Заводил себе на медиуме блог для написания статей. Не понравилось, ничем не лучше ЖЖ. Плюс теперь медиум за ВПН. Так что буду переносить написанные статьи назад.
Напишу здесь моё видение того, как стоит строить карьеру. Это всегда важный вопрос каждого человека. Напишу, как становиться экспертом-профессионалом, без коррупции, блата и т.п. Если забыть про моральный окрас, то коррупция например достаточно неустойчивая штука (я видел упакованных силовиков, которые попали под увольнение за то самое и потом год сидели и забивали стресс непрерывно играя в компьютер и запивая пивом, пока их жена искала деньги и занималась детьми). Ну а остальные вещи я просто не умею. Я видел суперуспешных профи в крупных гос. конторах типа РАО ЕЭС или Газпром, так что этот метод вполне работает. Но явно не отменяет другие.
Сейчас этот вопрос особенно важен, так как мир стал резко меняться.
Идет вялотекущий мировой кризис, мировой центр плавно идет на восток. В результате частники слабеют, а госники усиливаются и будущее стало зыбко.
https://www.eulerhermes.com/ru_RU/latest-news/ehru_new_economitcheskiy_centr.htmlНа фоне этого можно не заметить ещё одну важную вещь - появление ChatGPT. Оно уже сейчас значительно изменило работу с текстом и начало вытеснять некоторые профессии. Неизвестно, с какой скоростью пойдет прогресс в развитии искусственного интеллекта, однако вполне возможно, что через десять лет работа за компьютером будет оплачиваться также, как работа в кассе.
Вот мои рассуждения, что стоит делать.
Не бояться.
1. Не бояться мирового кризиса и войны. В целом мир становится лучше. Мы дольше живем и больше зарабатываем. С войной история временная, тут ничего нельзя сделать, кроме как смотреть по ситуации. Впереди лет 7 еще бурных времен, а дальше будет новые времена бебибумеров и шестидесятников.
2. Не бояться ИИ. Даже если вдруг роботы придут и отнимут всю работу, то мы потеряем контроль над ситуацией, но в основном станем жить лучше. Главная проблема будет, куда деть свободное время. Ну и роботы очевидно все не отнимут. Как не отняли работу паровые двигатели и экскаваторы. Просто пока непонятно, что именно будут делать люди. Я уверен, что после того, как ИИ упрется в своем развитии в потолок, утрясутся сильные и слабые стороны людей и ИИ, появится естественное разделение труда. ИИ просто станет мощным инструментом, который повысит эффективность работы сотрудников.
Вот сравнительная таблица способностей человека и ChatGPT сделанная самим ChatGPT
https://www.reddit.com/r/ChatGPT/comments/15ujdfj/ive_asked_gpt_to_compare_itself_to_humans/Видно, что всё пока неплохо. 😊
3. Развиваться. Есть анекдот с очень важной мыслью. Про русского чукчу и медведя. Где русский говорит, что мы все равно не убежим от медведя, а чукча отвечает, что ему не надо бежать быстрее медведя, а достаточно бежать быстрее русского. Достаточно развиваться быстрее среднего уровня, который на самом деле очень низкий. И это даст более чем достаточный запас прочности оставаться на плаву. Главное делать это понемногу каждый день. Тем, кто меня знает наверно смешно читать такие слова, так как я очень иррациональный человек, который в принципе не любит заниматься чем-то одним на постоянной основе. Но тем не менее, когда я делаю то, что меня прет, я развиваюсь и я далеко ускакал в этом направлении. Хочу только отметить, что сейчас что не надо развиваться ради развития, саморазвитие стало модной и бессмысленной вещью. Надо понимать зачем ты делаешь что-то, оно должно либо конкретно и осязаемо помогать или по крайней мере приносить радость, а лучше и то и то.
Повышать эффективность работы.
Некоторые базовые вещи. Мы все примерно понимаем, что мы делаем и зачем, но оказывается, что, когда мы это делаем на подсознании, мы это делаем хреново и делаем кучу глупостей. Например, продолжаем работу, которую уже можно закончить, или делаем просто вообще не нужные вещи. На это тратится куча времени на самом деле. Месяцы ненужных дел. Здесь я напишу свои основные советы, которые я даю людям, которых я учу (на большинстве своих работ становлюсь ментором и развиваю джуниуров).
1. SMART-мнемоника.
https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART Как дом состоит из деталек, любую работу можно разбить на блоки (задачи). Эти задачи делятся на подзадачи. Каждую задачу можно точно очертить при помощи SMART техники. Плюсы этого в том, чтобы понимать, что именно надо сделать, каким именно методом. Что значит, что работа выполнена. Тут люди неосознанно делают кучу косяков. Во-первых, не понимая, что надо делать, делают либо не то, либо постоянно переспрашивают начальника. Во-вторых, делают задачу не тем методом. Способ должен быть адекватен реальной проблеме. Если у вас не хватает денег, от того, что супруг шопоголик спускает все деньги спускает на бейсболки и кроссовки, то смысла больше зарабатывать нет, а надо вести супруга к психологу, если есть такая возможность. Если сначала внимательно подумать какого класса задача, то можно сэкономить кучу сил. После привыкания к восприниманию работы в виде таких SMART кирпичиков, голова начинает воспринимать иерархию СМАРТ задачи горизонт таких задач расширяется и вверх вплоть до «кто я и зачем я живу» и вниз, вплоть куда потратить свободные 10 минут. Так же появляется понимание текущего статуса. Какую задачу я делаю в данный момент и что сделано, а что нет. Понимание того, чем ты в данный момент занимаешься звучит просто, но на самом деле это сложный навык, который есть далеко не у всех. Если говорить про науку, то написание кандидатской всем взрывает мозг, даже если перед этим было написано кучу успешных статей. Потому что кандидатская это и есть описание статуса. То есть что сделано и как это увязано с тем что вообще происходит в мире и нужно ли кому-нибудь. Кандидаты наук действительно более профессиональны и успешны, при этом чтобы получить навык, вовсе не обязательно тратить годы и посвящать себя какой-нибудь науке.
2. Вообще повышать навыки таймменеджмента и приоритезации.
SMART это только частный случай, с которого надо начать. Но вообще просто удивительно сколько времени и сил по сути уходит впустую. А с приходом AI эти навыки становятся еще более важными.
https://www.ibm.com/downloads/cas/NGAWMXAK 3. Метод уточки/медвежонка. Я уже писал выше, что невербально люди реально тупят и любую задачу полезно сформулировать вслух. Это довольно неудобно делать просто так (хочется сэкономить усилия). Но у нас есть удобный механизм, чтобы сделать все качественно. Надо просто рассказать другому человеку, в чем проблема того, чем ты занимаешься. Не обязательно даже рассказывать живому человеку, можно взять игрушечную уточку (или медвежонка), посадить себе за стол и ей рассказывать. Звучит глупо, но это реально работающий и очень полезный метод! Лучшие программисты мира все сидят с уточками. А я так доказал свою теорему о мятом рубле (
https://etudes.ru/etudes/napkin-folding-problem/). Еще один способ, это писать статьи. Я о нем еще отдельно напишу ниже.
4. Поиск лучшего инструмента для каждой задачи. Стыдно признаться, но я лет до 30 для каждой задачи, которая у меня возникала сам начинал писать программу или еще как-то ее делать самостоятельно. Это кустарщина. Единственный её плюс в том, что можно чему-то научиться. Но лучше учиться искать наилучшие инструменты и ими пользоваться. Надо быть по хорошему ленивым и смотреть на каждую задачу с точки зрения «а нельзя ли её как-то сделать, вообще не напрягаясь». И оказывается, что часть задач поддается такому решению. Из последних примеров это написать письмо при помощи ChatGPT подредактировать его и т.п. Ну или заказать составление документов у фрилансера, чтобы сэкономить своё время. Хочу заметить, что поиск нового инструмента напрягает голову, так это задача другого типа и требует переключения. И людям чаще проще делать все однотипно, вместо того чтобы что-то менять. Тут я считаю, что переключение помогает как раз развиваться, и эта тяжесть полезна, так как развивает голову. Хотя конечно надо следить, чтобы в работе не было слишком много переключений.
5. Вообще если говорить про переключения, то бессмысленные переключения надо конечно убирать. Есть куча способов это делать они описаны в книгах по тайм-менеджменту, типа делать периоды тишины, когда никто не отвлекает, помидорки и т.п.
Еще раз написал про таймменеджмент. 😊
6. Автоматизировать работу. Если есть рутинные куски, типа переноса данных из одной таблицы Экселя в другую, то их надо обязательно автоматизировать. Можно или самостоятельно освоить для этого Питон или попросить кого-то написать такой скрипт, вплоть до заказа у фрилансера. Куча таких историй была, когда люди повышали свою эффективность таким образом вплоть до полной автоматизации своей работы. Тут появится выбор палить начальству ситуацию или нет, но это уже другая история. Хочу еще сказать, что теперь кроме питона появился еще один крупный способ автоматизировать работу - это ChatGPT. Его надо пробовать обязательно.
Меня в свое время впечатлил вот этот xkcd комикс, после которого я стал максимально использовать автоматизацию (и экономику) и в программировании и в жизни.
https://xkcd.com/1205/ Ну хорошо. Я суперэффективный/ая, а зарплата то от этого не выросла, зачем тогда оно?
- Просто свободное время. Можно просто его как-то использовать. Если появляется репутация у работодателя, и можно отвязаться от бессмысленного просиживания стула, то можно больше наслаждаться жизнью.
- Можно разбираться с тем, как работает фирма и ее торговые партнеры. Что на самом деле занимается твой руководитель, чем занимаются различные отделы. Это дает лучшее понимание, того какие задачи важны, а какие нет, и даст в итоге тоже повышение личной эффективности. Если человек думает, что его начальник дурак, то чаще всего он просто не понимает задачи своего начальства. Человек, который перестает думать, что его начальник дурак через некоторое время сам занимает аналогичную должность.
- Можно брать под себя новые проекты внутри фирмы. Надо, конечно, отслеживать, чтобы при этом росли не только обязанности, но и права с зарплатой. Можно просто понемногу помогать коллегам, заодно увеличивая понимание, как все работает.
- Стать главным по AI на фирме. Это вариант проекта, но очень важный и как раз в текущем моменте. В России только раскочегариваются (да и русскоязычные чатБоты еще не так жгут). Это отличный способ не бороться с изменениями, сесть на волну которая тебя повезет.
- Можно самообучаться. Учимся продажам, работе с заказчиками, бизнес девелопменту, всему что интересно. Рано или поздно это даст новое качество.
- Писать статьи и вести блог. Я выше писал, что вербализация очень полезна. Написанная статья хороша еще тем, что это сам по себе артефакт, то есть полезный результат, который можно куда-то применить. Если получится перейти от одноразовых статей в полноценному блогу, то это даст мощное преимущество в будущем. Например, обычные специалисты по машинному обучению получают до 500-600 тысяч и очень рады этим цифрам. В то время как специалисты звезды могут легко получать зарплату выше миллиона. Звезды они именно, потому что они ведут блог, выступают на конференциях и известны в профессиональной среде. Блог может начать сам по себе приносить доход. Так же статьи представляют собой материал для выступлений, как внутри компаний, так и на конференциях. Опыт написания статей - это еще важный навык, который будет точно полезен в будущем.
- Найти фрилансерскую работу или делать какой-то хобби проект для себя. Главный секрет Убера в том, что там куча народа работает, как на фрилансерской работе, которой они затыкают дырки в основной работе. И потому вопрос кто за такие смешные деньги в Убере работает у них не стоит, это просто прибавка к основной зарплате. Сейчас на удаленке особо шустрые люди умудряются совмещать 2, а то и 3 полноценные работы. Главное, чтобы созвоны не пересекались 😊
Искать новое место работы.
Если в текущей фирме потолок слишком сильно давит, нет полноценных зон развития, или есть большой объем тупой и бессмысленной работы, то можно и нужно искать новое место.
- Главное ответить на вопрос «кто я и чем хочу заниматься». Идеально ответить нельзя так как мы все достаточно быстро меняемся, но разбираться надо. Это вообще самый главный в жизни вопрос.
- Связи лучше хедхантера. В хедхантере надо отслушать сто человек, чтобы найти толкового. По личным связям это делается намного лучше.
- Заведите эккаунт linkedin.com, если вы почему то этого еще не сделали.
- Развиваем нетворкинг. Участвуем и выступаем на конференциях, ведем блог, участвуем в lunchclub.com или чем-то подобном. Это помогает и понять, что вообще в мире бывает и что интересно и создавать необходимые контакты. Надо правда иметь в виду, что нетворкинг может пожирать слишком много времени. Необходимо контролировать его объем и смотреть на эффективность.
- Садиться на растущую кривую. Самый последний тут совет, но наверно самый важный. Надо заниматься той работой, которая вас автоматом через 10 лет поднимет вверх. Тут нужна конечно мудрость и доля везения.
P.S. 1 Как можно заметить, эта статья появилась в результате использования совета из неё же. Такая вот рекурсия. :)
P.S. 2 Вообще я уже активно использую ChatGPT в работе для написания текстов и алгоритмов. Но этот текст написан руками. ChatGPT все таки не особо дружит с русским текстом. А Алиса, например, не обсуждает спорные темы, то есть войну и ИИ. Но я буду приноравливаться дальше.