Дорогие френды! Я хочу поблагодарить тех, кто меня поддержал и выразил тревогу за мое здоровье в связи с тем потоком брани, который обрушили на меня сторонники Навального. Сочувствие было и в комментариях, и в письмах на личную почту, и в телефонных звонках. Спасибо. Читать всю эту ругань было неприятно, но я выдержала. А если бы не выдержала, то значит, так тому и быть. В моем возрасте о смерти на баррикадах можно только мечтать. Я считаю, что если человек не умеет держать удара, боится боли, если он не готов сотни раз повторять все снова и снова, то же и то же, всякий раз убеждаясь, что его опять не услышали и не поняли, то такому человеку нужно лежать на печи, а не участвовать в борьбе. Я участвую. Я считаю, что эпиграфом к моей жизни может быть стихотворение Генриха Гейне. Может это не скромно с моей стороны, но Маркс сказал, что скромность - это не боязнь ошибки, это боязнь истины. Вот начало и конец этого стихотворения:
Enfant Perdu
Забытый часовой в Войне Свободы,
Я тридцать лет свой пост не покидал.
Победы я не ждал, сражаясь годы;
Что не вернусь, не уцелею, знал.
<...>
Где ж смена? Кровь течёт; слабеет тело.
Один упал - другие подходи!
Но я не побеждён: оружье цело,
Лишь сердце порвалось в моей груди.
Есть еще одно стихотворение, подходящее к случаю. Это не просто стихотворение, это был мне знак свыше. Может, я об этом писала, если так, то, значит, я повторяюсь. А было так. Поздно вечером я шла домой с очередного собрания в «Яблоке», где я в очередной раз выступала в обычном для меня жанре - "глас вопиющего в пустыне". В очередной раз меня не услышали, не послушались. Я была в дурном настроении и приняла твердое решение больше вообще никогда не выступать. С этим твердым решением я пришла домой, поужинала и легла в постель. Перед сном я взяла в руки «Новую Газету», которую не успела просмотреть днем, готовилась к собранию. В газете мне бросилось в глаза стихотворение. В газетах стихи помещают не часто, и я начала с них. Стихотворение было такое:
Говорящий посреди пустыни,
вспоминай, что ты не одинок,
что вокруг пространство в дымке синей,
что пространство стелется у ног,
что незримый Дух в пустыне этой
Богом дан тебе в поводыри,
даже неуслышанный, не сетуй,
говори в пространство, говори.
Стихотворение называется "Исайя", его автор - Александ Ревич. То, что мне это стихотворение попалось на глаза именно в ту минуту, нельзя было понять никак иначе, как знак свыше. Этим знамением я и руководствуюсь.
А теперь я хочу вернуться к Навальному в последний раз. Навальный - борец с коррупцией. Но ведь коррупция - это не болезнь, это только проявление, симптом болезни, один из симптомов, причем не самый страшный. Болезнь - авторитарный режим. Закон против НКО - симптом более страшный. Увлечение борьбой с коррупцией отвлекает от более важного - борьбы с системой. Ну, прогоним мы этих, придут другие, такие же. Лозунг «Держи вора!» - это очень древний лозунг, он появился тогда же, когда появилась собственность. Этот лозунг всегда очень будоражит толпу, но мы знаем, что громче всех «Держи вора! Ату его!» кричат сами воры. Важно не то, с чем человек борется, а то, что он с собой несёт, что он утверждает. А политические лозунги Навального - это лозунги националистические. Здесь он абсолютно искренен. Этого он не умел скрыть даже, когда хотел. Он, почему-то, очень хотел оставаться в «Яблоке», понимал, что националистические выходки могут этому помешать, но удержаться не получалось.
У нас принято считать, что мы живем плохо. Раз мы так считаем, значит так оно и есть. Это ведь вопрос самоощущения. Если человек говорит, что несчастлив, значит, он несчастлив. Мы говорим, что живем плохо, но вряд ли кто-нибудь решится сказать, что мы живем хуже некуда. Хуже есть куда и даже очень, это я на основании своего жизненного опыта с уверенностью заявляю. И если мы хотим во главе государства поставить Навального, то значит мы боремся с «плохо» ради «хуже» или даже «хуже некуда». По правде сказать, от этого нашего безоглядного и слепого стремления к «хуже некуда» я просто прихожу в отчаяние. Я чувствую себя человеком, стоящим «над пропастью во ржи» и пытающимся удержать тех, кто, не замечая пропасти, в нее срывается. Но что может сделать один человек, когда стремящихся в пропасть тысячи? Что во ржи бывают пропасти - всем известно, и именно ЭТА пропасть также всем хорошо известна. Но падение в эту пропасть целых наций, которые увлекли за собой другие, никого ничему не научило. Германия погибла не от коррупции, а от того, кто с ней боролся.
В Петербурге в издательстве «Алгоритм» в серии «Проза великих» недавно вышел роман Йозефа Геббельса «Михаэль. Германская судьба в дневниковых записях». Получается, что Геббельса объявили великим прозаиком, хотя кроме этого романа художественной прозы он более не писал. А может быть, его считают не великим писателем, а великим человеком в связи с другими его заслугами перед человечеством? Эти заслуги всем известны. Даже если в этом романе нет пропаганды фашистских идей, то кому и зачем понадобилось популяризировать это имя? Что в этом романе есть такого, без чего мы не могли бы обойтись, от чего жалко отказаться, что нас духовно обогатит? Ради каких таких немыслимых духовных и эстетических достоинств стоит реабилитировать это имя? А роман продается в книжных магазинах. В странные времена мы живем.