Далеко не всем мусульманам удается просто жить по законам Корана и Сунны без того чтобы быть втянутыми в трясину конфессионных разногласий. Так же как и другие религии Ислам полон людьми по тем или иным причинам (и не всегда плохим) уверены в собственном моральном превосходстве и настойчиво осуждающими своих единоверцев за их якобы ошибочную веру или за что-то, что они привнесли в свои практики. Такие люди ведут себя так, как будто у них есть сертификат от Аллаха подтверждающий верность их пути. Простите меня за некоторую толику сарказма, на самом деле у меня нет права для резкой критики; да, есть вопросы в которых я очень силен, и по которым мое мнение более объективно чем у кого-то другого, однако, я волне могу видеть только часть истины, только одну сторону медали.
Величайшие ученые Ислама - люди чья набожность уже не встречается в наши времена, и чья эрудиция лежит далеко за пределами нашего понимания - у всех у них было общее качество: они не рассматривали себя людьми которые не допускают ошибки, и они не думали что их мнение по какому-то вопросу является окончательным и бесповоротным. Было задокументировано, что великие Имамы, когда их спрашивали, зачастую отвечали “Lā adrī” (Я не знаю!) Способность сказать «Я не знаю» признак истинного знания и истинной веры, и что-то что редко можно услышать в наши дни.
Я не ставлю своей целью критику каких-то групп людей, и именно по этой причине намеренно избегаю упоминания конкретных общин, но в последнее столетие наблюдается резкий рост числа людей, которые дискутируют о сущности Пророка Мухаммада (Да пребудет с ним Аллах). Вы можете обратиться к классическим Исламским текстам, но там на найдете информации о природе и сущности Пророка Мухаммада (Да пребудет с ним Аллах); причина этого в том, что такие дискуссии своего рода нововведения которые недавно пришли в Ислам. По моему скромному мнению, такие разговоры о Пророке (Да пребудет с ним Аллах) абсолютно напрасны, бесполезны и, как минимум, неуважительны.
Пророк Мухаммад (Да пребудет с ним Аллах) был самым лучшим творением, и все его качества которыми он обладал, были наилучшими. Научные дебаты могут бушевать был ли Он (Да пребудет с ним Аллах) создан из Света или Земли или же из того и другого, но фактически, то из чего был создан Пророк (Да пребудет с ним Аллах) является самым лучшим материалом, и будучи созданным (Да пребудет с ним Аллах) он был идеальным творением.
Пророк Мухаммад (Да пребудет с ним Аллах) был “bashar”, что подтверждается текстами Корана, и это слово обычно понимается в значении «человек». На самом деле, люди - лучшие создания, а Пророк (Да пребудет с ним Аллах) лучший из лучших. Никто не должен недооценивать истинную цену того кого называют “bashar”, они представители Аллаха на Земле. Если кто-то скажет, что Пророк (Да пребудет с ним Аллах) был создан из света, а остальное человечество было создано из праха земли, то тогда Он (Да пребудет с ним Аллах) не является человеческим созданием (или bashar) таким же как мы.
Большое количество научных (а еще больше невежественных) дебатов ведутся о пределах духовности Пророка Мухаммада (Да пребудет с ним Аллах). Одни школы утверждают что Он (Да пребудет с ним Аллах) может присутствовать где угодно и видеть все что мы говорим или делаем. Другие школы доказывают, что это утверждение ошибочно и идет в разрез с верой. Представители первой школы были людьми имеющими прекрасное понимание в вопросах духовности, учеными сведущими в Исламе; к сожалению, их аргументы не были предназначены для всеобщего употребления и стали оружием в ненаучных спорах, посеявших раздор между мусульманами.
Я задаюсь вопросом, всегда ли уместно автору спортивных новостей в сельской газете критиковать стиль и лексику Шекспира, Данте или Гёте? Даже этот вопрос не достаточно точно отражает пропасть в уровне знаний спорящих и тем кого они пытаются оценить! Полное невежество! Важный момент, который нужно понять, что Пророки, Святые и все сподвижники и так же все ученые и просто верующие люди, а так же как все ангелы и все джины, все демоны, и все созданные существа ограничены в своих способностях. Есть огромная разница между Создателем и его творениями, в самом факте что первый неограничен и абсолютен во всех своих проявлениях, качествах и деяниях, другое дело его творения - по определению они ограничены. Шайтан может быть в нескольких местах одновременно, духовно развитые люди тоже могут обладать такой способностью используя силу своей души; и не требуется глубоких знаний, чтобы признать что Пророк (да пребудет с ним Аллах) мог делать те же самые вещи но с большим размахом и совершенством. Такие же способности есть у джинов и ангелов, и неправильно считать это индикатором совершенства. В тоже самое время хочу подчеркнуть, что нет никаких упоминаний о таких способностях ни в Коране ни в Хадисах, и никто не обязывает мусульман верить в такие способности Пророка (да пребудет с ним Аллах). В тоже самое время не существует причин для того чтобы отрицать это.
Я буду осторожен в своих высказываниях о сущности Пророка Мухаммада (Да пребудет с Ним Аллах), и рекомендую тем кто ищет истину, не влезать в трясину метафизических дискуссий по этому поводу. Один из Величайших Имамов науки о вере (‘Aqīdah), аль-Джувейни пришел к выводу, что самый простой способ достичь рая это придерживаться веры простых людей. Сам он молил Бога чтобы умереть с такой верой, он имел ввиду, что всегда существует категория людей которые не пускаются в скрупулезные философские дискуссии о чем либо - для них черное есть чёрное, а белое есть белое. Если в тексте Корана указано, что небо голубое, тогда они и умрут с уверенностью, что именно так и есть, даже если они будут видеть множество других цветов радуги на небе. Так живет огромное количество современных народностей в мусульманских землях. Ибн Араби в свое время заявлял что хоть и существует необходимость в большом количестве экспертов в духовных законах, достаточно только одного специалиста в религиозных науках в одном месте; его священный долг - оберегать верующих от интеллектуалов которые своими рассуждениями отвлекают людей от реальных вещей. У простых людей, как утверждает Ибн Араби, нет проблем с верой, они имеют прирожденную склонность чувствовать истину, их жизнь находятся в равновесии с “fitrah” - естественными законами природы. Фактически Исламская религиозная наука, известная как ‘Ilm al-Kalām, зародилась когда мусульманские мыслители начали изучать греческую философию, что дало толчок к искажениям основанным на умозаключениях в противовес откровениям и сакральным текстам.
[1] [1] ‘Ilm al-Kalam literally means ‘The Science of Speech’, and it was styled thus because one of the first themes it sought to disclaim the assertion by the Mu’tazilites that the Qur’ān was the Created (as opposed to Eternal) Speech of Allah Almighty.