Уважаемый
hranitel_drev! Если бы Вы жили поближе, в Москве, мы могли бы с Вами встретиться и поговорить обо всём. Я думаю, что разговор был бы интересен для нас обоих, и, может быть, мы могли бы в чём-то друг другу помочь. Но, к сожалению, это невозможно, и придётся говорить публично.
Многие Ваши комментарии я читаю с интересом, даже с удовольствием и даже не без волнения. Когда Вы выражаете мысли и чувства, которые я разделяю, то делаете это лучше, чем могла бы сделать я. И я Вам за это благодарна. Но иногда я с Вами не согласна и прямо-таки диву даюсь, как такой человек, как Вы, может рассуждать так банально и примитивно, и говорить то, что не соответствует действительности.
Но сначала о том, что нас объединяет. Мы болеем одним и тем же, Россией, и оба испытываем ностальгию по СССР, я это почувствовала, читая Ваши комментарии. Говорят, что ностальгия по Советскому Союзу - это пережитки имперского мышления и что это тоска по сильной руке. У меня это не то и не другое. Моя ностальгия - это и есть, собственно, ностальгия, ностальгия в чистом виде - тоска по родине. «Ностальгия - это форма реактивного состояния, обусловленная длительным отрывом от родины». Человеку свойственно любить родину, он - животное территориальное. Как волк, отметивший свою территорию, чувствует все, что на этой территории происходит, и не нюхом, а каким-то необъяснимым образом, эта территория становится частью его самого, так и я ощущала всю огромную страну, как часть своей личности. Разделение страны пережила как ампутацию, все культи болели, и сейчас испытываю то, что в медицине называется фантомными болями.
В Советском Союзе было много хорошего, о чём можно сожалеть. В СССР все учились. Весною, бывало, в какой дом ни войди, вся семья готовиться к экзаменам - от мала до велика. Учились в школах, в средних и высших учебных заведениях, аспирантурах, институтах повышения квалификации, на курсах иностранных языков, и всяких других курсах, в различных студиях и кружках. Я и сама почти до выхода на пенсию училась в Институте усовершенствования работников информации при ВИНИТИ (Всесоюзный институт научной и технической информации). Появлялись новые методы и технологии, и не хотелось отставать. Сейчас все бросились зарабатывать, и учиться как-то нет ни времени, ни желания.
В Советском союзе все люди читали книги. Чтение было частью образа жизни, такой же, как сон или еда. Все находили время для чтения ежедневно, если не днём, то ночью, если не дома, то в библиотеке или даже на работе. Теперь всё изменилось, феномен чтения остался в прошлом. Наверное, так произошло не только у нас, но и других странах, но у нас это совпало с распадом СССР. Конечно, совпадение во времени не означает причинно-следственной связи, но воспринимается именно так.
В СССР я была молода и любим, и у меня были друзья. Тогда все ещё были живы, нас было много и нам было хорошо вместе. Окуджава написал:
«Как вожделенно жаждет век
Нащупать брешь у нас в цепочке,
Возьмёмся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке».
И мы крепко держались за руки, и нам не страшны были никакие беды. Людей лучше, чем мои друзья никогда не было, нет и не будет, во всяком случае я это так воспринимаю. И я стала вести ЖЖ для того, чтобы рассказать о них. Они все ушли, я осталась последняя, и у меня перед ними долг. Пока я жива, они живы в моей памяти, и я хочу, чтобы и вы, дорогие читатели, о них узнали. И так получилось, что всё это счастье, молодость, любовь, дружба, чтение прекрасных книг - всё это у меня было в Советском Союзе.
У меня есть страничка воспоминаний о прощении с Советским Союзом, я ее не помещала в ЖЖ, но пусть сейчас она будет частью нашего с Вами разговора.
Воспоминания. Теплое лето 1992 года.
Продолжение следует.