Воскрешение

Apr 16, 2023 11:09

Простите , уважаемые друзья, что я снова кого-то цитирую.

Но сегодня я прочитала у Мараховского офигительный текст, который как будто написан в точности для меня. Ибо я тот человек, преисполненный до макушки рациональным мышлением, который, хотел бы..., нуждается..., желает веры.

Чтобы облегчить вам выбор, читать эту простыню или нет, вот его центральный по смыслу кусочек:

Представим себе на минуту страшное: мы - не все люди, а только мы лично - вдруг обрели дар чтения мыслей. И не просто какого-то там подслушивания внутренних монологов (если подслушать поток, получается бредятина непонятней «Улисса»), а буквального видения ближних насквозь в полном объёме. Всех их чувств, мимолётных побуждений, подспудных намерений, скрываемых мнений и затаённых ненавистей, завистей, вожделений, обид и злорадных наслаждений.

Всё, что от нас требуется - это продолжать среди них жить и сохранить к ним доброе отношение.

Коварный вопрос: на сколько нас хватит?



Marahovsky
Краткое руководство по исключительным подвигам

Воскресенье, ув. друзья. У нас рубрика «Собеседники Вечности», и в студии ув. Собеседник Вечности Нико Вардапетян с вопросом, который как никогда соответствует названию рубрики.

«Уважаемый Виктор,

с большим удовольствием прочёл Ваш, как Вы сами сказали, резкий ответ на вопрос об образе Девы Марии в священных текстах. Огонь в разных смыслах - непременный спутник религиозных споров, так разрешите несколько поднять градус, и заранее благодарю даже за самую резкую отповедь.

Некоторые церкви уже отпраздновали, православная скоро отпразднует воскресение Христа после принесённой им величайшей жертвы. Жертва была настолько велика, что её хватило для спасения всего человечества и дарования ему вечной жизни.

Зажмурившись от смелости (хотя, конечно, не мы первые такие смелые), спросим - а в чём, собственно, беспримерность жертвы? В том, чтобы провести несколько, не спорю, крайне неприятных часов на кресте, заранее зная о предстоящем воскресении? Так тысячи людей прошли через это и до и после указанного события - только им никто воскресения не гарантировал. В том, что это было не наказание за преступления, а добровольная жертва за человечество? Ну так среди тех тысяч наверняка были как минимум десятки, которые тоже шли на казнь добровольно, желая что-то этим донести до человечества - пророков и одержимых в истории хватало. В том, что пожертвовал собою не кто-нибудь, а Бог? Но уж как минимум божественная ипостась Христа воскресла после казни полностью; насчёт человеческой, я так понимаю, мнения будут разные в зависимости от того, говорим мы с моно-, миа- или диафизитом, но даже если человеческая ипостась погибла - потеря ли для Бога? Он же не стал после этого менее совершенным. Его воплощение - это, с точки зрения божественной биографии, просто короткий проходной эпизод.

Возможно, вопрос вообще не имеет смысла - как Вы сказали, читать Евангелия можно либо как любой древнелитературный текст (и тогда заранее принять, что в них будет масса конфликтующих друг с другом заимствований из более древних текстов - в данном случае мотив жертвы Бога, который, как смогли, связали с мотивом искупления первородного греха, потому что нельзя же было оставить сюжет незамкнутым, а человечество проклятым). Либо читать их, изначально исполнившись веры, и тогда какие могут быть вопросы, если перед глазами священный текст? Величайшая жертва - стало быть, она. Написано же.

Однако, боюсь, некоторые все же читают Евангелия третьим способом - веры пока не имея, но лишь в надежде исполниться её, и вот тут подобные вопросы создают препятствия. Я даже подозреваю, что подобные вопросы могут начать одолевать и тех, кто веру изначально имел. Так имеет ли смысл их задавать? Или, как завещал один из основоположников христианства, надо «веровать, ибо абсурдно»?»

Это тот случай, ув. друзья, когда писать нужно либо много, либо мало. Я решительно выберу второе - и потому, что мало знаю, и потому, что праздник, и потому, что ув. друзья-атеисты, возможно, в этом апреле несколько утомлены религиозной тематикой.

Представим себе на минуту страшное: мы - не все люди, а только мы лично - вдруг обрели дар чтения мыслей. И не просто какого-то там подслушивания внутренних монологов (если подслушать поток, получается бредятина непонятней «Улисса»), а буквального видения ближних насквозь в полном объёме. Всех их чувств, мимолётных побуждений, подспудных намерений, скрываемых мнений и затаённых ненавистей, завистей, вожделений, обид и злорадных наслаждений.

Всё, что от нас требуется - это продолжать среди них жить и сохранить к ним доброе отношение.

Коварный вопрос: на сколько нас хватит?

Зная (и то лишь до известной глубины) одного только ув. себя и полагая, что я человек довольно обычный, вряд ли отличаюсь какой-то совершенно исключительной порочностью и могу плюс-минус считаться типовым представителем Homo - скажу со всей ответственностью: меня, окажись я в окружении видимых насквозь себе подобных, не хватило бы ни на сколько.

Я бы даже сказал, что это было бы крайне изобретательным и мучительным проклятьем: ведь достаточно выйти на улицу, чтобы увидеть целую улицу чудовищ; зайти в автобус, чтобы оказаться в автобусе, полном мутантов; поработать в дружном коллективе неупокоенных под руководством рептилоида, потом заглянуть в школу монстров, забрать оттуда маленький кошмар и, наконец, вернувшись домой, с теплотой посмотреть в глаза лживого трусливого чудища.

Замечу: это всё я не выдержал бы, будучи всем перечисленным сам. Будь я хорошим, пожалуй, мне пришлось бы ещё тяжелей (хотя, казалось бы, куда).

А теперь заглянем в миф - и посмотрим на историю его глазами.

И для начала попытаемся представить непредставимое: не просто человек и даже не просто хороший человек, а Бог. Тот, что Альфа и Омега, начало и конец, Сущий, Творец Вселенной, всеблагой и всемогущий, всезнающий и так далее. Создавший (быть может, в числе годзиллионов иных миров) одну симпатичную планету и населивший её не просто аквариумными рыбками и овечками, а дорогими и бесценными на свой лад творениями - теми, что по образу и подобию.

Эти бесценные творения, получив свободу, как мы помним, моментально воспользовались ею для того, чтобы испортить себя и всё вокруг, превратить себя и мир в нечто довольно чудовищное, подверженное тлену и смерти.

И Бог - Тот, что Альфа и Омега, Яхве и Элохим - тысячелетиями наблюдает, как эти бесценные творения слипаются со своей чудовищностью.

В Ветхом Завете, как известно, есть характерная особенность: первые люди - уже даже падшие, но всё ещё не съехавшие в своём мутантстве слишком далеко и не растерявшие слишком много образа и подобия - живут веками (Адам 930, Ной 950). Затем сроки начинают сокращаться (Авраам 175, Иаков 147, Иосиф 110, Моисей 120). Причём если поначалу они считают это благословением, то со временем долгожительство уже перестаёт быть таким несомненным плюсом. А когда Ветхий Завет в лице 360-летнего старца Симеона, которому было обещано, что он дождётся Мессии, наконец встречает Новый - Христа-младенца - то Ветхий с облегчением выдаёт: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (то есть «наконец освобождаешь»).

Бог всемогущ. Бог может повесить в небе громкоговорители, а над каждым человеком по карающему коптеру, и заставить всех вести себя хорошо (что бессмысленно, поскольку Он видит всех насквозь). Бог может исправить людей (что означает, как помнят все читатели Стругацких, стереть людей и заменить другими, лишёнными свободы). Бог может сделать также вещи, о которых мы не имеем ни малейшего представления - слишком слабо наше воображение.

И Бог выбирает невообразимое - становится одним из людей, совершенно настоящим, тленным, смертным, крошечным. Уязвимым для боли, и голода, и холода, и страха, и муки, и даже одиночества. Понятия не имею, как это возможно технически при столь несопоставимых масштабах (Бог по условиям задачи больше Вселенной, человек значительно меньше коровы) - но уместно отметить, что эта несопоставимость масштабов взрывала мозг и две тысячи лет назад не хуже, чем сейчас.

И Бог, ставший Человеком (и видящий всех по-прежнему насквозь), всё же любит людей. Любит настолько, что умирает - и не просто за них, но от их же рук. Отправляясь в созданную ими смерть, чтобы вывести из неё своих палачей (ибо смерть есть следствие греха, а жертва Христа, грехов не имевшего, взломала смерть как сущность). Дав людям на Земле - проживанием среди них этого мифа IRL - возможность причаститься Своей природы (христиане, между прочим, едят плоть Бога и пьют кровь Бога. Можно ржать про вампиров-людоедов, а можно завидовать) и тоже избавиться от смерти.

В чём беспримерность жертвы Христа, спрашивает ув. Нико. По мне, так в том, что Христос всё же смог нас любить - несмотря на то, что, в отличие от всех героев и фанатиков прошлого и будущего - видел нас насквозь.

чудеса, личности, я сама

Previous post Next post
Up