Дорогие френды! Помощники мои все разъехались. Вернутся к сентябрю. Так что до сентября мы будем встречаться реже, чем мне бы хотелось.
Теперь о последних впечатлениях. Прямо-таки умиляет та радостная готовность, с которой наши граждане принимают грядущие ухудшения своей и так не слишком хорошей жизни и урезание рациона питания и без того не слишком обильного. И себя не пощадим и детей не пожалеем, лишь бы досадить Обаме. И какая жалость, что Обама этого даже не заметит. Если мы ни свою жизнь, ни жизнь детей в грош не ставим, то чего удивляться, что власть этим пользуется и тоже нас в грош не ставит.
Запад ввел санкции против людей из окружения Путина, против чиновников и прочих лиц, которые могли быть причастны к принятию политических решений, мы же в ответ вводим антисанкции, которые накажут крестьян и рыбаков, а заодно и наших простых граждан. В Евросоюзе своим крестьянам убытки возместят, а вот нам с вами никто ничего не возместит, мы хлебнем по полной. Мы даже отдалённо не можем себе представить, чего мы лишимся. Многие продукты, которые мы считаем отечественными, производятся из импортного сырья, а у многих отечественного только фасовка и матка на упаковке. В прочем, мы этому только рады.
Мы утешаем себя тем, что эти санкции станут толчком к развитию отечественного сельского хозяйства. Это даже смешно слышать. Сколько я себя помню, а я себя помню более 80-ти лет, не было такого дня, чтобы в газетах не писали и по радио не говорили о том, как мы поднимаем наше сельское хозяйство, какие меры мы принимаем, как догоняем и перегоняем. Мы слышали о знаменитых трактористах, великих свекловодах, рекордных надоях молока, об этом говорили так много, что мы даже знали имена и трактористов, и свекловодов, и коров-рекордсменок. Но с продовольствием всегда было несколько напряженно. Мясного животноводства у нас не было никогда. Отечественная говядина на наших прилавках - это «отходы» молочного животноводства. Коровы иногда по ошибке рожают не телочек, а бычков, и эти бычки идут на мясо. Причем в раннем возрасте. Никто их не выращивает и не откармливает до какого-нибудь приличного веса. Ещё на мясо шли очень старые коровы, которые перестали доиться.
Теперь же, похоже, нам придется поднимать сельское хозяйство почти с нуля.
Моя ученица Аля ехала на машине из Ульяновска в Москву. По дороге она не видела ни клочка возделанной земли, ни одной коровы, овцы или хотя бы козы, собак и тех не было видно. Кое-где возле домов копошились люди, на своих домашних огородах, и это всё. Всю дорогу вокруг пейзажи сказочной красоты и никаких следов хозяйственной деятельности. То же рассказал мне мой друг Саша о своей поездке на машине в Саратов и обратно. Мой племянник купил дом в деревне, не в дачной местности, а в настоящей деревне. Его соседи живут в деревне круглый год. В деревне нет ни одной коровы. Деревенские жители на своих приусадебных участках выращивают меньше всяких плодов, чем подмосковные дачники. На что живут - непонятно.
Людей, отвыкших от земли, вернуть на землю очень трудно. Крестьянский труд очень тяжел и малопроизводителен. Я почти 4 года войны проработала в колхозе, я об этом рассказывала, и знаю, о чем говорю. Там работают в сезон чуть не круглые сутки, физическая нагрузка превышает человеческие возможности, поэтому женщины к 40-42 годам уже старухи, нога не влезает ни в какую обувь, кроме валенок. Так от валенок до валенок и ходят босиком. Это я говорю про наше сельское хозяйство. А в 1970 году я читала в зарубежном журнале, кажется польском, что в США уровень механизации в сельском хозяйстве выше этого уровня в промышленности в 1,5 раза, а использование электроэнергии в сельском хозяйстве превышает ее использование в промышленности в 1,8 раза. Ясно, что при таком уровне индустриализации и производительность в сельском хозяйстве не ниже, чем в других отраслях экономики, и трудозатраты тоже, труд не каторжный.
Для того, чтобы создать такое сельское хозяйство у нас, нужны огромные капиталовложения и довольно продолжительный период времени, не одна пятилетка.
Мы можем в закупках продовольствия переориентироваться на другие страны, но это тоже не просто и не сразу, и, понимая нашу ситуацию, они с нас обдерут по полной. Сейчас третий квартал. Уже поздновато заключать договора и контракты даже на следующий год, а про этот и говорить нечего. Придётся заключать договора и контракты со странами, с которыми договоров у нас никогда не было. Здесь всё неясно и туманно, неизвестно чего ждать.
Тут на радиостанции «Эхо Москвы» московские рестораторы обсуждали сложившуюся ситуацию. И сказали, что выйдут из положения, закупят говядину в Турции и в Израиле. Но Израиль меня совершенно потряс. Площадь Израиля 20.770 кв. км., и для сравнения площадь Московской области 44.397 кв. км..Почти вся земля Израиля - это пустыня, причем даже не песчаная - там камень и глина. Как из этого иссечь хотя бы зеленый росток - непонятно. Допустим, клубнику и даже помидоры, они выращивают на гидропонике. Но говядина! Вообще удивляет, что Израиль в основном экспортирует сельскохозяйственную продукцию. Как-то принято считать, что у евреев большие способности к науке, к физике в частности, всякие там Ландау, Эйнштейны и пр. Вроде бы сельским хозяйством евреи никогда (кроме как в библейские времена) не занимались, а вот поди ж ты. И на такой крошечной территории, и мы у них картошку покупаем.
Впрочем, когда я занималась информацией в области архитектуры и строительства, то в польских и чешских журналах по сельскому строительству я видела голландские коровники. Это были здания 2-3 этажа, коровы там стояли на вращающемся полу, оператор нажатием кнопки двигал круг, и коровы оказывались у расположенных по периметру за вращающимся кругом пунктов раздачи корма, чистки навоза, дойки, мытья и пр. Голландия тоже очень маленькая страна, однако, экспортирует молочные продукты.
Наш лидер недавно в своем выступлении, кажется в Воронеже, сказал, что он поставил задачу (правда я не очень разобралась, перед кем он эту задачу поставил) увеличить продолжительность жизни в нашей стране. И тут же сказал, что для того, чтобы увеличить продолжительность жизни, нужно повысить качество жизни. Вот как он себе это представляет? Он затеял войну, резко увеличил военные расходы, война вызвала санкции, а он еще ввел ответные санкции, и что будет с нашим качеством жизни? Его не только невозможно будет повысить, его не удастся удержать на сегодняшнем уровне. Нас ждет резкое падение качества жизни. То, что наш президент не понимает, что его внешняя политика и улучшение жизни граждан несовместимы - это и есть синдром измененного сознания.