Утро субботы как две капли воды напоминало утро пятницы, и на тренировку в одиннадцать мы отправились в радужном настроении.
И вот тут что-то не задалось. Мы протупили несколько вопросов украинской второй лиги и отправились на игру злые на самих себя. К тому же к нам на стол, несмотря на настойчивые предупреждения насчет мата-перемата, поставили микрофончик, что тоже рабочей обстановки не добавило. Короче, начали мы с двух нулей, сразу дав конкурентам ненужную фору. Дальше пошло лучше, но все равно все мы (и я в особенности) неприлично сильно тянули одеяло на себя и отчаянно давили на
mi_fr_ila, чье великолепное чутье в этой обстановке стало давать сбои. Это стоило нам двух очков, одно из которых, правда, потом мы получили назад после совершенно идиотской апелляции какой-то из команд, так же, как мы, пролетевших мимо авторского ответа. Впрочем, вопрос (о цене газеты «Бильд» в советском эквиваленте) был откровенной коломной, одним из худших вопросов пакета, и ИЖ это, видимо, почувствовало и попыталось исправить ошибку. А финишировали мы с пятью нулями подряд, суммарно набрав за тур восемь очков и с дележки первого места откатившись до дележки третьего. Настроение после такого, конечно, было хмурым донельзя. Высидев длиннейшую перестрелку за последнее место в финале между одесситами и ЮМой (которую любая команда легко могла закончить вопросе на четвертом - его взял весь зал, кроме них, - и которую в итоге Санников проиграл на неудержанной форме восьмого вопроса), мы поняли, что до финала меньше часа, а мы не жрамши. В столовой уже почти все подъели, мне, например, не хватило борща (что я грустно прокомментировал: «Ну, мы, собственно, на суп сегодня и не заработали»), но все-таки кое-что нам перепало, и я еще успел сбегать в город за сувенирами до начала финала.
На первый тур финалисты подходили крайне неохотно.
nuladno явилась предпоследней их 36 участников финала, потрепав нам всем нервы. Зато играла она тот тур лучше всех, и в итоге мы набрали в нем восемь очков, уступив только команде Губанова.
В общем и целом, однако, надо было бы играть еще лучше, что и доказали следующие туры. Второй тур прошел для нас нервно, с посредственным результатом в семь очков и сверх-обидным проколом на простеньком вопросе. По окончании тура я кубарем скатился по лестнице на первый этаж, в интернет-кафе, и через пару минут вернулся оттуда, костеря на чем свет стоит всемирно известного мима - «Ну что ему, заразе такой, стоило помереть вовремя?» В общем, положительных эмоций это тоже не добавило. К тому же рванула команда Поташева, взяв в частности совершенно от балды один нелегкий вопрос и «привезя» нам сразу четыре очка. Такой разрыв на дистанции в 12 вопросов не отыгрывается, это закон природы. Так что третий тур мы начали, понимая, что золото нам уже не светит.
К своему колоссальному удивлению, через четыре вопроса мы обнаружили себя на втором месте вместе с Губановым на расстоянии всего в очко от лидера! Возможно, это нас и подкосило. Не могу сказать, была ли дрожь в коленках, но следующие два вопроса мы слили, а потом было уже поздно - караван ушел. Все, что брали мы, брали и шедшие впереди конкуренты, а что не брали они, не покорялось и нам. В итоге мы оказались на пятом месте, самом низком за оба дня чемпионата. А губановцы второй раз за эти два дня показали стопроцентный результат и обошли-таки расклеившуюся команду Поташева, став первыми двукратными (да еще подряд!) чемпионами мира. Ну, если кому и причиталось это чемпионство, так это им - из семи туров турнира они выиграли четыре, да еще два, как уже было сказано, со стопроцентным результатом! В перестрелке за третье место ксепы на первом же вопросе обыграли команду Кузьмина, посыпав еще обильнее солью наши раны - ибо нас бы они на этом вопросе не обыграли, и, участвуй мы в этой перестрелке, борьба бы еще продолжалась... Но после драки, как известно, кулаками не машут. Не знаю, можно ли сравнить наше разочарование с шоком, пережитым командой Поташева, отдавшей, казалось, верное чемпионство, или с огорчением одесситов, в последний момент вытесненных из финальной шестерки - мне кажется, что можно. Во всяком случае мы были явно огорчены сильней проигравшей бронзовые медали команды Кузьмина. Впрочем, имей мы в своем активе уже «золото» и «серебро» прошлых чемпионатов, мы бы, может быть, тоже так не переживали...
А потом, в утешение проигравшим и на потеху победителям, был «парад гордости» с разноцветными щариками, в пестрой командной форме и с национальными флагами по той самой улице Ленина. С самого начала уже не было понятно, кто тут проигравший, ибо все веселились от души. К середине дистанции к нам добавился еще и духовой оркестр и стало совсем весело. Шум, гам, шутки-прибаутки, удивленная толпа на тротуарах, созерцающая израильский, канадский, британский флаги... Кто-то из грузин обратил наше внимание на символичность соседства флага Израиля с их флагом, копирующим флаг Иерусалимского королевства крестоносцев. «Братство оккупантов», так сказать.
Армяне шли сразу за азербайджанцами, замыкали растянувшуюся колонну - угадайте с трех раз - финны и эстонцы, а у британцев в толпе зрителей неожиданно оказался болельщик с Юнион Джеком на футболке и проводил нашу гоп-компанию аж до Дворца культуры, где должно было проходить закрытие. Там тоже стояла толпа, с фонарного столба свисал Андрей Козлов с мегафоном и громогласно, в стиле комментариев с первомайской демонстрации, приветствовал вступавшие на площадь команды.
Когда все стали плотной массой и по команде отпустили в хмурое светлогорское небо шарики, он разогнал знаменитостей по разным уголкам площади - давать автографы и общаться с народом.
Оркестр наяривал, Друзь травил анекдоты (даже приличные), Балаш Касумов играл со светлогорцами в футбол, Новиков - в шахматы, Авдеенко рисовал сов...
mi_fr_il под шумок опять смылся к полякам пить “Будвайзер», остальные «Братья» тоже разбрелись кто куда, я слонялся по площади, тупо фотографируя спины, и ждал, когда же нас запустят в зал погреться.
Наконец это долгожданное событие состоялось, и народное гуляние плавно перешло в официальное закрытие чемпионата и ежегодную раздачу слонов. После этого была показательная игра «элитарки», где знатоки играли на вопросах жителей калининградской области (и своих коллег, напихавших вопросов в 13-й сектор - в итоге после второго вопроса от «профессионалов» его вообще убрали со стола). Из всей игры наиболее запоминающимся оказался анекдот, рассказанный Друзем о себе самом: «Александр Друзь очень много знает. Так много, что информация уже не помещается у него в голове, поэтому он использует своих дочерей в качестве флэшек». Да, еще запомнилось вручение приза МАК за общие заслуги перед движением. Ему предшествовали кадры последней игры Ворошилова, на которой он вручил бриллиантовую сову второму Магистру ЧГК - Максиму Поташеву. А звуковой ряд... Пела Гвердцители. Пела на музыку обожаемой мной песни «Виват, король», и пела о нашей игре. Я уже и забыть успел ту игру, а тут просто слезы на глаза навернулись...
Потом был еще банкет в гостинице. Меня развезло после половины бокала сухого вина, и я долго его закусывал, благо было чем. Потом были посиделки на террасе ресторана - запомнился тост
pkrsa: «Вот вы говорите - «Зенит», «Зенит»... А я в Союзе болел за «Динамо». Переехал в Торонто - болею за «Мэйпл Ливз». Так выпьем же за успехи бело-голубой команды!»
Но мой самолет улетал в полдесятого утра, а автобус из гостиницы уходил в полседьмого. Так что в час я откланялся и отправился собирать веши. После этого еще, правда, дважды приходилось бегать прощаться - сперва забыл отдать сувенир, потом - книгу. Ну уж зато попрощались как следует...
Вот, пожалуй, и все. Обратная дорога прошла практически без эксцессов, разве что почти каждый из летевших в Канаду по прилете чего-то да недосчитался - кто бутылки, кто сотового... Но это уже совсем другая история. А всем, кто организовал этот чемпионат, всем, с кем я играл, и всем, кто играл против меня - огромное спасибо!