Открыла для себя не только первое полноценное воплощение романа на экране (в том же году Анджей Вайда выпустил «Пилат и другие», по библейской части романа), не только замечательного югославского режиссера Александра Петровича, но и экранизацию, которая мне бесконечно нравится, в отличие от прочих попыток.
Прежде всего, это не совсем экранизация, точнее, совсем не экранизация. Петрович объединил «Мастера и Маргариту» с «Театральным романом». Он разъял обе вещи, расколол на нужные ему куски и воспользовался ими для составления собственного витража, собственной мысли - и сделал это прекрасно.
Драматург Николай Максудов, Мастер, пишет пьесу о Понтии Пилате, и дальше начинается кафкианская история попыток эту пьесу поставить в театре. И не важно, что Москва не похожа на Москву, а, скорее, на какой-то гигантский провинциальный город. И что герои откровенно не похожи на героев романа. Мастер, Маргарита, Воланд - внешне совершенно другие, но это не мешает, а даже обостряет восприятие происходящего на экране, отрывая от своих привычных образов и погружая в мир, созданный Петровичем.
Вся команда Воланда, вместе с ним самим, действительно демоническая - отталкивающая и привлекательная одновременно. И Бегемот тут - не ряженый в пошлый костюм кота актер, а жуткий демон, спутник Князя Тьмы.
И создает Петрович ощущение нарастающей жути и полной безнадежности выхода из нее в тоталитарном пространстве. Этот мир страшнее мира Булгакова. Никаких «рукописи не горят». Свои черновики Мастер пишет прямо на стенах комнаты. И они исчезают под кистью вселившегося в его квартиру доносчика. Дьявол способен только вырвать жертву из этого пространства, но не может наградить вечным покоем. Дьявол может жестоко подшутить или наказать кого-то, но это и всё, на что он способен. И вот только тут я поняла, за что так свирепо был наказан Берлиоз.
А как виртуозно использована музыка - не в тональности происходящего, а по контрасту, как бы с демонической издевкой. Например, в момент ареста Мастера, мелькает пасть Бегемота и звучит песенка Окуджавы «Черный кот». И отчаянное письмо Булгакова Сталину, в фильме пишет затравленный Мастер.
Фильмы, даже самые хорошие, в большинстве своем быстро устаревают, ветшают, через 10 лет их смотреть уже невозможно. Этот не устарел, смотрится на едином дыхании, как будто сделан вчера.
Добавлю, что Александр Петрович за этот фильм подвергся преследованиям в Югославии и вынужден был оттуда уехать навсегда.
Много бы еще написала, но не хочется спойлерить )) Посмотрите сами. Фильм есть в Сети на нескольких сайтах в свободном доступе.