очень многие и по многим причинам - от социалистических до старообрядческих.

революция

Previous post Next post
Up