Сейчас Третьяковка празднует грандиозное, давно ожидаемое событие - открытие нового супертехнологичного корпуса на Кадашевской набережной, по какому поводу проводит там большую выставку художников - передвижников.
При том что выставка выше всяких похвал, самым поразительным оказалось другое, то о чем я раньше не задумывалась: что "Товарищество передвижных художественных выставок" изобрёло новую бизнес-модель в продвижении художественного творчества, и очень, очень успешную при том; реальный, как сейчас сказали бы, дизрапт.
Смотрите, до того времени живописное искусство существовало в загончике частных и государственных заказов. Аристократы и богатые люди заказывали художникам картины, и потом вешали их на стены в своих домах. И на этом, собственно, всё, история заканчивалась - широкая публика их никогда не видела.
Выставок в нашем понимании, соответственно, не было. Процессом же художественного обучения и присвоения всяких ачивок и регалий, рулила Императорская Академия художеств (та, что в Питере со сфинксами у подъезда).
И вот Крамской со товарищи придумали новую бизнес-модель: воспользовавшись быстро развивающейся в то время сетью железных дорог с одной стороны, и ростом благосостояния земства и купечества с другой, они решили устраивать передвижные выставки-продажи картин членов Товарищества по всей России.
Идея оказалась прорывной: выставки имели сногсшибательный успех. В том числе и коммерческий, что позволило многим художникам вырваться, наконец, из нищеты.
Потом у них тоже все было не просто - как это обычно и бывает у людей, особенно творческих, но это уже совсем другая история. 😉
Взято и картинки здесь
https://t.me/Tari_bird/1174?single