Среди философов советской эпохи, на мой вкус, особенно выделяется Александр Моисеевич Пятигорский. Лично мне симпатична его манера высказываться. Взрывная такая манера, агрессивная даже, но очаровательная. Думаю, он частенько раздражал этим - слишком резкие переходы между затишьем и резким выпадом.
Я не сторонник говорить, что в СССР не было гуманитарной науки, не было философии или искусства. Ведь никуда не денешь из философии того же Пятигорского, а вместе с ним и Щедровицкого, и Зиновьева, и Ильенкова. И даже Мамардашвили, хотя последний вписывался в общую - русскую, советскую - жизнь, по меньшей мере, своеобразно.
Click to view
Вот это коротенькое видео о терроризме. Налицо необъективистский подход к проблеме. Ведь Пятигорский тут говорит о двух сторонах терроризма (а я бы сказал, что и любого другого социального явления): о террористе, который готов совершать соответствующий акт, и о жертве, которая готова умереть, испугаться, бежать и т.д.
Это жестокий подход. Я лично для себя называю его психологической (или психологизированной) философией, хотя это совершенно не имеет значения, как и кто это назовёт. Главное, что подход этот жесток, но, по-моему, справедлив.
В основе этого подхода - утверждение, что любое твоё действие или бездействие всегда является результатом твоего желания. Желание носит конкретный и направленный характер. Оно существует во времени и в пространстве. Ты всегда хочешь либо совершить какое-то действие, либо избежать этого совершения.
И если ты напугался, то ты сперва захотел напугаться, как бы тяжело это ни было признавать. Смерть тогда это тоже результат выбора, желания, что признать ещё тяжелее. С другой стороны, можно утверждать точно, что позиция жертвы (со мной сделали, мне причинили, меня заставили) - это принцип, который распространяется на всё, что тебе лично не по душе.
Если я делаю что-то, что потом мне перестаёт нравиться или что мне не нужно в долгосрочной перспективе (например, потому что это стыдно), то я говорю, что это сделал моими руками кто-то другой. Но общество (группа, человек), готовое побеждать и находящееся в состоянии войны с врагом, не расслабляется, а воюет - оно отвечает, то есть защищается и нападает.
Пятигорский не любит Сталина, имеет полное право - жил в Москве того времени. Его «Философия одного переулка» довольно искренне повествует о страхе Саши (автобиографический персонаж) перед еврейскими погромами, например. При этом сам признаёт, что страх этот надуманный, но, тем не менее, реальный.
Если ты боишься, ты сперва захотел напугаться. Общество, готовое к терроризму, не впадает в состояние паники, оно справляется с угрозой. Дело не в том, что никто не погибает. Люди гибнут, как и на войне - люди гибнут, защищаясь и нападая, но всегда остаются живые, которые продолжают сражение.
Всё это - преамбула. На самом деле я хотел бы поговорить о том, что случилось с советским обществом после Великой Отечественной войны. И кажется мне, что если это как следует понять, то что-то уже изменится вокруг...
Задача сегодняшнего дня (поколения, нас с вами и т.д.), я полагаю, изменить восприятие происходящего и происходившего. Если раз за разом не получается сделать всё как надо, быть может, что-то не так с самой призмой, через которую мы смотрим на мир.