Велик океан, и земля велика,
Надо бы всё пройти,
Большая Медведица издалека
Желает тебе пути…
(О. Куваев)Алтай. Золотые горы. Российский Тибет. Бирюзовая Катунь. Горные духи. Кристальные озера. Бурные реки. Щедрость и сила природы. Моя родина. Одно из любимых мест на планете Земля. Много лет было проведено в этих краях. Этим летом мы покорили Алтай на мотоцикле. Мы обзавелись более удобным мотоциклом YBR250 2011 года (для справки: то же самое продается сейчас под названием Yamaha Fazer 250).
Конечно же решили посвятить это чудо техники во все прелести дальнего путешествия. Вся техническая подготовка была в руках Александра - маршрут, техника, идеи, снаряжение.
Доработки: Была изготовлена крутая багажная система.
«Корректор спидометра, т.к. на штатной звезде (15 зубов) спидометр врет аж на 10%! Вроде прешь себе 140, а на деле - 125-126 км\ч. Теперь спидометр правильно показывает и коррекции можно разные выставлять. Удобно.
Пробег на момент старта около 24 тысяч километров. Подготовка свелась к замене свечи (на всякий случай), смене масла и промывка воздушного фильтра. Давным-давно был установлен автоматический смазчик цепи. Маст хэв! Забегая вперед - сейчас пробег цепи уже 23 тысячи - и все с ней отлично. Еще поменяна ведущая звезда на зуб больше (16 зубьев). Использовалась только на перегоне Самара-Барнаул.
С собой: небольшой набор инструментов, масло (чтобы поменять в середине поездки), запасная лампочка, жгуты и клей для колес. Также на мотоцикле «ехала» вся туристическая утварь: палатка, коврики, спальники, горелка, посуда и еще куча мелочей».
Техника: YBR250 2011 года
Экипаж: Семейный тандем Александр Индус + Таня Учителка
Маршрут: г. Самара - Уфа - Омск -Панкрушиха-Барнаул-Бийск- Манжерок - Чемал - Куюс - Иня - Ташанта - Барнаул - Новосибирск - Омск - Самара
Даты
7.07.2018 выезд из Самары
10.07.2018 Прибытие в с. Панкрушиха Алтайского края
11.07.2018 Отдых в с. Панкрушиха
12.07.2018 с. Панкрушиха - г. Барнаул
13.07.2018 Барнаул (Алтайский край) - с. Усть-Муны (Республика Алтай)
14.07.2018 с. Усть-Муны - Чемал - Еланда - Тельдекпенские пороги (Республика Алтай)
16.07.2018 с. Усть-Муны - Большой Яломан (Онгудайский район, Республика Алтай)
17.07.2018 Большой Яломан - п. Ташанта (Республика Алтай)
18.07.2018 Большой Яломан - с. Манжерок (Республика Алтай)
19.07.2018 с. Манжерок (Республика Алтай) - г. Барнаул (Алтайский край)
20.07.2018 Прогулки по Барнаулу
20.07.2018 Выезд в Самару
Мое мотопутешествие началось в поезде Самара - Барнаул. Я не рискнула проделать этот путь на моте. Машина - да. Поезд - да. Самолет - да. Мот - нет. 3 дня пути из Самары - тяжелое испытание для девушки.
На Земле сибирской мы уже встретились с супругом.Из первых уст капитана корабля:
«Для меня поездка на мотоцикле далеко по трассе - как медитация. Мысли текут плавно и неспешно, но при этом ты весь собран и готов к резко меняющимся дорожным условиям. Какое-то раздвоение личности! Дорога скучна до безобразия. Когда природа начала меняться (это около реки Обь произошло), я безумно радовался, так как устал от монотонности пейзажей. Участок дороги от Самары до Челябинска очень загружен. Много ремонтов, на которых организовано реверсивное движение. Будь я на машине, потерял бы огромное количество времени. Мотоцикл позволяет встать в начало очереди и долго-долго ехать без фур. Плохой участок дороги (100 км примерно) только в Курганской области. В остальном отлично! «Туда» ночевал в палатке, «оттуда» - в гостиницах. Второй вариант менее романтичен, зато здорово экономит время и силы».
Первая важная точка нашего маршрута - это село Панкрушиха на северо-западе Алтайского края. Посещение моей любимой бабушки. В этом месте прошло мое детство. Места удивительной красоты. Лента Аллеусского соснового бора, лесные озера и березовые колки. Мое детство. Мои родные. После долгой разлуки большое счастье быть с ними рядом.
Детство мое прошло в деревне. Там тепло. Труд, хозяйство, работа. Захотел в баню - нарубил дров, принес воды. «Вечная работа». О каких книгах, спорте, фитнессе может быть речь в деревне. Некогда. Надо обладать крепким здоровьем и железными нервами для жизни в деревенской среде.
12 июля поехали к родителям в Барнаул. Там же произошла первая и единственная встреча за поездку с представителями закона.
Прогулялись по набережной Оби
13 июля мы выдвинулись в сторону гор!
Чуйский тракт как всегда прекрасен. Дорога сказка. Прекрасные пейзажи. Идеальная дорога. Отличная погода.
О Чуйском тракте:
Согласно рейтингу портала «National Geographic Россия» Чуйский тракт - российский «№1» в ТОП-10 самых красивых автодорог мира. В общемировой десятке он занимает место посередине, впереди лишь французское ущелье Вердон, Памирский тракт (Киргизия и Таджикистан), Далтон-Хайвей (США) и Трансфэгэрашское шоссе (Румыния). Участок федеральной трассы Р-256, начинающейся в Новосибирске, от Бийска до Ташанты принято именовать Чуйским трактом. Эта дорога, связывающая сегодня Сибирь с Монголией и Китаем, повторяет самый северный маршрут Великого Шелкового пути, которому тысячи лет.
Компанию нам составили на машине мой отец и племянник.
В хорошую погоду дорога на мотоцикле доставляет одно удовольствие. Небольшие перегоны.
Остановки в «пирожковом царстве» с. Сростки и стелы «Республика Алтай»
В поисках мест для стоянки на Алтае нет проблем. Куча частных домов, баз отдыха и кемпингов. На любой достаток и вкус. За несколько лет Алтай преобразился. У путешественника не возникнет проблем с поиском жилья, обеда, заправок и т.д.
Местом ночлега был выбран палаточный лагерь близ поселка Усть-Муны. Поставили лагерь на берегу Катуни и устроили себе полноценный отдых в горах.
Здесь нас ждал уже традиционный сплав по Катуни с прохождением порогов «Муны» и «Манжерок».
Рафт, горы, Катунь, купания. Что еще нужно для счастья? Сплав наш заканчивался в экстремальных условиях. Нас начали догонять тучи - гроза, гром, град, ливень. Разрушительный ураган посетил этот дивный край. Последствиями разгула стихии стали поломанные деревья, снесенные крыши и повреждения линий электроэнергии. Мы успели прыгнуть в машину и наблюдать буйство природы в безопасности. Наш лагерь ураган не затронул.
14 июля. Мы отправились в микропутешествие по Чемальскому тракту до Тельдекпенских пороги. Они находятся в 38 км от Чемала, чуть ниже устья реки Эдиган. Здесь река Катунь пересекает скальные отроги Куминского хребта. Это одни из самых красивых и протяженных порогов на Катуни, полюбоваться которыми можно с подвесного Ороктойского моста. Пороги находятся в длинном скальном коридоре, представляющем собой глубокую тектоническую трещину. Ширина Катуни в этих местах составляет от 20 до 40 м, а глубина, по некоторым данным, составляет 70 м. Высота отвесных скальных стенок черного цвета достигает 5-10 м.
Ороктойский мост
Погода нас порадовала в этот день солнцем. Горы, солнце и мотоцикл - отличное сочетание для души и тела. Тельдекпеньские пороги
На обратном пути остановились на Чемале.
Сколько раз мы тут гуляли! Одно удовольствие.
16 июля мы прощаемся с родственниками и отправляемся до Яломана. Дорога сказка. А вот погодка начала издевательства над нами. Дождь. Солнце. Дождь. Солнце. Зато мы потренировались в скоростном переодевании. Красивейшая дорога.
Перевал Семинский
Перевал Чике-Таман
Порог Ильгумень
Порог Ильгумень - один из самых интересных порогов на реке Катунь, имеет статус 4 категории сложности. Порог находится сразу за устьем реки Большой Ильгумень в Онгудайском районе.
Для ночлега был выбран район слияния рек Большой Яломан и Катунь. Одно из любимейших мест на Алтае.
16 июля, сняв и оставив в кемпинге весь багаж, мы отправились до Ташанты. Кататься, наслаждаться и фотографироваться. Эдакий экскурсионный мотовыгул.«Цаплинский» мост. С. Иня Онгудайский район (первый в мире подвесной двухкабельный мост).
Слияние р. Чуя и р. Катунь
Чуйский оленный камень (Адыр-Кан)
Чуйский оленный камень (Адыр-Кан) - Чуйский оленный камень относится к древнему святилищу Адыр-Кан. Каменного воина видно с Чуйского тракта на 728 километре. На камне хорошо различимо схематичное изображение лица воина с кинжалом, лук в футляре, фигура коня.Памятник Кольке Снегиреву
Порог "Бегемот" на Чуе
Расположен между 760 и 761 км Чуйского тракта. Свое название порог получил из-за торчащих после второй ступени порога камней: при низком уровне воды они напоминают морды бегемотов. В районе этого порога в 1988 году прошел первый Кубок мира по рафтингу, который собрал спортсменов из 16 стран мира, и с тех пор традиционно в начале мая на этом месте проводятся международные соревнования по рафтингу "Чуя-ралли".
Открытием для нас стало «Гейзеровое озеро»
Гейзеровое озеро у села Акташ находится на 796 км Чуйского тракта в Горном Алтае немного в стороне от дороги. Космическое место. Новое для наших глаз. На зеркале озера можно заметить разводы округлой или овальной формы, которые по сути лишь отражение процессов, происходящих на дне озера. Там, в таинственной глубине, время от времени оживают «гейзеры», выбрасывая на поверхность смесь голубоватой глины и песка, которые формируют на дне озера видимые концентрические окружности.
Если бы здесь бродили лешии, вурдалаки и кикиморы, я бы не удивилась. Необычная энергетика. Чудная. Сказочная.
Чуйский тракт. Ледники. В прошлую нашу поездку была солнечная погода. В этот раз в горах прошли снегопады. Дороги были размыты.
Пришлось подкорректировать наш маршрут. Северо-Чуйский хребет нам не открылся. Но как говорят, у природы нет плохой погоды. Силу стихии не победить человеку. Дорогой наслаждались. Конечная точка «Ташанта» достигнута!
На обратном пути мы посетили Кызыл-Чин.
Цветные горы Кызыл-Чина недалеко от села Чаган-Узун. Это место - Марс на Алтае. Дорога до этого места на мотоцикле не вызвала сложностей.
А в это время на месте нашей стоянки бушевала непогода. Дожди. Ветра. В дождливую погоду в горах наступает легкое состояние уныния. Это небольшие сложности в мотопутешествии. Хочется быть сухим и отдохнувшим. Но не всегда наши ожидания совпадают с реальностью!
17 июля мы отправились до с. Манжерок. Остановились мы в «Алтаймото» - уютной гостинице для мотоциклистов. Наше путешествие по горам подошло к концу. Мало. Мало 2 недель для такого дальнего путешествия. Сколько надо времени чтобы насытиться. Не знаю. Всей жизни не хватит. Я люблю горы. Это свобода и красота. Они сильные. Проверяют на смелость и выносливость. Например, когда мы поднимаемся к вершине. Шаг за шагом. Это вдохновляет идти вперед. Заряжает уверенностью в своих силах.
18 июля приехали к родителям в Барнаул.
20 июля Саша утром выехал в Самару.
Мотоциклетное заключительное
«Дорога домой оказалась очень легкой. Во-первых, «вкатился» и мог, судя по ощущениям, ехать сутками. Во-вторых, погода была отличная. Под дождь попал один раз и то небольшой. В-третьих, ехал налегке, так как оставил боковые кофры и часть снаряжения в Барнауле, потом это транспортной компанией отправили в Самару. В-четвертых, ночевал в гостиницах."
"По итогу поездки хочется подвести итог: мотоцикл не подвел, никаких поломок не было. Почти до «нуля» стерлась задняя покрышка. YBR 250 очень надежен. При этом удобен. Дневные пробеги доходили до 1100 км! Да, он не очень быстр (максималка реальная 136 км\ч), зато средняя скорость по трассе была все равно выше 100 км\ч. Обгонять надо внимательно и с запасом. Конечно, это «дорожник», но, при должном умении, позволяет много где проехать. Я очень доволен!»
Но пора двигаться дальше! Вперед. Берегите друг друга.