Русский национальный менталитет изменился, появилось понятие «новые русские». То были просто русские, а теперь появились новые русские, какие-то другие. Что русский человек изменился, это видно, как говорится, простым невооруженным глазом. Я сижу дома и вижу людей в основном на экране телевизора. И вижу, что по экрану движутся какие-то неизвестные существа непонятных пород. Изменились лица, изменились глаза, мимика, походка, жестикуляция, причем женщины изменились больше, чем мужчины. Мужчины просто как-то измельчали, а женщины прямо-таки переродились. Может быть, потому, что женщины окончательно отказались от платьев и юбок, у них изменилась походка. Они шагают широко и топают как солдаты. Когда на экране видишь идущую женщину и показана только верхняя часть, то по движению плеч и рук видно, что она шагает солдатской походкой. Сравните хотя бы советских киноактрис Тамару Макарову, Янину Жеймо, Марину Ладынину, Зою Федорову, Любовь Орлову или актрис позднесоветского времени Татьяну Доронину, Алису Фрейндлих, Инну Чурикову, Наталью Фатееву с современными актрисами, героинями бесконечных сериалов, и вы поймете, о чем я говорю.
Изменился язык. Мы говорили, что национальный менталитет закодирован в языке во всей полноте и со всеми подробностями. И мы видим, вернее, слышим, что изменилась не только лексика, словарный состав, но и фонетика - произношение, интонации и даже голоса, причем опять же фонетические изменения в речи женщин проявляются ярче, чем у мужчин. Я не узнаю языка.
Изменились вкусы и предпочтения. Раньше девушки мечтали о прекрасных принцах, а теперь они влюбляются в лысых папиков с толстыми животами, толстыми кошельками, на дорогих иномарках, причем влюбляются абсолютно искренне, это не притворство. Вид денег и дорогих машин вызывает у них физическое влечение к их владельцу, почти оргазм. И роли изменились. Теперь женщины - охотницы, а мужчины - пугливая дичь. Кроме гомосексуалистов и гетеросексуалов появились мужчины-асексуалы, и их становится всё больше. Агрессивная сексуальность женщин пугает мужчин.
В бесконечных киносериалах, которые идут на всех каналах ТВ, мы видим, какой теперь стала русская жизнь. Герои этих фильмов борются за деньги, не останавливаясь ни перед чем. Партнеры, бывшие друзья предают друг друга, подставляют, обманывают. Мы видим похищения, изощренные пытки, убийства. Культ Золотого тельца никогда не был свойственен России, а теперь религия денег - наша главная религия. А от этого у русского человека нет прививки, и поэтому в служении этому культу он порой теряет человеческий облик.
Стремление к богатству, успеху, карьере вообще свойственно человеку. Карабканье по социальной лестнице составляет смысл, цель и содержание жизни большинства людей. Но при этом карабканьи соблюдаются какие-то правила, чтобы карабкающийся не придушил, не угробил, сбрасывая того, кто карабкается рядом. Для этого существует в частности Уголовный кодекс, но не только. Существует этика, нравственность, устанавливающая правила отношений между людьми. Эти правила соблюдают и в конкуренции, в борьбе всех со всеми, за деньги, успех, карьеру. Главный нравственный закон гласит: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». В общих чертах эти правила изложены в священных книгах - в Ветхом и Новом заветах, в Коране и др. В странах Запада верующие теперь составляют меньшинство, мы живем в постхристианскую эпоху, но христианство как нравственное учение своего значения не утратило.
В Советском Союзе с религией боролись, однако установили правило, которое назвали «Моральный кодекс строителя коммунизма», некий нравственный кодекс советского человека. В основе его в другой терминологии лежали те же извечные правила. А вот когда Советский Союз рухнул, то на месте всяких моральных кодексов образовалась пустота. Нравственный беспредел стал нашей реальностью Это касается всех слоев общества, от элит, с которых все берут пример, до социальных низов. Честность, совесть, бескорыстие - это теперь устаревшие понятия. Я не хочу сказать, что так живут все, но так живет большинство.
У меня есть много друзей среди тридцатилетних мужчин и женщин, и все они - прекрасные люди, но все они живут в оппозиции. Я имею в виду не только политическую оппозицию, но и оппозицию ко всему укладу современной русской жизни, к его основным трендам. Люди живут, как-то барахтаясь в приземном слое, не поднимаясь над обыденными потребностями, не объединенные общей идеей, общим делом. Об этих людях поэт сказал: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут: ни сказок про вас не расскажут, ни песен про вас не споют». Но они поют свои песни, лучше бы их не слышать, и рассказывают свои сказки. А одна из этих сказок - фильм «Троцкий». Конечно эти, которые «как черви слепые», не могут понять людей революции. Об этих людях, о некоторых из них, мы еще будем говорить подробно. А сейчас, в связи с фильмом «Троцкий», я хочу сказать о них вообще, коротко.
Такие, как Ленин, Троцкий или Дзержинский, которого сейчас уже изображают как исчадие ада, мы и о нем поговорим, пришли в революцию не от сохи и не из шахты, а из дворянско-буржуазного благополучия. Они сами не были объектами унижения, эксплуатации, принадлежали к привилегированному сословию. Все они были людьми образованными, разбирались в искусстве, литературе, музыке, это было неотъемлемой частью их жизни. Маяковский писал о себе:
Пролетарии
приходят к коммунизму
низом -
низом шахт,
серпов
и вил, -
я ж
с небес поэзии
бросаюсь в коммунизм,
потому что
нет мне
без него любви.
Вот и они бросились с этих небес из любви и сочувствия к угнетённым, к «униженным и оскорблённым».
Некрасов писал:
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Где народ, там и стон...
И вот этот стон страдающего народа они услышали, он позвал их, они не могли не откликнуться. Он привел их к идее общества социальной справедливости, к идее революции ради создания такого общества. Что из этого получилось - это другой вопрос. Такая уж мы страна, что что бы у нас ни собирали, все равно всегда получается автомат Калашникова. Но современному человеку людей революции не понять.
С позиций современного нового русского, выросшего в этом не русском, а «новом русском» мире, они пытаются судить о людях революции. Ксения Ларина, типичная представительница нового русского менталитета, сказала, что у Ленина и Троцкого никаких идей не было, плевать им вообще было на всякие идеи. Так и сказала. Непонятно, ради чего эти люди и их соратники работали в подполье, рискуя свободой и жизнью, мотались по тюрьмам и каторгам. Ксении Лариной понять этого не дано. Она считает, что капитализм - высшее достижение человечества и дальше ему развиваться некуда. Однако мы видим, что он развивается, на наших глазах капитализм эволюционирует в сторону социализма.
Но мы о киносериале «Троцкий»... Весь этот бесконечно наскучивший вам разговор о русском национальном менталитете и его изменении нам нужен был только для того, чтобы понять как оказался возможным в России такой феномен, как «Троцкий», и мне кажется, мы в этом более или менее разобрались.