В 80-е годы у меня было три встречи с композитором Яном Френкелем.
Первая встреча относится к 1983-му году. Теоретически, это мог быть 82-й или 84-й год, но 83-й мне кажется наиболее вероятным. Я был в гостях у бабушки, сидел на кухне и пил чай. На кухне было включено радио, и кроме меня там никого не было. "Прозвучат песни в исполнении Марка Бернеса", - сказало радио. Во время исполнения очередной песни на кухню зашла бабушка, послушала немножко и сказала: "Это поёт Ян Френкель". "Нет, - говорю я, - это поёт Марк Бернес. Только что по радио сказали". Бабушке не нравилось, когда с ней спорили, особенно по вопросам, в которых, как ей казалось, она разбиралась, но мне хотелось продолжать спор, так как у меня были хорошие шансы на победу: во-первых, только что сказали, что это Бернес, а во-вторых, всем известно, что Ян Френкель - композитор, а не певец, а композиторы пишут музыку, а не поют песни. Я подумал, что вот сейчас объявят кто пел, и бабушка признает мою победу. "Прозвучали песни в исполнении Марка Бернеса", - сказало радио. Бабушка смутилась на секунду, но потом уверенно сказала: "Нет, это пел Ян Френкель".
И вот интересно, кто же был прав. Мне кажется, что их невозможно перепутать, и, скорее всего, на радио включили не то, что собирались. Вот, например:
Click to view
Click to view
Вторая встреча была где-то в конце 85-го года. Мы возвращались из школы с одной очень умной девочкой и с кем-то ещё и по какой-то причине, которую я уже не помню, зашли по дороге в универмаг
"Гостиный Двор". В "Гостином Дворе" мы остановились в отделе пластинок и некоторое время их рассматривали. И вот умная девочка говорит: "Самое интересное здесь - это пластинка Яна Френкеля". Меня это удивило до крайности. Я привык, что всякие умные девочки и мальчики любили что-то совсем другое, а именно - или Генделя и т. п., или что-то если и не запрещённое, то уж точно не вполне официальное. В связи с Генделем я даже один раз опозорился. Почти за год до этого (соответственно, в начале 85-го года) я ходил с другой девочкой в
Театр Юного Зрителя на спектакль
"Баллада о славном Бильбо Бэггинсе". И вот в антракте эта девочка поделилась со мной новостью: "Генделю на днях исполняется 300 лет". А дело в том, что в этом спектакле было действующее лицо по имени Гэндальф, который вроде бы тоже был довольно старым, но точная дата его рождения была неизвестна, кроме того было неизвестно достоверно, являлся ли он историческим лицом. Артисту же
Александру Хочинскому, который исполнял роль Гэндальфа, было явно меньше трёхсот лет. Я считал себя знатоком вопроса: я дважды читал книгу и уже третий раз смотрел спектакль, поэтому я решил объяснить этой девочке, что во-первых, не Гендель, а Гэндальф, а во-вторых, … В общем, Ян Френкель был не Генделем и не Гэндальфом, и его музыку передавали из Колонного Зала Дома Союзов, а умные девочки таким, по моим представлениям, интересоваться были не должны.
И, наконец, третья встреча произошла в июле 1987 года, в Юрмале. Там проходил концерт Яна Френкеля, который я и посетил. Концерт был приблизительно вот таким (кажется, были именно те же песни и в той же последовательности):
Click to view
Почему-то этот концерт на меня не произвёл совершенно никакого впечатления, а заинтересовал меня Ян Френкель буквально недели две-три назад, с тех пор я всё инетерсуюсь и интересуюсь.