Исторические загогулины. История о фанатике одной идеи. Продолжение 2

Feb 04, 2014 22:03

Сначала по поводу комментариев к предыдущему посту. Уважаемый hranitel_drev, я не согласна с тем, что уровень развития производительных сил в нашей стране в 80-х годах прошлого века был недостаточен для демократического образа правления. Советская пропаганда утверждала, что «Мы впереди планеты всей», а мы, диссидентствующая интеллигенция в пику этой пропаганде любили говорить, что «Мы Верхняя Вольта с ракетами». Ни то ни другое не было правдой. Мы не были самой развитой страной, но и отсталой тоже не были. У нас было обязательное всеобщее среднее образование (бесплатное), бесплатная медицина, почти бесплатные книги, газеты и журналы, музеи и кинотеатры. Еще мы очень мало платили за жилье и всю коммуналку, за городской транспорт, да и железнодорожный тоже. А ракеты и спутники, они тоже на пустом месте не вырастают. Так что производительные силы в нашей стране на демократию вполне тянули. А насчет того, что в социально-ориентированном государстве темпы развития производства замедляются и насчет того отрицательное ли явление это замедление - так это в настоящее время самый интересный и самый насущный вопрос и мы об этом непременно поговорим.
А если говорить о производительных силах и производственных отношениях, базисе и надстройке, то не кажется ли Вам, уважаемый hranitel_drev, что в развитых странах производительные силы переросли капитализм? Или Вы думаете, что в отличие от феодализма и предыдущих формаций капитализм вечен?

Этот год вообще богат юбилеями. 400 - летие дома Романовых, 100-летие начала Первой мировой войны, 90-летие со дня смерти Ленина. Эти юбилеи некоторым образом взаимосвязаны. Россия вступила в Первую мировую войну при последнем Романове. Первая мировая война стала одной из причин революции в России, в результате которой пало самодержавие. Ленин был вождем на одном из этапов революции.
Мы пышно празднуем 400-летие дома Романовых. Очень гордимся этой династией. И действительно она не хуже других. В ней были сыноубийцы, мужеубийцы, отцеубийцы - все как у людей. Цари всходили на престол в результате заказного убийства своих предшественников - законных монархов. Тем не менее, легитимность их правления у нас сомнений не вызывает. Мы очень гордимся тем, что Романовы завоевали и присоединили к России много чужих земель. Владели Финляндией, Прибалтикой, частью Польши и пр. В наше время царь, затеявший войну с соседями с целью захвата территории, считался бы военным преступником и подлежал бы международному суду в Гааге. Тогда к этому относились иначе. Мы теперь могли бы посмотреть на эти события с точки зрения новых подходов, новых принципов, выработанных человечеством, но мы этого делать не хотим. Русским царям решиться на войну и воевать было легче, чем другим, потому что их народ позволял держать себя в нищете и бесправии. Так что деньги на войну можно было тратить не оглядываясь. В завоеванные земли Россия приносила то, чем сама была богата - нищету, бесправие, отсталость. В 70-е годы прошлого столетия в Польше были проведены исследования уровня хозяйственного, экономического и культурного развития на трех территориях Польши, принадлежавших до конца Первой мировой войны Германии, Австро-Венгрии и России. Поляки называют их территориями трех «заборов». Так вот, территория русского забора оказалась самой неразвитой. Она не сравнялась с другими даже за два с лишним десятилетия существования независимой Польши. Но это нам не мешает гордиться завоеваниями Романовых. И вот интересный факт: мы осуждаем революционеров, и больше всего Ленина, за то, что в революции пролилась кровь, погибли люди. Но на фронтах воин, которые затевали монархи, также проливалась кровь, и гибли люди с обеих сторон, но монархов мы ни в чем не виним. Причем революция совершается не по воле одного человека или группы лиц, она является результатом стечения множества обстоятельств, а решение начать войну иногда принимается монархом единолично.
Революция в России связана с личностью последнего Романова, мы уже об этом говорили. Если бы Николай II был человеком другого склада, то в России была бы Конституция и реально действующий парламент, с решениями которого царь должен был бы считаться. Такой парламент, возможно, не одобрил бы русско-японскую войну, стоявшую очень дорого и закончившуюся позорным поражением. Возможно, парламент смог бы сделать так, чтобы Россия не вступила в Первую мировую войну, а тогда, может, и революции не было бы. Но Николай II никак не соглашался ограничить свою самодержавную власть. Он то созывал Думу, то распускал Думу. Меч революции уже висел над его головой, трон колебался, а он все беспокоился по сохранению единоличной власти. Многие европейские страны стали демократическими без революции и монархов не свергали. В России самодержавие стало препятствием для развития страны, оно мешало не рабочим и крестьянам, а, как теперь говорят, креативному классу. И уж конечно для создания революционной ситуации Николай II сделал больше, чем Ленин. Отречения потребовали не революционеры. С таким предложением к нему приехали октябрист Гучков и монархист Шульгин.
Но вернемся к теме Ленина. Я хочу продолжить с того места, на котором остановилась в прошлом году - с февральской революции. В февральской революции роль Ленина и его партии не велика, если ее вообще можно там обнаружить. Советские историки называли февральскую революцию «буржуазной» и для этого есть основания. В феврале даже великий князь Владимир Романов поднял на своем дворце красный флаг.
И мы уже говорили о том, что в это время Ленин с товарищами мирно жили в Цюрихе и революции в скором времени не ожидали. На прошлой неделе Гейдар Джемаль на Эхе Москвы рассказал, что в 1916 году Ленин говорил, что революция в России произойдет через 50 лет. Не знаю, откуда у Гейдара Джемаля такие сведения, но вообще-то он источниковед, так что отмахиваться от его слов не стоит. Я знаю, что русские эмигранты в Цюрихе собирались по вечерам, читали друг другу рефераты и, действительно, рассуждали о том, что, наверное, не они, но их дети и, во всяком случае, их внуки увидят свободную Россию. Чтобы можно было представить себе эту мирную жизнь, я перескажу один эпизод, о котором услышала от человека, который жил тогда в Цюрихе. Назовем этого человека Павел, надо же его как-то назвать, и мы дадим ему имя героя, романа Горького «Мать». Павел был очень молод и беден. Двое товарищей, супружеская пара, только что приехавших в Цюрих, наняли его получить на вокзале их вещи и доставить к ним домой. Павел вез этим вещи на ручной тележке и встретил Ленина. Владимир Ильич приветливо с ним поздоровался, впрягся рядом с ним в тележку, стал толкать и спросил: «Переезжаете?». Павел объяснил, что это вещи Срезневских, которые наняли его доставить багаж с вокзала. Ленин заинтересовался: «Наняли? А за сколько?». Павел ответил, что за три франка. Ленин спросил, где живут Срезневские, услышав ответ, подумал и сказал: «Три франка мало, они должны были предложить вам пять». Некоторое время они толкали тележку вместе, потом пути их разошлись, Ленин свернул за угол, а Павел доставил вещи по назначению. Срезневские поблагодарили, заплатили и заботливо спросили, не было ли ему тяжело, особенно на том участке, где улица идет круто в гору. Павел ответил, что ему повезло, как раз на этом участке ему оказалось по пути с Владимиром Ильичом, и тот помог втащить тележку на гору. «Какой Владимир Ильич?», - забеспокоились Срезневские, им было неловко, что Ленин тащил их вещи и совершенно бесплатно.
Известие о революции ворвалось в эту мирную жизнь совершенно неожиданно. Русские политэмигранты узнали об этом из газет и сначала не поверили. Они решили, что это газетная утка, что немцы таким образом хотят внести раздор в отношения России и других стран Антанты.
Продолжение следует…

Ленин, Исторические загогулины

Previous post Next post
Up