"Педагогические поэмы" в фантастике

Sep 18, 2004 14:36

Когда-то давным-давно, описывая свой "мир Полудня", А. и Б. Стругацкие уделили много внимания школьной системе. Школы-интернаты, доброжелательные и мудрые педагоги, присматривающие за шумным и безалаберным мальчишечьим племенем, превращающие сорвиголов в образцовых и полезных граждан. В этом контексте с легкостью воспринималось и навязывание исподволь, а иногда и в лоб, детям "полезных" профессий, и система наблюдения за комнатами интерната, и многие другие мелочи.

Потом, много позже, у тех же АБС появился трагичный образ Учителя, несущего доброе и вечное всем, кто хочет, но неспособного ни образумить, ни защитить собственного сына. Эту вещь часто вместо полного названия обозначают просто "ОЗ" - и сами авторы обыгрывают совпадение этих букв с цифрами 03 - телефоном скорой помощи.

Еще позже мне в руки попала книга "Звезды - холодные игрушки", в которой doctor_livsy полемизирует с образами "мира Полудня", жестко и нелицеприятно изображая систему слежки за детьми, тотального контроля - с детства - за человеческой судьбой, систему, выковывающую. из ранимого, талантливого ребенка суперагента-Регрессора. Книга окончательно утвердила во мне неприятие системы, при которой учитель "знает, как надо".

А потом были "Бессильные мира сего", и выяснилось, что и учитель, который, не мудрствуя лукаво, не навязывая ребенку свою позицию, просто развивает в нем его главный талант, растя суперврачей, суперпророков, супердезинсекторов, а также суперкиллеров, - тоже не великое счастье. Ни для него, ни для общества, ни, в конечном итоге, для самих детей.

Так каким же должен быть учитель Будущего?

Книги

Previous post Next post
Up