Сначала о комментариях к предыдущему посту. По количеству и содержанию комментариев я вижу, что пост прочли не многие. Возможно, отпугнули размеры поста, он был слишком длинный, а может скучным показался. Я сожалею об этом. Мне хотелось как можно большему количеству людей рассказать о ситуации в советском языкознании 1940-50х годах и о роли работы Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Ну, не прочли, так и не прочли, что ж тут поделаешь. Я сделала то, что должны была сделать, а дальше, как сказал поэт, «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».
Уважаемый
suphix! Я не могу рассказать вам о работе группы структуралистов, организованной В.В.Ивановым, так как сама в этой работе не участвовала. Это была группа энтузиастов, никакого официального статуса у нее не было, и денег они не получали. Вячеслав Всеволодович сказал мне, что поскольку я в штате нигде не работаю и нигде не получаю зарплату, то я могла бы не получать зарплату также и у них. Я не приняла предложения Вячеслава Всеволодовича потому, что тогда увлеклась другим. Я тогда внезапно открыла для себя современную польскую литературу, язык я знала, и занималась ею, и писала о ней в журнал «Современная художественная литература за рубежом». Денег это тоже не приносило, гонорары там были копеечными, на гонорар за рецензию можно было купить разве что пару хороших чулок. Я работала в этом журнале не для денег и не для публикаций, а потому, что могла получать в редакции все новинки польской художественной литературы, только что вышедшие из печати.
Интересно, что ваш отец учился в школе с Евгением Евтушенко, и рассказывал вам об этом. Не понимаю, почему вы об этом не хотите написать. Вы считаете Евтушенко большим поэтом, и значит, каждый факт, каждая деталь его биографии - это достояние истории советской литературы. Детство особенно важно, ведь личность формируется в детстве. Мне кажется, вы должны записать все, что вам рассказывал отец и как можно подробнее, пока не забыли.
Уважаемый
hranitel_drev!
Я ваших упреков даже и понять не могу. Я написала, что Познер обвинил Сталина в том, что тот полез в научную дисциплину, в которой ничего не смыслит, а сам поступил точно также - позволил себе судить об этой работе. Но Сталину и не нужно были ничего понимать в языкознании, он привлек к работе именно тех, кого нужно было привлечь, и работа получилась хорошая, правильная и своевременная. Познер же не стал советоваться ни с кем из специалистов и самостоятельно оценил работу Сталина с точностью до наоборот. Я писала, что отношение к Познеру у меня сложное, и что в разговоре с Волковым о Евтушенко проявились не лучшие черты Познера. Из этого видно, что я предполагаю наличие у Познера и лучших черт. Правда, последние дни мое сложное отношение к Познеру упростилось. Это связано с документальным фильмом о его поездке в Германию, который сейчас демонстрируется по 1 каналу. То, как он ведет себя в Германии, и что говорит, вызывает изумление. Например, он спрашивает у бывших гедееровских пограничников, готовы ли они были стрелять в тех, кто стал бы перелезать через Берлинскую стену?. Кстати, с этой стеной мне не все ясно. Она была ярко освещена прожекторами круглые сутки и находилась под прицелом всех видов оружия, так что полезть на нее мог только сумасшедший. Пограничники ответили, что готовы были стрелять, они охраняли границу и не могли позволить ее нарушать. Познер стал стыдить бывших пограничников, он говорил, что и солдаты гитлеровской армии оправдывались тем, что только выполняли приказ. Но меня здесь интересуют не гедееровские пограничники, не стена и не гитлеровские солдаты, а сам Познер. Он во времена ГДР работал на иновещании, занимался пропагандой, вешал всем иностранцам лапшу на уши, старался , чтобы они поняли , какая у нас прекрасная, свободная и счастливая страна. Гедееровские пограничники слушали его, верили ему, и верно служили тем идеям, которые он пропагандировал. И теперь он их в этом упрекает, стыдит их, да это , прямо, дьяволиада какая-то. Ездит он по Германии, как я смогла заметить, я смотрю не все подряд, с Иваном Ургантом. Ивана Урганта я воспринимаю, как воплощенный гламур, а для меня нет в нашей сегодняшней жизни ничего отвратительнее гламура.
Когда я писала, что разговор Познера и Волкова представляется мне небезупречным с нравственной точки зрения, то имела в виду не какие-то слухи и сплетни, как вы предположили, а именно сам разговор. Я видела двух стариков, погрязших в суете и тщеславии, преклоняющихся перед внешним успехом, и именно это мне кажется безнравственным.
Я получила письмо на личную почту. В этом письме читатель пишет, что согласен с моими эстетическими и этическими оценками и что Познер надутый индюк. Я ответила ему, что рада встретить единомышленника и жму ему руку.
А теперь, наконец, по теме, указанной в заглавии. Это текст, написанный две недели назад.
В одном из предыдущих постов, кажется в прошлом месяце, я написала слова «сексуальная революция». Это не было темой поста, просто к слову пришлось, но именно на эти слова откликнулись читатели множеством комментариев. Можно было бы на них не отвечать, это вроде бы не наша тема, но я все-таки отвечу, потому что ни с одним из комментариев я не согласна.
В комментариях говорилось, что сексуальная революция в нашей стране произошла сразу после социальной революции в 20-е годы. Это не так. Революция замахивается на все устои, несет как бы всеобщее освобождение, отменяет все запреты в том числе и в этой сфере. Но сексуальная революция в 20-е годы не состоялась прежде всего потому, что не нужна была самим революционерам. Помните, как говорил Нагульнов про себя и про свою жену Лушку: «Я весь устремленный в мировую революцию, но, между прочим, могу соответствовать, а если ты на передок слабая, ветряйся». Теоретически он признавал право женщины свободно распоряжаться своим телом, но самому ему эта свобода была ни к чему, она только отвлекала от борьбы за мировую революцию. Нагульнов только не мог простить Лушке, что она полюбила кулака «и плакала по нем, по классовой вражине».
Были в то время всякие тории свободной любви - «стакан воды» и «без черемухи», особенно заботились о раскрепощении женщины в любви, мужчина ведь и прежде был довольно свободен, а вот женщины, они вообще относились к угнетенным. Действительно, было общество «Долой стыд», по украински это звучало «Геть сором». Члены этого общества считали, что человека нужно освободить от одежды. К сексу это никакого отношения не имело. Признаться, я тоже считаю, что если бы климат, атмосферное воздействие и прочие внешние факторы не заставили бы человека придумать одежду, что если бы люди, как Адам и Ева в Раю до грехопадения, ходили бы обнаженными, то отношения между людьми были бы лучше. Я могла бы аргументировать это положение, но здесь не стану, поскольку, как я уже сказала ни к сексуальной революции, ни вообще к сексу это отношения не имеет.
Но дальше теорий и отдельных эксцессов в 20-е годы дело не пошло. Даже главный теоретик в этой области и вдохновитель всех идей Александра Коллонтай не смола простить своему мужу измены. Она так страдала, что захотела уехать куда-нибудь очень далеко. И была направлена послом в Швецию. Павел Дыбенко, когда она объявила ему, что не прощает измены и уходит, стрелялся, но выжил и на женщине, с которой он изменил Александре Коллонтай, на Валентине, в конце концов женился. Так что для него здесь тоже был не просто пересып, а что-то больше, может быть любовь. Вот вам и «Стакан воды».
Вообще, революционеры скорее склонны были к аскезе, чем к распущенности. Илья Эренбург назвал их квакерами. Я прожила свое детство среди этих людей, и более чистых людей в своей жизни я не встречала. Между прочим, повесть Пантелеймона Романова «Без черемухи» стояла у нас на полке, и когда в 6 лет я научилась читать, я пыталась читать ее, но бросила, когда мне дали «Маугли». Помню, как-то мама с подругами пришла домой из Военной химической академии, где она тогда училась, жили мы тогда в студенческом общежитии. Мама и ее подруги пришли коротко остриженными, так велели в Академии, и вид у них был очень смешной и трогательный. Их короткая стрижка воспринималась, как что-то передовое, революционное, как-то связывалась с идеей равенства женщин и мужчин. Все женщины склонились над колыбелькой моего брата, младенца, а в это время в дверь вошел кто-то из ребят, живущий в общежитии, подошел сзади и растроганно поцеловал одну из девушек в стриженый затылок. Она повернула к нему сердитое лицо и сказала строгим голосом: «Вы это о чем, товарищ?» Я это запомнила потому, что «Вы это о чем, товарищ» в нашей семье стало пословицей.
А уж Ленина вы к этой теме приплели совершенно напрасно. Ленин был в этих вопросах очень консервативен и считал адюльтер проявлением буржуазности. Теория «стакана воды». Сам он за свою великую любовь, а перед его любовной историей меркнут все мировые героические любовные эпосы от Тристана и Изольды, до Лилы и Меджнуна, заплатил жизнью. Я как-то было начала свою лениниану ко дню смерти Ленина в январе то ли этого года, то ли прошлого. Она называлась «История о фанатике одной идеи». Мы дошли до революции, потом что-то отвлекло. Но я собираюсь ее продолжить, может, в следующем январе. Любовную историю Ленина я тоже собиралась рассказать, может быть, не все ее знают. Ленин пережил настоящую аристотелеву трагедию. Аристотель определил трагедию, как произведение, в основе которого лежит противоречие в душе героя, борьба между чувством и долгом, от которой герой погибает, если не вмешаются внешние силы - «бог из машины». В этой борьбе Ленин выбрал долг и погиб, мы об этом поговорим как-нибудь подробно. Конец этой истории я знаю из первых рук, от Елизаветы Драпкиной, которая тогда, 15-ти летней девочкой, жила у «Ильичей». Я уже писала, что многие соратники Ленина оставляли ему своих детей, потому что они мотались по стране, а «Ильичи» жили оседло. Лиза Драпкина была таким ребенком. У меня есть фотография, на которой она и Ленин на похоронах Свердлова. Конечно, Елизавета Яковлевна отсидела свои двадцать лет, выжила, была реабилитирована, стала популярным писателем. В этот период ее жизни, после реабилитации мы с ней дружили. Я хочу рассказать то, что слышала от нее о любви Ленина и Инессы Арманд.
Продолжение следует.