Россия - 1993. Часть 2.

Oct 04, 2013 01:12

По всем формальным правовым признакам 4 октября 1993 года в России завершился силовой государственный переворот, отменено часть положений, действующей на тот момент Конституции, фактически введено президентское правление, данные действия совершены с применением вооружённой силы с многочисленными жертвами. Такова историческая правда с точки зрения нормального и правового понимания исторического процесса.
Фактически, президент Ельцин решил политическую проблему, безусловно сложную, с этим трудно спорить, вооружённым путём, с опорой на вооружённые подразделения.
Следует отметить, что именно армия определённое время находилась в стороне от политического конфликта. Самое интересное заключается в том, что некоторые воинские части ждали недвусмысленного и обоснованного приказа. Либо от Ельцина, либо от Руцкого. То, что делал Александр Руцкой и его ближайший соратник генерал Макашов, нельзя назвать иначе, чем самодеятельной самообороной образца 1991 года. Воинских частей на стороне парламента не было. Оружия у защитников парламента в достаточном количестве не было, У резервных подразделений оружия не было, до прибытия во второй половине дня 3 октября в Белый Дом, в принципе. Райсоветы оборонялись почти голыми руками. Почти, это я к тому, что кое-где были розданы заточки, что наиболее разумными людьми было оценено как глупость.
Безусловно сильным действие был прорыв демонстрантов к Белому Дому и штурм мэрии 3 октября. Данное действие демонстрирует возможность прорыва мирной демонстрации, прикрываемой небольшим количеством вооружённых людей, и выполнения определённых действий по взятию под контроль важных объектов, На момент взятия мэрии лично я находился в здании Свердловского райсовета Москвы. Потом на автобусе наше подразделение отправилось в здание Верховного Совета. Несмотря на неудавшийся штурм Останкино у Белого Дома был определённый эмоциональный подъём. Информации о неизбежном штурме Белого Дома среди подразделений добровольческого полка не было. Многие готовились просто к несению службы.Были заметны пленные солдаты МВД. Отношение к ним было в основном доброжелательное. Редкие эксцессы жёстко пресекались. Часть солдат - срочников под утро вместо освобождения предпочла остаться с защитниками Белого Дома.
Считаю большой ошибкой, глупостью и безответственностью попытку осуществить силовую акцию в отношении телецентра Останкино. С военно - исторической точки зрения также непонятна ставка на безоружных защитников Конституции, которых не распустили по домам, но и не смогли должным образом защитить, применив сценарий эффективной обороны в условиях города, с захватом соседствующей территории, с ведением нормальных, хотя бы оборонительных, а потом и наступательных, боевых действий, непонятно было отсутствие всего того, что многие бойцы добровольческого полка желали, что в дальнейшем чеченцы продемонстрировали в Грозном.
А ещё лучшим выходом со стороны парламента была бы максимально возможная мобилизация мирного протеста, только мирного, но многотысячного, но делать это следовало без всякого штурма Останкино. Потом уже было поздно поворачивать сценарий на мирные рельсы. А подставлять безоружных людей на под побоище было делом безответственным и достаточно мерзким. Так нельзя. Тем более, что в целом народно - патриотическое крыло типа оппозиции в дальнейшем не оказалось достойным таких жертв.
Штурм Белого Дома начался 4 октября в 6 45 по московскому времени. Послышался шум техники и сразу же стрельба из всех видов оружия. Добровольцы пытались даже вначале строиться, фактически под огнём. Потом стало ясно, что дело не шуточное и все оказались в помещениях Белого Дома. Наше подразделение отходило из здания со спортзалом, далее через подвал - убежище, далее в один из холлов Белого Дома, далее на шестой этаж Белого Дома. Командиры подразделений людей берегли и в бой пускали только отслуживших. На шестом этаже Белого Дома, не буду врать про свой типа героизм, я спокойно сидел, даже прячась при танковых залпах и обстреле из пушек БМП (это отслужившие говорили из чего палят) под стол. Потом осмелел. Попросил оружие. Добыл пистолет ПМ и патроны к нему. Наступил пофигизм. Мы с одним парнем решили, что последний патрон - себе. Чуть позже в моих руках оказался автомат АКСУ - 74 с одним, уже пристёгнутым рожком. Вспомнил начальную военную подготовку. Дослал патрон в патронник. И тут приказ: всем вниз, оборонять лестницу. Спустились на четвёртый этаж. Началась жуткая стрельба, как снаружи, так и внутри. Внутри атаковали молодцы в серой форме МВД, судя по голосам, пьяные. Заградительный огонь с нашей стороны их атаку остановил. Может кого то, судя по звукам, мы и убили, может и нет/ Я точно не знаю. Вообще, убитых защитниками парламента президентских штурмовиков было мало, они больше пострадали от ошибочной взаимной перестрелки. Разумеется, факт наличия в моих руках оружия я позже на допросах отрицал, что и всем, оказавшимся в подобной ситуации, советую делать, если нет прямых улик.
Потом было прекращение огня, срывание нашивок с формы и сдача под гарантии группы "Альфы". Честь и хвала элите российского спецназа, Альфе и Вымпелу. По сути, эти мужики провели грамотную миротворческую операцию, уговорили сдаться депутатов, спасли сотни жизней.
Я вышел через коридор Альфы к автобусам, небольшой обыск офицерами Альфы, поверхностный обыск, даже патроны россыпью в форменных брюках не обнаружили, эти патроны я аккуратно высыпал на пол в автобусе. Конвой из сотрудников госбезопасности относился к задержанным очень доброжелательно. Когда проезжали кольцо оцепления, пьяный мент выстрелил вверх и потребовал всех нас выдать на расстрел. Офицер Альфы и сотрудник ГБ в штатском сказали менту, что если дёрнется, то убьют его самого.
Но потом конвой ГБ сменился на конвой МВД, свирепый и молчаливый. Но ещё меньше повезло тем защитникам парламента, которые изначально попали в плен к боевикам МВД, их ждали сразу же избиения, а некоторых несчастных ждал расстрел. Многие родственники так и не нашли потом своих родных и близких, а жители окрестных домов про расстрелы без суда и следствия вспоминают до сих пор.
Потом было задержание в двух московских ментовках. Номер 64 и номер 26. В ментовке 64 долго держали строем и читали нотации. У христиан сорвали крестики, заявив, что "вам батюшка запретил стрелять, вы стреляли, ещё вы продались чеченцу Хасбулатову, значит вы теперь не христиане!". Я уже тогда был славянский язычник и крестика на мне не было. Капитан милиции подошёл ко мне и сказал: "Ну а ты то куда полез, интелигентишка молодой!". И натянул посильнее мою гражданскую кепку. Типа, чтобы проучить. Нет, в той ментовке 64 не били. Избиения начались в ментовке 26, куда отправили на автозаке тех, кто не поместился в камерах отделения милиции 64.. Вернее, как, всю ночь просто удары прикладами, когда водили на допросы, подзатыльники. Реально избили дубинками и ногами по рёбрам когда выпускали 5 октября. Но, честно отмечу, раз уж правду обещал писать и только правду, совсем не били на допросах, показания не выбивали. Поэтому у всех была возможность ничего против себя и своих товарищей не сказать. Но я до сих пор помню лицо, жирное, спокойное и злое майора, который выбил мне мне одним ударом зуб, заявив, что он из за Белого Дома ни разу не был в саду. Зуб за сад. Нормально. По-российски.
Потом у меня лично было отлёживание на подмосковной базе РНЕ в Мосрентгене, потом прибытие в Челябинск. В Челябинске зачем-то принял решение заховаться у родственников в Украине. До декабря 1993 года был в Днепропетровске и в Херсоне. Потом, уже в 1994 году два раза сходил на допрос в прокуратуру. Сработал принцип формального рассказа без подробностей. Ничего я толком не рассказал следакам, ни про себя, ни про других. Включил образ студентика с плохим зрением, что изрядно помогло. Да и следаки, надо сказать, были мужики очень хорошие, даже жалели меня, когда рассказывал я как избивали менты.
Реальное человеческое Спасибо Прокуратуре РФ за соблюдение законности в тех диких чрезвычайных условиях!
Позже я узнал, что многих защитников Белого Дома расстреляли без суда и следствия. Я этому верю, ибо настрой у многих ментов был, мягко скажем, отнюдь не правовой.
Так строилась будущая российская "система".
Так было. Об этом следует помнить.

1993 год, История

Previous post Next post
Up