Сражение при Геттисберге, обойдясь сторонам в 46 тысяч убитых, раненых, пленных и пропавших без вести из примерно 160 тысяч участников, стало самым кровавым сражением Гражданской войны в США и, как следствие, самым крупным испытанием для системы Леттермана. Для сравнения - за всю Первую Мировую США потеряли убитыми 53, ранеными 200 и пропавшими без вести 3 тысячи человек, всего лишь в пять с небольшим раз больше, чем за один день при Геттисберге.
Геттисбергу предшествовало сражение при Чанселлорвилле. Попытка Хукера обойти Ли с фланга привела к тому, что Джексон обошел Хукера и обратил его в бегство. 9000 раненых, трудности с эвакуацией, смена командующего (теперь это был генерал Мид) - словом, ничего нового для армии Потомака.
Ли решил не упускать инициативу и вторгнуться в Пенсильванию - Вирджиния была уже разорена войной, и, несмотря на все усилия, возможности Юга по снабжению войск слабели. Угроза Вашингтону должна была ослабить давление северян на западном театре военных действий, и, с некоторой удачей, вообще закончить войну победой.
Южане двигались к удобной дороге на Вашингтон, северяне двигались им наперерез, и в 7:30 утра 1 июля началась перестрелка между головными частями Хета и спешенной конницей Бафорда. Обе стороны подтягивали подкрепления - быстро, еще быстрее, бегом! - северяне медленно отступали, и к вечеру Геттисберг был в руках повстанцев. В течение ночи подошли основные силы обеих сторон, и южане возобновили атаку - медленное, кровавое выдавливание, столь характерное для той войны. Утром 3 июля Ли предпринял самый массированный артобстрел той войны, и дивизия Пикетта пошла в свою знаменитую атаку - они сбили северян с позиций и захватили орудия. Попытка развернуть их против северян не удалась, артиллеристы расстреляли все боеприпасы - в упорстве и доблести стороны друг другу не уступали. Обескровленная дивизия Пикетта не выдержала контратаки, откатилась, и на следующий день южане начали отступление, и началось “доигрывание”. Стратегическая инициатива полностью и окончательно перешла к северу.
Для увеличения мобильности армии Мид не придумал ничего лучшего, чем оставить в тылу санитарное имущество - санитарные фургоны двинулись на поле боя только на третий день сражения. Медицинский директор 12 корпуса МакНалти не подчинился этому приказу, и все раненые в его корпусе были подобраны за шесть часов и прооперированы в течение суток.
Носильщики работали самоотверженно; хирурги трудились, не покладая рук - но раненный 3-го июля генерал Армстид ждал операции до следующего дня. К третьему дню Леттерман развернул более ста временных госпиталей - на помощь, как всегда, пришла Санитарная Комиссия, и к ней присоединилась Христианская Комиссия.
Временные госпитали перемещались по мере отступления северян, развертывались более крупные корпусные госпитали, и в годовщину своего вступления в должность Леттерман писал, что ни один раненый не остался неподобранным к утру 4 июля.
Мид ожидал продолжения сражения; конфедераты не атаковали. Разведка 5 июля показала отсутствие армии Ли. Оставив примерно 6000 раненых при 100 хирургах, южане ушли.
Пятого же числа Леттерман столкнулся с нехваткой еды, а армия Потомака (наконец-то!) начала готовиться к преследованию отступающего противника. Это означало, что 544 из 650 врачей отбывали в свои части, и на 20000 раненых оставалось 106 врачей. В ночь с 5 на 6 июля в Геттисберг прибыло 30000 пайков, а армия ушла на юг.
Еды по-прежнему не хватало. Фермеры взвинтили цены на продукты, вызывая возмущение врачей. Газеты писали проникновенные статьи, а Санитарная и Христианская комиссии возили грузы. 8500 яиц. 10000 буханок хлеба. 6000 фунтов масла.
Почти неделя после сражения ушла на ремонт железной дороги, и 9 июля армейский квартирмейстер сообщил о высылке 300000 рационов.
Героизм окончился, началась рутина. 800 человек в сутки отправлялись в тыл по железной дороге, а у Геттисберга к 10 июля, уже после отъезда Леттермана в действующую армию, начал строиться палаточный госпиталь - Кэмп Леттерман. Шесть рядов по сто палаток, проезды для фургонов между ними, кухни и пекарни с одной стороны, полевые ровики с другой (и использовать!), и к концу месяца все пациенты были либо эвакуированы, либо переведены в этот госпиталь. Последние раненые покинули его в ноябре 1863 года.
И, наконец, 24 августа 1863 года приказом, подписанным генералом Мидом, в армии Потомака была полностью узаконена санитарная служба по системе Леттермана.
Напоминаю, Яндекс-кошелек 41001372684895, или Сбербанк 4276 3800 3649 0717.