Из предложенных Обамой министров (они же госсекретари, но ради удобства я буду их называть министрами) наибольший интерес, конечно, вызвала Хиллари, за ней, с довольно большим отставанием, Гейтнер с его непогашенными долгами налоговому ведомству и неоднозначной ролью в бейлауте. Остальные назначения остались в тени. Между тем, там тоже немало интересного.
В новом кабинете должно было быть сразу трое людей с латиноамериканскими корнями, в итоге, в связи с отказом губернатора Нью-Мексико Билла Ричардсона (хорошая мексиканская фамилия!) остались двое - министр внутренних дел Салазар и министр труда Солис. На должность генпрокурора впервые в истории претендует афроамериканец Эрик Холдер. И есть еще один выходец с Гавайев, наполовину японец - Эрик Шинсеки, секретарь по делам ветеранов. Говорят, министерство внутренних дел в последнее время чуть ли не зарезервировано за латиноамериканцами, а в госдепе при Буше-младшем окопались негры, но в целом у Обамы на редкость разношерстная в этническом отношении команда (особенно учитывая еврея Рама Эмануэля в роли главы администрации; P.S: как мне подсказали во френдленте, Петер Орзаг, министр бюджетного планирования, тоже "из наших"; P.P.S. О, а министерство транспорта досталось мало того, что арабу, так еще и республиканцу!).
С политической точки зрения небезынтересно, что если будущий генпрокурор - левак под стать судьям израильского Верховного суда, сделавший себе имя на защите террористов, то в двух военных министерствах оказались ястребы. Шинсеки, будучи начальником Генштаба армии, крупно поцапался с тогдашним министром обороны Рамсфельдом по поводу того, сколько солдат придется отправлять в Ирак для поддержания там порядка после победы. В итоге, естественно, точка зрения Рамсфельда победила, что стоило американцам огромных человеческих жертв. Только после увеличения контингента, как того с самого начала требовал Шинсеки, террор в Ираке пошел на спад. В министерстве же обороны и вовсе остался назначенный Бушем преемник Рамсфельда, советолог и бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс. Впрочем, сам по себе пост директора ЦРУ еще не означает правых взглядов (как раз Обама прочит на эту должность бывшего клинтоновского главу администрации без всякого разведывательного опыта). В общем впечатление такое, что Обама, будучи сам либеральным законником и назначая на должности в органах правопорядка людей с соответствующими взглядами, военными делами предоставляет заниматься тем, кто это лучше умеет.
Ну и последний аспект, связанный, впрочем, с предыдущим - это компетентность назначенцев. Тот же Холдер, к примеру, был уже замом генпрокурора и даже временно замещал эту должность. В соответствующем назначению опыте бывшего начальника Генштаба, как и бывшего директора Банка федерального резерва, тоже сомневаться не приходится. Министр внутренних дел Салазар тоже около 20 лет провел в недрах судебной системы, в том числе четыре - как главный прокурор штата Колорадо. Министр внутренней безопасности Дженет Наполитано - его коллега, была главным прокурором "родного" штата Джона Маккейна - Аризоны до того, как ее избрали губернатором этого штата (на следующих выборах она разгромила своего соперника-республиканца, достигнув почти двухкратного отрыва, так что она не только юрист, но и, как видно, отличный администратор). Министр сельского хозяйства восемь лет был губернатором Айовы. Похоже, что Обама стремится окружить себя юристами и опытными управленцами, не слишком полагаясь на свой небогатый опыт. В этом свете странно выглядят назначения Леона Панетты главой ЦРУ, занимавшего провинциального масштаба административную должность Арне Данкена министром просвещения, а политолога Тома Дашле, всю жизнь занимавшегося только политикой, министром здравоохранения, но большинство членов администрации - крепкие профессионалы, что не может не радовать.