Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью и с любовью.
(Александр Блок)
Россия действительно была великой страной. Не потому, что у нее огромная территория. Не потому, что у нее много полезных ископаемых, от которых народу никогда большой пользы не было. Не потому, что у нее была сильная армия (русская армия была сильна главным образом нечеловеческой жестокостью военачальников к солдатам - вспомним, как Жуков брал Берлин - гнал солдат на минные поля, а ведь война практически была кончена, и эти жертвы были жертвами честолюбия Жукова).
Россия была великой страной, потому что она демонстрировала миру возможность другого, отличного от западного, подхода к жизни. Если западная формула жизни:
принять любой вызов и победить, то русская формула - вынести любое страдание и остаться человеком. Не то, чтобы эти формулы полностью противоречили одна другой, но приоритеты разные.
Кстати, у русских свой взгляд на то, что считать поражением, а что победой. Русские считают Севастополь городом Русской Славы. Иначе как "город русской славы" его и не называют, а между тем, в Севастополе была проиграна Крымская война 1854 г., город был сметен с лица земли, количество жертв огромно, русская эскадра с Черного моря изгнана. Во Второй мировой войне Севастополь также был сдан врагу (немцам), эскадра уничтожена. Город вернули уже много спустя, в общем победном наступлении.
Такое же отношение к Бородинскому сражению. Бородино - "поле русской славы". Там сейчас музей, туда ездят экскурсии, возят школьников полюбоваться русской славой, испытать гордость. А, между тем, русские отошли от Бородина, открыли дорогу на Москву, и Наполеон взял древнюю столицу.
Что же все это значит? Кого русские пытаются обмануть? Иностранцев? Но те знают историю Крымской войны, к ней и европейские государства имели отношение, а в списке побед Наполеона Бородино вписано как последняя крупная победа.
Русские обманывают себя? Но в русских школьных учебниках написано, что Наполеон был в Кремле, что Москва горела и пр. Может быть, все это недоразумение? Нет - это русский взгляд, особенность русского менталитета.
Вспомним знамение стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино".
Полковник обращается к солдатам:
"Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой."
Вот и разгадка: "умереть мы обещали и клятву верности сдержали". Был высочайший подъем, желание и стремление жертвовать собой, полная победа высокого духа над бренной плотью, когда смерть не значит ничего. И это ли не победа? Не самая ли главная победа, которую может одержать человек? А уж чем там кончится бой, это как Бог даст.
"Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы", -
сказано в том же стихотворении.
О Севастополе можно то же сказать и вспомним еще, что главный русский эпос - "Слово о полку Игореве" не о победе, а о поражении.
Таковы русские - примат духовного над материальным - это их ментальная черта. Только в русском языке такие слова как "деньги", "богатство", "преуспевание", "карьера" и даже такие совсем невинные как "благополучие" и "сытость", имели отрицательную эмоциональную окраску. Говорили: что-то он очень "благополучный", какой-то он "сытый", и в этих словах было уже неодобрение, сомнение в этом человеке. А "карьерист" вообще ругательное слово.
Богом России была правда. Слово "правда" трудно перевести на иностранные языки. Англичане говорят "truth", это значит "истина" и синонимов нет, итальянцы говорят "verita'" это тоже значит "истина" и синонима с оттенком значения нашей правды нет. Правда тоже значит "истина", но кроме того этого значит справедливость, основанный на справедливости порядок вещей, жизненный идеал, к которому нужно стремиться. В словах "царство правды" есть какой-то мистический оттенок. Чтобы объяснить, как важна для русского человека правда, и на что он ради нее способен, можно привести исторический пример. В Первой мировой войне в боях с немцами русские терпели поражение. Не то, чтобы Германия была так сильна... Когда Россия вышла из войны, Антанта победила Германию и без России. Но Россия постыдно, позорно проигрывала войну. И тут произошла революция, война превратилась в Гражданскую, т.е. в войну идей, и ситуация резко изменилась. Те же самые солдаты, которые не могли справиться с немцами в ненужной и непонятной им войне, теперь погнали немцев с их Скоропадским, погнали Петлюру, военного интеллигента Деникина, ученого и путешественника Колчака, кристально честного барона Врангеля и пр.
Белым помогала Антанта оружием, обмундированием, деньгами, прямым военным участием. Английский флот стоял под Архангельском, французский в Николаеве и Одессе. А красные, плохо вооруженные и обученные, голодные, разутые и раздетые мчались с шашками наголо: "Даешь Варшаву! Даешь Берлин!" И возможно взяли бы, если бы сверху не распорядились иначе. Взяли Перекоп, перейдя вброд Сивашские болота, считавшиеся непроходимыми. В этом болоте увязло больше бойцов, чем было убито пулями. Но когда русский человек борется за правду, ему любой подвиг по плечу.
Конечно, крестьяне боролись за землю, но и еще за справедливость. Над материальным слоем всегда существовал, вдохновлял и вел, освобождал от страха смерти слой духовный.
Революция не изменила русский менталитет. Отношение к основным ценностям осталось прежним. Приоритет духовного над материальным, приоритет будущего над сегодняшним днем. (Блок писал: "в большинстве своем люди живут настоящим, т.е. ничем не живут, а так - существуют. Жить можно только будущим. Человек есть будущее."). Приоритет коллективного над личным. Русский коллективизм стал одной из причин неудачи Столыпинских реформ. Столыпин считал крестьянскую общину главным тормозом на пути развития сельского хозяйства, но в центральных областях России ликвидировать ее было невозможно из-за малоземелья. Столыпин вложил огромные средства и провел огромную разъяснительную работу, чтобы крестьяне стали осваивать Сибирь. И движение это началось довольно активно. Столыпин полагал, что русские крестьяне, получив возможность взять земли, сколько хотят, станут осваивать Сибирь, как американцы осваивали Запад. Каково же было его удивление и разочарование, когда приехав в Сибирь через три года после начала освоения, он нашел там не фермы , а все ту же крестьянскую общину, сложившуюся как-то само собой.
Революция не только не изменила этих черт русского характера, но напротив, обострила их. Замечательный ученый Ю.М.Лотман считал, что история - процесс случайный и очень убедительно это положение аргументировал. Чтобы произошло то или иное историческое событие, нужно, чтобы множество соответствующих факторов собрались в одном месте в одно время. Если бы не было хотя бы одного из этих факторов, событие бы не произошло. Особенности русского национального характера были тем фактором, который способствовал совершению русской революции и во многом определил ее характер. Н.А.Бердяев писал, что русская революция "совершилась под символикой интернационала, но она же глубоко национальна и национализируется все более и более по своим результатам" и что только в России могла произойти коммунистическая революция.
Русский менталитет вполне совмещался и с Советской властью. О Советской власти можно сказать много плохого и страшного. Но за железным занавесом, под неусыпным надзором "органов" шла богатая интеллектуальная и духовная жизнь, и как ни странно этому способствовали экономические особенности советской социалистической системы. Я имею в виду не то, что в СССР было хорошо поставлено образование всех уровней и направлений. Учились все. Весной, бывало, в какой дом не придешь, кто-нибудь сидит и зубрит, а то и вся семья - сезон экзаменов. Но я хотела о другом.
При Советской власти все работали на одного хозяина - государство и все получали примерно одинаковую зарплату (номенклатурную элиту я исключаю). Разница была не принципиальная и в любом случае, это были лишь деньги на личное потребление. Они не могли превратиться в капитал при отсутствии частной собственности на средства производства. Поэтому жизнь советских людей отличалась от жизни в капиталистических странах коренным образом. Там смыслом, целью и содержанием жизни большинства было наживание состояния. На это уходило основное время, силы, способности. Советский же человек был от этого свободен. Душа была свободна. Поэтому мы и были самой читающей в мире страной. Все всё читали, все смотрели, все слушали. Собирались домашние библиотеки. У "Магазина подписных изданий" очереди стояли по ночам, ходили "отмечаться". Такие же очереди стояли каждую декаду у касс Большого театра. А когда в Музее изобразительных искусств на Волхонке выставляли Джоконду, очередь стояла трое суток, опоясывала весь квартал. Поэты собирали большие залы и стадионы, бардовское движение охватило всю страну. Мы говорили: "мы живем во внутренней эмиграции", но территория этой внутренней эмиграции имела широкие границы. Действие тоталитарной системы в соответствии с законом физики рождало противодействие. Если какие-либо книги были запрещены, то можно было быть уверенным, что они будут прочитаны обязательно - в "самиздате", в "тамиздате", по ночам на квартирах у друзей и даже малознакомых людей. Буйство интеллектуальной и духовной жизни в "эпоху застоя" можно было бы долго описывать - по явлениям, по эпизодам, по личностям. Увлекательное было бы чтение.
Одно из главных обвинений в адрес Советской власти - социалистическая экономика не эффективна. Если считать, что цель существования и развития человечества - это технический прогресс, который все, ускоряя движение, ведет человечество к гибели, разрушая среду обитания, то тогда действительно Россию можно воспринимать как отсталую страну. Если же считать, что цель развития человечества - это сам человек, то тогда все выглядит несколько иначе. Я думаю, что с нравственным уровнем шестидесятников мало кто сравнится. Кроме всего прочего, это они создали институт дружбы, он с ними пришел в общество и с ними ушел. Современным молодым людям даже невозможно объяснить, что такое была наша дружба. Новое русское общество с таким феноменом не знакомо. Дальше началось новое время - "перестройка", и большинством народа она была встречена с радостью. Радость была связана главным образом с непривычной для нас свободой слова, с гласностью. Стало можно говорить, писать и читать правду. После стольких лет полуправды и прямой лжи от этого просто голова кружилась. И пришли новые люди - молодые реформаторы и так как они пришли на волне гласности - им поверили. И вот эти молодые люди объявили, что правда - это деньги. Деньги и есть Правда.
Анна Ахматова писала: "Сознание неправды денег неистребимо в русской душе". Но это сознание в миг оказалось истребленным и на этом русский мир рухнул, и трудно представить себе, что он может возродиться. Этот мир, этот свет, который озарял землю мудростью Толстого, страданиями Достоевского, не засияет больше никогда. Можно удивляться тому, как легко и просто это случилось. Каким жалким оказался конец многовекового русского правдоискательства.
Но этому есть объяснение. Россия потерпела поражение в холодной войне с Западом. Поражения случались и раньше, и не оказывали деморализирующего действия на нацию. Я уже говорила о том, что у русских свой особый взгляд на то, что считать поражением и что считать победой, но именно это поражение впервые заставило Россию усомниться в своей правоте. Права ли Россия? Русская национальная идея никогда не была идеей о России, она всегда была идеей о мире. Построить Третий Рим - православный, совершить мировую революцию, спасти мир от "коричневой чумы" фашизма, а у некоторых в глубине души, может быть неосознаваемая, еще теплилась сладостная надежда, что России все-таки удастся построить коммунистическое общество, в котором каждый сможет реализовать все свои возможности, получить все, что ему нужно и где все будут счастливы и любимы.
В осуществлении всех этих идей и планов главной помехой было стремление человека к личным материальным благам. Деньги были главным злом. Но вот в холодной войне победили деньги, и вроде бы ничего страшного не случилось. Никто нас не оккупировал, не пришли никакие злые люди, ничего у нас не хотели отнять, а наоборот, бросились помогать, завалили гуманитарной помощью. Так, может быть, мы ошибались? Сомнения были страшные и привели они к страшным последствиям. Ведь, если деньги - это правда, то тогда за них нужно бороться, погибать и убивать, добывать не щадя ни себя ни других, как добывали правду.
И вот народ (не все люди, разумеется, а наиболее динамичная и активная часть) со всем русским размахом, отсутствием чувства меры, чувства предела, бросились добывать деньги, совершая при этом чудовищные преступления.
Но народ не сразу бросился добывать деньги. Этому предшествовали и это спровоцировали некоторые действия властей. Первое - освобождение цен. Введение Е.Гайдаром свободных цен при почти 100% государственной собственности и отсутствие даже намека на рынок, что могло означать только одно - полное изъятие всех сбережений у всего населения. Ограбление народа. Кто-то из западных экономистов писал, что это можно сравнить только с коллективизацией 1929 г. Но тогда было ограблено крестьянство, а теперь все. Старики, которые считали, что их сбережений хватит им до конца жизни, увидели этот конец жизни прямо перед собой.
Е.Гайдар утверждает, что другого выхода не было, потому что эти деньги не были обеспечены золотовалютным запасом. Но выход был. Видные русские экономисты: Григорий Явлинский, Гавриил Попов, Николай Шмелев, Людмила Пияшева и другие, предлагали иные пути. Среди них были очень перспективные, но я не могу здесь сейчас о них рассказывать, хотя это очень интересно. Но все эти предлагавшиеся решения требовали от исполнителей большого труда и некоторого количества времени. Но молодые реформаторы вовсе не собирались ломать голову и трудиться ради того, чтобы облегчить народу трудности перехода к новой системе. В отношении к народу их характеризовал крайний цинизм, как будто перед ними были не люди, а материал для увлекательных веселых экспериментов.
Но, может быть, еще большее впечатление, чем изъятие сбережений произвело на народ то, как проводилась приватизация государственной собственности, которая у нас называлась социалистической или народной собственностью, и нельзя сказать, что для такого названия не было оснований.
Есть некоторая разница между тем, как создавалась экономика Запада и СССР. Фабрики, заводы, крупные электростанции в местах с суровым климатом, железные дороги и др. строились у нас не так, как в западных странах, а скорее так, как пирамиды в Древнем Египте. Непосильным смертельным трудом, в тяжелейших условиях, независимо от того, работали ли заключенные или свободные люди добровольно и с энтузиазмом и верой. Все это пропитано кровью и стоит на костях.
И вот на глазах у народа то, в чем жизнь и кровь наших родителей, а отчасти и наша, начали раздавать в собственность каким-то людям и группам людей, отобранным по непонятным критериям и практически даром. Отдавали даже не разбираясь, что новые собственники будут с этим делать (и, конечно, никому ничего не объясняя). Разбрасывали, как куски собакам. Собаки их хватали, давились, не в силах проглотить, выплевывали. Куски тут же подхватывались другими и тоже вываливались из пастей, недопережеванные, недопереваренные. Запах преступления, крови и блевоты накрыл страну. Так власть утратила моральный авторитет. Так Россия утратила свой шанс на демократический путь развития и само слово "демократия" сделалось для большинства ненавистным. Народ в каком-то ступоре смотрел на происходящее. Затем более энергичные и менее совестливые тоже бросились хватать все, что ухватить удается, не останавливаясь ни перед какими преступлениями, даже убийством. Цена человеческой жизни упала почти до той, какой она бывает в военное время.
Появились новые виды преступлений. У одиноких стариков выманивали их квартиры, якобы предлагая меньшую квартиру с доплатой и, оформив квартиру на новых владельцев, стариков убивали. Таких случаев было очень много. Был описан случай, когда двое ребят, готовивших воздушные фильтры для подводных лодок, продавали на сторону дорогой материал для загрузки этих фильтров, а в фильтры насыпали что попало, прекрасно понимая, что только благодаря воздушному фильтру на лодке можно жить. У меня собралась коллекция экзотических и очень жестоких преступлений, но рассказывать о них тяжело и страшно, да и времени нет здесь об этом рассказать.
Те же, кто не мог или не хотел участвовать в этом беспределе преступности во имя денег, кому даже смотреть на это было отвратительно, забились в свои углы и пытались выжить, притом, что их жалкие зарплаты и пенсии, уменьшавшиеся с каждым днем в связи с инфляцией, к тому же еще не выплачивались вовремя, задерживались на месяцы. Главное, люди не понимали, что происходит с ними и со страной. Какой еще беды ждать? Можно ли еще на что-то надеяться? Почему, если не было войны и больших человеческих потерь, появились сотни тысяч беспризорных детей? Почему, если не было бомбежек и все дома целы, появилось столько бездомных? Почему стоит производство, и люди не могут найти работу? Кто виноват? Кому верить?
Разруха, упадок экономики - это, конечно, очень плохо. Но на моем веку российская и советская экономика была разрушена дважды великими войнами и успешно и быстро восстановлена. Гораздо страшнее упадок нации. Разрушение не экономики России, а духа России. Изменилось отношение к основным русским ценностям. Они отвергнуты с презрением и на их место, похоже, нечего поставить кроме Золотого Тельца. Россия меняет кожу, и каков будет ее новый облик - неизвестно. "Нравственный закон внутри нас", который Э.Кант считал столь же неизменным, как звездное небо над нами - разрушен. Нация больна. И мы должны сейчас думать о том, как будет проходить эта болезнь и чем она кончится. Мы должны влиять на этот процесс.
Противники демократии говорят: демократы только умеют говорить слова, а дела не делают. К сожалению, это не так. Дел со времени перестройки было наворочено очень много, а правильное слово не было сказано. Такие слова как Россия и демократия никогда не стояли рядом. Для того, чтобы эти два понятия оказавшись рядом, могли бы оплодотворить друг друга, надо было многое понять и объяснить народу. Это сделано не было. И поэтому эти два понятия не оплодотворили, а уничтожили друг друга. Россия - демократию, а демократия - Россию. Русская демократия нема. Она не выработала языка, доступного народу. Его надо выработать и не уставать говорить с народом. Объяснять, что произошло с нашей страной, почему и как. Что нужно делать, чтобы ситуация в России улучшилась? Где искать выход? Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский предложил такую национальную идею: "Уважение к человеку". В своей работе с народом мы должны эту идею реализовать.