О поколениях, о кино и не только. Разговор с читателем.

Oct 12, 2013 22:59

Дорогие френды, 4 года наш ЖЖ выходил регулярно, 2 раза в неделю. Мне этого было мало, но я была рада и этому. Теперь ситуация ухудшилась и, как видите, мы через пень-колоду выходим один раз в неделю. Возможно, к концу октября, когда все выйдут из отпусков, положение изменится к лучшему, а, возможно, и нет. Сейчас наш разговор напоминает игру в ( Read more... )

Ответы на вопросы

Leave a comment

pluhcmyk October 12 2013, 21:32:13 UTC
Просто мне кажется, что разные группы людей, в частности и поколения, по-разному, в зависимости от своего социального опыта могут приспосабливаться к окружающему миру. Мы не равноценны перед миром, и как поколения, и как разные группы внутри поколений. Часто разница между людьми внутри одного поколения перекрывают разницу поколений, но она все равно присутствует, часто выделяется достаточно отчетливо, а иногда ускользает от наблюдения, но присутствует все равно. Мир вокруг нас стремительно меняется. И каждое поколение вынуждено приспосабливаться к этим изменениям в рамках своего опыта.
Я - москвич, работаю репетитором к ЕГЭ по общаге и истории, достаточно много общаюсь со старшеклассниками. Мой старший сын в вузе, младший в 6 классе. И вот что мне видится. Наше поколение, по крайней мере многие из нас, имеют достаточно крепкую прививку от официальной патетики. Уроки анализа "Малой Земли" хорошо выучили. ((( У нынешних старших школьников этого я просто не замечаю. Они покупаются на вещи, на которые мы смотрели спокойно, они не были НАШЕЙ проблемой. Ребята же влетают в подобные идеологические и патетические ловушки с головой.
Еще они менее социальны, по крайней мере в Москве. К провинции это относится значительно меньше, но тоже относится. Оговорюсь, речь идет о хороших детях. Говоря о «несоциальности», я не имею в виду то, что мы в быту называем «асоциальными типами», то есть речь не о хулиганах, которые напиваются и громят остановки, а о хороших детишках, которые клинически не умеют общаться и понимать друг друга на невербальном уровне, не умеют вычленять неписанные законы, на которых строится общество. Они более одинокие, чем были мы в их годы. Они в целом более инфантильны и, что неприятно, менее эмоциональны, чем мы. По крайней мере с выражением эмоций у них серьезные проблемы (по мне так спасибо сексуальному образованию). Они хуже читают, тот же интернет могут анализировать в массе хуже, чем мы(судя по всему, спасибо коктейлю компьютерных игр и исчезновения сочинений в школе). Я не говорю, что мы лучше. У них есть что-то свое хорошее. Просто с грустью наблюдаю, что ребята в целом более беззащитны перед переменами, которые идут вокруг нас. Алексей

Reply

suphix October 12 2013, 21:45:36 UTC
Вы, Алексей, абсолютно правы в своих наблюдениях о ловушках для нового поколения.
Я очень отчётливо помню, когда это сам почувствовал, поразился и испугался.
Первые 11 лет после окончания истфака я проработал в образовании, это были, как теперь модно выражаться, "лихие девяностые", правда, лихими они были, по-моему, разве что для "лихих" людей. Но в целом, думаю, поколение моих учеников 90-х было мне понятно и близко, хотя свою поколенческую границу я провёл по 1976 году, почувствовав её хребтом в классе рождённых в 77-м во время практики ещё курсе на 4-5. Так вот, это был канун 2004 года, который я встречал вместе с подростками в детском лагере, и когда пять сотен 12-15-летних без всякого принуждения вдруг заскандировали "Путин! Путин!", глядя на появившегося в ТВ с новогодним обращением вышеуказанного господина, я испугался и крепко задумался о том, какое поколение наследует нам.
Думаю до сих пор, хотя события последних 2 лет, основными участниками которых стало именно поколение двадцатилетних, меня, скорее, обнадёживают.

Reply

pluhcmyk October 12 2013, 21:51:56 UTC
Я Вам немного завидую )). Я вижу, к сожалению описанные симптомы в представителях любых политических лагерей. И у молодых из лагеря "либералов", он пугает даже побольше. Ибо говорит о том, что тенденция общая. ((( Дай Боже, что бы я был не прав.

Reply

suphix October 12 2013, 21:55:37 UTC
Да, нелиберальные "либералы" напрягают похлеще нацистов, это верно!
Но, знаете, есть ещё и просто двадцатилетние, которые работают вместе со мной, рядом со мной, и так же ходят со мной на митинги, например, в нерабочее время, мне они крайне симпатичны, не скрою.
И я в них верю!
А как иначе?!

Reply

pluhcmyk October 12 2013, 22:01:06 UTC
Извините, а мы рядом не учились? Я закончил вечерние отделение истфака МГУ в 94 году.

Reply

suphix October 12 2013, 22:10:30 UTC
Я в том же году, но истфак МПУ.
Но если Вы медиевист по образованию, то мы, возможно, были знакомы, т.к. тогда существовало некоторое подобие медиевального студенческо-аспирантского братства, благодаря медиевальным конференциям в Л(СПб)ГУ и МПУ, духу времени, залу Всеобщей истории Исторички и нарождающейся Ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени ;)

Reply

pluhcmyk October 12 2013, 22:18:34 UTC
Нет, я специализировался по церкви русского севера 19 в. и экономике поморов того же периода. А в зале "всеобщей истории" сидел конечно.

Reply

suphix October 12 2013, 22:23:04 UTC
А я по истории папства, т.ч. вполне могли пересекаться в том же легендарном зале, где было проведено тысячи часов за столами, а ещё больше в бесконечном трёпе обо всём на свете на кресле в предбаннике и у кафедры за большим столом с периодикой ;)

Reply

pluhcmyk October 12 2013, 22:26:45 UTC
))))

Reply

suphix October 12 2013, 21:59:42 UTC
Собственно, наверное, всё это подтверждает то, что я писал в одном из комментов в этом ЖЖ ранее - поколения они не по вертикали, а по горизонтали, и в этих горизонталях все мы - близкие по мыслям и чувствам - "одного поколения", хоть и с разницей во времени.

Reply

hranitel_drev October 13 2013, 04:46:16 UTC
Наблюдаю за своим сыном, студентом и его друзьями. Ваши слова 100-процентное попадание.

Reply

einat_ceisar October 13 2013, 11:34:24 UTC
Очень любопытны мне Ваши наблюдения. Я сама с 91-го года нахожусь в Израиле, а с 94-го преподаю информатику и математику в старших классах израильских школ. У меня два сына 29-и и 14-и лет. Я думала, что процесс глобализации уравнивает не только цены в магазинах и вид спальных районов в разных странах, но и ментальную составляющую людей, особенно молодёжи. Смотрят же одни и те же фильмы, читают одни и те же книги, слушают одну и ту же музыку. Однако мои наблюдения за израильскими подростками всё же сильно разнятся с Вашими за подростками российскими. В чём полное соответствие - да, они меньше читают. Хотя мои собственные дети читают достаточно. Старший по-русски, младший на иврите. И старший всё же читает больше и качественнее, чем младший. Но я хочу сказать, что израильские подростки очень эмоциональны (иногда слишком), умеют и не стесняются выражать свои чувства по отношению к родителям, маленьким детям, животным. Они общительны, легко вступают в контакт, у них на всё есть своё мнение. У моего младшего компания - человек 20. Они по собственной инициативе устраивают дни рождения-сюрпризы, когда вскладчину готовят еду в тайне от именинника, а потом вызывают его на пикник. Школьники организованно участвуют в благотворительности, причем (я это вижу!) с удовольствием и от души посещают дома престарелых (очень принято), больницы, интернаты для детей с отклонениями, детские сады. Они с иронией относятся к представителям правительства и власти, но при этом патриотичны. Выпускники навещают школы обязательно в форме, с гордостью демонстрируя погоны и знаки отличия. Да, они изрядно шумны, ими подчас трудно управлять. Да, они могут усесться прямо на тротуаре и испачкать одежду. Выходя из дома, однако, всегда наденут чистое. Да, они могут завалиться компанией к нам домой, намусорить и не всегда убрать за собой. Если я прихожу, когда они ещё у нас, уберут обязательно без напоминания. Да, они могу запросто "настучать" на учителя администрации. Друг на друга при этом "стучат" очень редко. Но в массе своей - положительные, светлые, отзывчивые дети, даже если плохо учатся, курят украдкой и мешают на уроках. Ублюдки, конечно, тоже где-то есть.

Reply

pluhcmyk October 13 2013, 14:04:30 UTC
Хорошо Вам. )))
Я замечал, что уже Москва и провинция разные. И далеко не во всем в пользу столицы. Фильмы одни, музыка одна, но атмосфера в обществе отличается. Мы и Вы идем каждый по своей отдельной дорожке. То, что происходит с нами мне честно активно не нравится, и дело не в политическом режиме. К сожалению ситуация глубже и печальней. Если называть это упадком, то упадок идет в душе у людей. Может стоит говорить о том, что окружающие все меньше и меньше смотрят вокруг себя и видят СВОЕ, то что нужно обустроить и о чем надо заботиться. Мы начинаем считать окружающее чужим по отношению к себе. Фразы "Это не наше дело", "Это нам не нужно", узкий эгоизм - свидетельство нашего упадка. Отсюда и отсутствие интереса к чужой жизни, излишнее стремление только потреблять и многое другое. Конечно, наши дети общаются. Они прекрасно проводят время вместе и часами "чатятся" в своих "контактах". Просто они могут при этом не знать, что у приятеля Васи болеет мама, а приятель Федя не просто заболел, а лег в больницу. Вот не далее как три дня назад наш сын попал в больницу. Жена пришла навещать его и увидела, что рядом лежит мальчишка без бутылки воды. Оказалось, что он получил травму на соревнованиях, в Москву он приехал из другого города. Естественно, вода для мальчика нашлась, но оказывается он лежал без воды целый день. Сам просить не хочет, а остальным просто не приходит в голову предложить. Не потому, что дети жадные, просто эмпатия у них ослаблена, не привыкли они задумываться над тем, как чувствуют себя товарищи. Они не делятся друг с другом мыслями "за жизнь" и эмоциональными переживаниями. Им это просто не приходит в голову.

Reply

einat_ceisar October 13 2013, 14:46:48 UTC
Я бывшая москвичка. Грустно. Но ведь можно как-то оздоровить ситуацию. Дети ведь все ходят в школу. К примеру, у нас во многих школах проводятся (по выбору, но очень популярно!)занятия по т. н. "врачебной клоунаде" (дословный перевод). Школьники приходят в детские отделения больниц в костюмах клоунов с шариками, подарками, устраивают вечера. Подарки собирает вся школа. Предварительно с детьми работают психологи, объясняя как нужно вести себя с больными, чтобы не допустить бестактность. Очень полезно и для больных, и для здоровых! А ситуацию с ребёнком без воды вообще представить невозможно, об этом, прежде всего, позаботится соц. работник больницы. Однако, мы здорово отклонились от линии обсуждения.

Reply

einat_ceisar October 13 2013, 15:08:52 UTC
Полного выздоровления Вашему сыну!

Reply

pluhcmyk October 13 2013, 15:50:46 UTC
Спасибо. С сыном ничего страшного не происходит, подрался в школе неудачно, но без серьезных последствий для здоровья.))

Думаю, мы сгустили краски малость. В больницах сейчас больше порядка, чем, скажем, 10 лет назад. Детей кормят нормально, по крайней мере в Филатовской, на этажах стоит кулер, а дети наши не лежачие. Такого сервиса больничного, как в Израиле, в Москве нет. Санитары работают (так получилось, что сын лежал за последние 5 лет и в Филатовке, и в Рускавке, и в 9-й на Шмидтовском, везде порядок был), сестры следят за порядком. Проблема с лежачими, то есть в серьезных случаях по выходе из реанимации и послеоперационной ухаживают все-таки родственники, средний персонал не справляется. Израильтяне же все гордятся своими социальными службами и больничных уходом, который у вас в стране на высоте. Но я не о том. В поколении мальчишек моих родителей просто немыслимо было бы, чтобы в палате на 7 чел мальчишка лежал, уткнувшись носом в потолок, а дети не поинтересовались, что он такой печальный лежит. Еще пример. Вы себе можете представить, чтобы девочки 11-12 лет нашего поколения разбрасывали трусы по девичьей комнате, если к ним в гости мальчишки ходят. Именно таким наблюдением поделилась с нами одна директор частной школы, которая вывезла класс в поездку. Повторяю, это не класс оторв, это очень благополучные дети. Просто девочки не подумали, а мальчики не заметили, так спокойно и ходили мимо "визитных карточек". Тоже вот пример падения и социальности, и сексуальности. "Наши" девочки это сочли бы позором, а мальчикам было бы неудобно, а эти дети "другие".

Больничные клоуны у нас есть, переняли зарубежный опыт, Работают они хорошо, но это добровольцы, не имеющие никакой связи со школами. В школах якобы пытаются детей социализировать, но у меня такое чувство, что это исключительно "лдля галочки", а на самом деле скорее пытаются устроить "веселую жизнь" хулиганам, чем предотвратить проблемы.

Reply


Leave a comment

Up