О Печорине нужно ещё сказать, что он не созидатель, а разрушитель. И это роднит его с Демоном. То, что Лермонтов назвал его героем нашего времени, говорит о многом. Лермонтов вообще позволял себе говорить от имени поколения, и, несомненно, имел на это право. Он написал:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
<…>
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Здесь очень ценно признание о холоде в душе. Ещё Лермонтов пишет, что его поколение состарится в бездействии. Он и его ровесники были образованные, умные, полны сил. Но «в бездействии» для действия не было поприща. Не к чему было приложить силы. Советское литературоведение называло их «лишние люди». Вот каково это - будучи полным сил, ощущать себя лишним человеком. Поколение Лермонтова немного похоже на моё поколение. Мы тоже можем сказать о себе «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом».
Я не помню, откуда я знаю, что когда Лермонтов приехал на Кавказ и представился своему военному начальнику в высоких чинах, тот сказал Лермонтову: «Я солдат, и поэзией не увлекаюсь, но ваша… «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя, богатыри - не вы. Плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля, не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы». Вот откуда вы, молодой человек, смогли так хорошо всё это понять и так точно выразить? Кому же вы в Петербурге насолили, что вас к нам сослали?» Лермонтов ответил: «Насолил, наверное, больше всего самому себе». И собеседник его понял.
Хотя цели завоевательной войны, которую Россия вела на Кавказе, не вызывали у Лермонтова сочувствия, сражался он храбро. Лермонтов представлялся к военным наградам, в том числе к золотой сабле с надписью «За храбрость». Это был очень авторитетный знак воинского отличия. Владельцы «золотого оружия» с 1807 года причислялись к кавалерам высшей воинской награды Российской империи - ордена святого Георгия. Однако ни одной награды, к которым он представлялся, поэт и герой боевых действий не получил. Верно, не умел угодить начальству.
Если говорить о Лермонтове как человеке, то мне кажется, что он был человеком недобрым и с плохим характером. У меня есть ощущение, что у него был и комплекс неполноценности, и комплекс превосходства. Комплекс неполноценности, возможно, был связан с какими-то особенностями его внешности. Он был небольшого роста и непропорционально сложен.
Продолжение следует.