Goreslavich затронул очень важную и интересную для меня тему, может быть, самую важную и интересную - тему города. Я живу в городе, город - моя естественная окружающая среда, моя среда обитания, только в городе я чувствую себя комфортно. В городе я всё понимаю, легко найду самый сложный адрес, в городе меня ведёт чутьё. А не в городе на меня нападает тоска. У нас есть прекрасная дача в Кратово, 42-й километр по Рязанской дороге. Она досталась моему зятю Олегу в наследство от его дедушки-кгбшника. Там несколько кгбшных дач. Дедушка Олега в академии КГБ преподавал основы марксизма, и за это ему дали дачу. Так вот, я на этой даче не была ни разу. Мне интересно, какая у ребят дача, и я её знаю по фотографиям. Лена сфотографировала дом со всех сторон, каждую комнату, каждый уголок, а также участок, так что про дачу я всё знаю.
Меня интересует город как таковой, город как организм, как кибернетическая система, особенности планировки и застройки, все аспекты функционирования города. И чем больше город, тем он мне более интересен. Наш яблочник и мой друг Дима Илюшин переехал в Америку на постоянное место жительства и живёт в Нью-Йорке на Манхэттене. Мы с ним долго переписывались, сейчас переписка немного заглохла. Вот я прислала Диме вопросник про Нью-Йорк из сорока вопросов. Дима мне добросовестно и подробно ответил на каждый вопрос, за что я ему была очень благодарна, так что я как будто побывала в Нью-Йорке. А ещё до Димы я знала Нью-Йорк из романа Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Лимонов у нас революционер, ненавидит Америку как оплот империализма, но на Нью-Йорк эта ненависть не распространяется. Эдичка урбанист, как и я, и Нью-Йорк он любит, оправдывая эту любовь тем, что когда-нибудь в Америке будет социалистическая революция, и главную роль в ней будет играть Нью-Йорк. Лимонов в своём романе описал Нью-Йорк очень подробно. Как в литературе останется Париж Хемингуэя, я имею в виду «Праздник, который всегда с тобой», так останется Нью-Йорк Лимонова. Я ему за знакомство с Нью-Йорком очень благодарна. От дома, где Эдичка жил, до ресторана, где он работал официантом, было 15 минут ходьбы. Лимонов описал каждый дом, мимо которого он проходил, идя на работу. А если, например, ему случалось подраться, то, описывая драку, он указывал, что она произошла, например, возле дома №63 на 42-й улице. Вообще, всё, что пишет Лимонов о своей жизни в Нью-Йорке, ложится на биографию города.
Я занималась городом профессионально. Когда я работала в ЦНТБ по архитектуре и строительству, я в нашем блоге об этом подробно рассказывала, наш отдел выпускал реферативный журнал по архитектурной и градостроительной тематике. Рефераты мы писали сами, для этого я 8 часов в день читала архитектурные журналы на 7 славянских языках, включая русский и украинский. Из этих журналов я знала обо всех новых тенденциях в архитектуре и градостроительстве и обо всём новом, что в городах построили. Мой муж Игорь Тареев интересовался архитектурой и градостроительством не меньше, чем я, а разбирался в этом лучше, чем я. Можно не интересоваться живописью и не ходить в картинные галереи, не интересоваться музыкой и не ходить в концерты, не интересоваться литературой и не читать книги, но от архитектуры никуда не денешься. Она окружает нас и влияет на нас, даже если мы этого не осознаём.
Конечно, нам с Игорем хотелось посмотреть города, хотелось путешествовать. Но в советское время это было невозможно. Про заграницу и говорить нечего, наша страна была отделена от всего мира железным занавесом. Но и по стране ездить было трудно, потому что в городах было мало гостиниц. Я приехала в город Стерлитамак в командировку от журнала «Советская женщина», и в единственной в городе гостинице места мне не нашлось. Добрые девочки, сотрудницы гостиницы, пожалели меня и устроили меня в бельевой, постелили мне постель на большой гладильной доске. Можно было ездить в курортные места, где местные жители на курортный сезон сдают своё жильё отдыхающим, а сами переезжают в сараюшки. Конечно, все такие места в Крыму и на Кавказе мы с Игорем объездили. Одно время в Москве работала фирма, которая для желающих бронировала места в гостиницах в столицах союзных республик. Бронировала на пять дней. Мы с Игорем воспользовались услугами этой фирмы и поехали в Тбилиси. Пять дней на такой город, как Тбилиси, очень мало, но я нашла там свою подругу студенческих лет Эмму. Она была уроженка Тбилиси, а в Москве она училась в консерватории. Нас с ней познакомил мой друг Саша Родин, она была в него влюблена. Когда мы с Игорем приехали в Тбилиси, я сказала, что попытаюсь Эмму найти. А Игорь сказал, что это невозможно - она, конечно, вышла замуж и наверняка фамилию поменяла. Но я зашла в музыкальное училище, оно было рядом с гостиницей, и объяснила им, кого я разыскиваю. Сказала, что мы с ней дружили 30 лет назад. Для грузин дружба - это святое, тем более 30-летней давности, и Эмму они мне разыскали. Она мне очень обрадовалась, хотела, чтобы мы немедленно к ней переехали, но мы забронированные пять дней в гостинице прожили. А у Эммы мы прожили ещё две недели, она не хотела нас отпускать, так что Тбилиси мы посмотрели. Эту нашу поездку в Тбилиси я уже очень подробно описывала в нашем блоге.
Продолжение следует.