Продолжение второго дня в Таллине, беседы, истории и "правило разбитых окон"

Nov 19, 2015 18:42


Впечатления начинают стираться, и вот кучкуются в этот рассказ  о том, что не только фактически видели, а что услышали или почувствовали.

Вот из всего мною написанного может порой показаться, что я ругаю Россию и русское, в а европейское прямо влюблена. Прежде всего не Россию и руское я ругаю, это точно, это слишком общие понятия , а еще  многие сделали из слова " патриот" ругательство, а отстаивание любых национальных достоинств сейчас попахивает национализмом. Для меня это больная тема. Еще вынуждает таки подытожить впечатления от первой встречей с "загнивающей Европой" вчерашняя прогулка по центру нашей культурной столицы.


За всю поездку мы встретили одного скандалиста, он ругался по-английски и адресовал факи работникам, устанавливающим ёлку. Смешной тип. Так нелепо это смотрелось. И один раз встретили пьяного, в автобусе Таллин-СП-б. При этом район, в котором мы жили считается неблагополучным, а возвращались мы поздно. При этом Эстония считается невероятно пьющей страной. Ну вот так вот нам повезло. Попрошаек мы встретили однажды. О, в Питере это прям кошмар, потому как ты прекрасно понимаешь, что это мафия и обман, и сердце твое закрывается, а тут такие организованные группки, тип линять вместе, или чтоб не обижали. Люди очень беженской южной внешности. Я очень сочувствую беженчам, но и эти выглядели именно как орг-группа, а не нуждающиеся. Неприятные. Но вот прямо грязных бродяг, сидящих в парках или чуваков, которые просто нависают над тобой в метро, когда ты покупаешь жетон и спрашивают " мелочуга есть? " тут мы не встретили. А в Петербурге вчерась налюбовались и видом и ароматом представителей такого вида живых существ не единожды...

В старом городе очень чисто на улицах. Настолько чисто, что когда мы видели на мостовой конфетный фантик ( знаем, что идет он с ратушной площади и добыт у Дед-Мороза), когда видели картонный стакан из-под кофе или колы в кустах рядом с готической церковью - мы рефлекторно подбирали это и искали урну. Они нечасто, но  точно встречаются. Видела я как собачка изволила покакать на ступеньки у дверей, которые я нацелилась сфотографировать. Хозяин все собрал в пакетик. Вчера вот на ул. Беллинского хозяин животного совсем не побеспокоился о том, какое оживление в пейзаж оно внесло. Это прям экологическая катастрофа была просто! В Таллине вот нельзя , а на Беллинского можно... Благодарность моя дворникам не имеет границ. Что бы делала наша культурная столица без них ?  Мы часто собираем случайный мусор в Питере и выбрасываем на место. Это нормально. Мы не лезем разбирать свалки мимоходом, но мелочь, небрежно брошенную нам поднять за кем-то не сложно. А вот убрать собачьи какашки ? Вот чтобы чисто стало и мир во всем мире ! Увы, я пока на это пойти не могу. Не уверена, что это правильно, но вот пока не могу. Будем надеяться на сознательность собачников и на дворников . надеюсь, что у меня хватит сознательности начать выходить на субботник. Еще больной вопрос. Как только мы приехали в Питер у меня была даже игра - чем пахнет какая улица? И вот знаете, к улицам в центре кроме аромата кофе, табака, духов всегда приписывался аромат туалета. Питер без аромата зассаных подворотен - это ж не то совсем. ООООй, увы-увы. Вчера просто гуляем по невыразимо прекрасной и любимой набережной Фонтанки ( это мы после Таллина нагуливаем обратно любовь к своему городу), впереди кто-то курит вишневые или шоколадные сигареты,ммммммм, это потрясающий аромат, а из арки ведущий во двор конкретный удар по носу мочёй. Вот такой вот "это Питер, детка". В Таллине таких ароматов не встретили. Вообще, вопрос цивилизованного справления нужды всегда очень актуален для туристов, любителей прогулок куда глаза глядят и беременных женщин. Несколько омрачаются впечатления, пока терпишь и ищещь, в какую бы не самую пафосную кофейню заглянуть с этим вопросом. Хотя Артем считает, что стесняет это далеко не всех русских, ибо те слывут очень нахальными туристами, а только странный узкий круг лиц. Не знаю. Я только к концу путешествия обнаглела до того чтобы решиться зайти в кафе и испросить дозволения посетить их туалет. Артем с первого раза не смог - не поняли о чем горорит он, на хорошем английском эстонцы, которые может не так его знают. Короче, кроме прав на жизнь, свободу и собственное мнение цивилизованный человек имеет право цивилизованно же сходить в туалет. Оказалось, что в Таллине это нормально. Кабиночки в парке стоят, например 20 евроцентов ( около 15р. ) а не 25 и не 30 р. как в СП-б. и в кафейни пускают без осуждающих взглядов вслед.
Разбавлю тему картинкой







Вот пока мы гуляли воскрессным ночером с Ёлкой и Сашкой по старому городу, они рассказывали всякое. Ну, во-первых они образонанные и очень разносторонние люди, путешественники, повидавшие многое и их мнению можно доверять. Просто спокойно делились.


Красный флаг заштрихован и ответ подписан рядом. В разъяснениях не нуждается. Да, на стенах старого города встречаются граффити. Увы ( Ну и на Родине предостаточно такого добра. Это как в "Белом солнце пустыни"  - мы взяли самые старвые ковры!!! Так и в Выборге, например, полно надписей на самых старых стенах.

Рассказали, что в старом городе много жилых домов. Что с приходом совенской власти их поделили на коммуналки, а после наступления независимости  развезли большущую программу по восстановлению и по возвращению жилья владельцам или наследникам. Конечно, старые коммуникации, нет магазинов, парковок и детских садов, но многие живут в старом городе, не для бизнеса ( лавка, галерея, хостел, а вот живут). В Питере посчитали, сколько денег надо на восстановление жилья из фазы коммуналок в первозданную или современную, посчитали и не взялись. Нереально. Еще старый город очень интенсивно восстанавливали. И сейчас это такая сказочная пряничная красотища, которой вовсе и не было при советской власти. Считается, что сохранение наследия для эстонцев принципиально и является не только государственой программой, но и очень важно для жителей. Как пример нам напомнили о Выборге, который рассыпается в труху, Копорье и Изборгске, которые рассыпались, о бесценном Пскове - состояние этих городов очень плачевное. В Минске вроде как тоже очень мало уцелело. А вот в Таллине удалось сохранить и восстановить очень многое. Есть мнение, что именно блпагодаря сознательности жителей. Хотя в тяжелые времена видели флюгер Старого Томаса на толкучке, который от бомбы разбился о мостовую. Так потом и не нашли ( в книжке это мы прочитали ) Но тут ведь всякое бывает. И косулю тырили. Увы, я ее кажись не фотографировала.
Это Старый Томас в городском музее.



А это фонарик на улице Лай. Конечно владельцы всяких заведений из кожи вон лезут, чтобы сделать вход привлекательным и заинтересовать прохожего. Вот такой фонарик. Два вечера мы заставали его негорящим. На третий специально взяли свечу и зажигалку. Видимо наше прометейство не прошло даром и на следующий день он уже горел сам, без нашего участия. А сейчас будет нищебродский зубовный  скрежет. Вы видите эти фонарики ? Их два !  Деревянный, пусть и без стекл и стеклянный, как из кусочков. Да по барнаульским меркам это бесценное сокровище ! По питерским - дорогое удовольствие. И оно ничем не привязано и не прибито. Я проверила. Последнее дело красть фонари у Сказки. Но для россиянина, которому такого очень надо  это большой соблазн.




Еще здесь очень здорово консервируют старые фасады. Сносить старое, строить новое нельзя, но чтобы сохранить старые стены из штукатурят, а старинные фрагменты оставляют зиять, как в окошечках. По всему городу полно таких заплаток наоборот, т.е. прорех - иногда с рельевом скульпрурным, надписью, бордюры, карнизы, порталлы.
























Плакат с противоречивой картинкой и надписью " Я не поддерживаю твое нение, но я буду до смерти отстаивать твое право высказывать его". Такая западноевропейская идилия  о том, что человечество уже не может и помыслить такого, что причинит принципиальный вред и непоправимую трагедию. Гуманизм! Проходили мы в универе про сверх-человека Ницшеанского, так он и говорил, не время, не время, мы примитивны мол, не всем все можно, не все способны сами выбирать себе свою собственную мораль . Вот и огребаемся сейчас событиями в мире, увы ( . Хотя у всех свое мнение, право на его высказывание и осуществление. Ыч-ыч больная тема. Но для Эстонии тема свободы еще очень острая. Пусть будет тихой и мирной эта прекрасная страна!


А это старинные перекрытия в городском музее. Здесь моделируется кухня, утварь и очаг.


Еще нам экскурсовод рассказывала об особенностях религии в Эстонии и Таллине в частности. Город напротяжении многих веков находился под властью совершенно разных влияний. И все , кто приходил покомандовать, приносили новые инструкции о том, в кого и как сейчас правильнее верить. Католики, протестанты, православные, другие разные конфессии, "обнимающие деревья" язычники сейчас прям популярны. так вот, для таллинцев не имеет значение, в храм какой конфессии ты идешь помолиться, их как никого научила история тому, что это все теология и шелуха человекеская, а Бог един. Так хорошо прямо )))
Читала легенду о строительстве шпиля Оливисте, так вот , аж 7 мастеров погибло при строительстве. Но пока седьмой еще строит, все получается, стали поговаривать о его сговоре с нечистым, что видели его беседующим  с маленьким человечком в красном камзоле . И думали так - мол, Бог не помогает строить шпиль-маяк, ну пусть этот поможет, в камзольчике, и мастера не терроризировали претензиями - работа - то идет , а мастеров не напасешься - падают. Шпиль достроили таки и он долгое время был самым высоким в мире сооружением! Читаем мы книгу Юри Куускемаа "Легенды и были Старого Таллина". Так вот, многие сторонники великоросской точки зрения на историю взаимодействия народов и их место в оной считают такое приспособленчество, обусловленное вынужденным подчинением на долгиие века, позорным и нацию не украшающим. Ну, что ж поделать? Мне вот такая позиция весьма симпатична. Видимо я всетаки не викинг в душе, которому - пусть я помру, но все пожгу и с собой унесу побольше врагов. Мне ближе сохранение и выживание, счастье и благополучие. Я женщина, мама, искусствовед, для которого наше историко-культкрное наследие не просто туристический аттракцион. Так вот, именно эстонцы совершили переворот  и добились независимости от СССР совершенно мирным способом , никаких жертв вообще! Перегородили дорогу в замок Тоомпеа большущими валунами ( прям как в старые добрые времена) и взявшись за руки стали песни распевать и демонстрировать народное единство. Ну, не все, конечно, поддержали отделение от Союза, но что без стрельбы и драки - это уникально и совершенно прекрасно.

Вот такие дела.

Ну о о правиле "разбитых окон" Оно сводится к тому, что там, где битые окна и бардак рука сама тянется продолжать в том же духе. А где причесано, помыто и пострижено - ты волей неволей подстраиваешься и ведешь себя так же, хоть эта щепитильность тебе может быть не несвойственна. эдакий конформизм. Мы же социальные существа, коллективный разум. вот в нашем питерском райончике нет никакого желания выставлять фонарики, новогодние украшения и прочую прелесть. Это неуместным кажется. Те же субботники. Благороднейшее дело! но у нас с незапамятных времен  в голове сидит, что это обязаловка и только лохи туда ходят. Вот с этим я буду работать в своей голове.

Продолжение следует.

Таллин, Это не сказка такая - это жизня такая..., Мысли и мыслишки

Previous post Next post
Up