Момент несовпадения и окно возможностей

Apr 29, 2024 18:01

Экономисты уже обсудили....

Правительственные чиновники РФ «порадовали» граждан сценариями. Я не экономист, а посему могу рассуждать лишь как по связям с общественностью специалист, к тому же - с неплохим историческим образованием. Короче, поехали, как говорится, к источнику.

В правительстве запланировали плавное снижение курса рубля
https://finance.mail.ru/2024-04-27/v-pravitelstve-zaplanirovali-plavnoe-snizhenie-kursa-rublya-60856826/
Минэкономразвития (МЭР) планирует, что до конца 2024 года рубль по отношению к доллару будет каждый месяц слабеть примерно на пятьдесят копеек, так что в декабре курс достигнет 98,1 рубля за доллар. Об этом со ссылкой на сценарные условия прогноза социально-экономического развития на 2025−2027 годы пишут «Ведомости».


сточник: Reuters

"Снижение курса российской валюты должно начаться в мае. Курс опустится в район 94,6 рублей, чтобы к сентябрю дойти до 96,6 рубля. В первом квартале доллар в среднем стоил 90,7 рубля, во втором должен будет стоить 94,4 рубля, в третьем - 96,1 рубля, в четвертом - 97,6 рубля. По итогам года средний курс доллара составит 94,7 рубля.

При этом вместе с падением российской валюты в базовом прогнозе ведомство ожидает замедления годовой инфляции, чтобы к концу декабря 2024 года она опустилась до 5,1 процента.

В 2025-м рубль должен слабеть менее резко, но все же в четвертом квартале дойти до 99 рублей, а инфляция - опуститься до целевых четырех процентов. В дальнейшем курс должен уйти за отметку выше 100 рублей за доллар и находиться там.

В консервативном сценарии министерства ожидается более быстрое падение курса рубля и более высокая инфляция. В этих расчетах учитывается, что мировая экономика будет расти ниже прогнозов, а цены на нефть и другие сырьевые товары упадут. Соответственно, темпы экспорта замедлятся, торговый баланс ухудшится, что и приведет к ослаблению национальной валюты.

Стрессовый сценарий, также подготовленный в ведомстве, не публикуется. Однако Reuters утверждает, что в нем инфляция 2024 года останется на уровне семи процентов, а доллар в 2025 году будет стоить 106,9 рубля.

Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев согласился с базовым прогнозом МЭР, но напомнил о геополитических угрозах. Вместе с тем он полагает, что ожидания по инфляции завышены и опустить ее ниже шести процентов не получится.

Ранее на заседании правительства глава ведомства Максим Решетников объяснил падение курса рубля «инфляционным дифференциалом». По его словам, рост цен, стабильно превышающий американские, европейские и китайские значения, не позволяет рассчитывать на укрепление рубля по отношению к валютам этих территорий."

Как мы видим, ничего хорошего….

Что тут сказать? Заслужили! При принятии, условно говоря, «совсем другого решения» в 2022 году, о провале рубля ниже планки в 100 деревянных за зелёный не могло бы быть и речи, что и отражалось во всех взвешенных сценариях, рисуемых адекватными экспертами. Уровень 85 за доллар и 90 за евро были серьёзными опорами, уже бы полетел самолёт МС21, пусть на американских движках - полностью отечественный вариант можно было бы готовить более постепенно, ну и у многих отраслей, начиная с перспективнейшего станкостроения, были бы очень интересные перспективы.
А что сейчас? Лишь нефть и газ!
Во всех текстах, посвящённых сценариям от Минэкономразвития РФ, так или иначе, но фигурирует сырьё. А это значит, что слова о «технологическом рывке», с самых «высоких» трибун произносимые, так и оказались красивым трёпом. Системушка - наркоманушка продолжает плотно сидеть не нефтяной иголочке, а послушное стареющее «стадо» всё боится «лихих 1990-х», в самом начале коих как раз был шанс. Не воспользовались! Социальное расслоение оказалось дичайшим, примерно на уровне шахского Ирана, что и привело к сваливанию в автократию при поддержке «подавляющего большинства», примерно по образцу Ирана исламистского, только без консервативной революции, о которой до сих пор лишь мечтают мракобесы. И тут нам пора обратиться к внятному мнению от одного экономического блогера.

Россия почти в точности повторяет иранский сценарий подсанкционной экономики. Но нужен китайский, а его нет.
https://dzen.ru/a/Zi9Spw4VRhAnnb-R
"Экономисты отмечают основные направления иранской экономической политики под санкциями:

- полулегальный и нелегальный экспорт нефти (через подставные фирмы, с фальсификацией сопроводительных документов, отключением систем определения местоположения нефтеналивных судов, перегрузки нефти на иностранные танкеры в нейтральных водах), использование собственного танкерного флота и страхового покрытия, существенное расширение транспортировки нефтепродуктов автотранспортом, не подпавшим под действие санкций, развитие соответствующего сотрудничества с Китаем;
- установление фактически запретительных пошлин на импорт автомобилей с пробегом, импортозамещение и локализация производства автомобилей на основе освоенных в стране зарубежных платформ и моделей;
- развитие параллельного импорта промышленного оборудования, высокоточных станков, авиационных деталей и готовых образцов, налаживание собственного производства части необходимой номенклатуры комплектующих; реверс-инжиниринг;
- переход на торговлю с неприсоединившимися к санкциям странами в национальных валютах, расширение использования в международных расчетах национальной платежной системы «Шетаб»; распространенной на Среднем Востоке неформальной системы клиринга хавала (механизм взаимозачетов, построенный в основном на доверии), различных бартерных схем;
- государственное стимулирование неэнергетического экспорта (продукции химической, сталелитейной и горнорудной промышленности, сельского хозяйства), налоговые стимулы для малого и среднего бизнеса.
Думаю, тут уже становится понятно, что Россия пошла практически по аналогичному пути - такая же экономическая политика, почти слово-в-слово, уже проводится и здесь.

Но у всего этого есть и серьезные негативные моменты:

невозможность уйти от сырьевой модели экономики (приходится продавать сырья больше, но дешевле, с большими дисконтами);
регрессивный характер импортозамещения (переход на устаревшие технологии производства);
очень сильная экономическая зависимость от "дружественных" стран-партнеров, нахождение с ними в неравных условиях со всеми вытекающими последствиями;
сильная инфляция и девальвация национальной валюты.
И все это тоже уже в полной степени наблюдается в российской экономике.

Аналитики ВШЭ также анализируют российский опыт 2022-2023 годов по ключевым направлениям противодействия санкциям и выделяют следующие драйверы экономического роста, позволившие избежать глубокого кризиса на начальном этапе, давая свои комментарии и рекомендации по улучшению каждого из них:

1. «Быстрое» и технологическое импортозамещение. Период 2022-2023 годов оказался достаточно успешным с позиций прохождения начального кризиса в том числе и потому, что был задействован потенциал "быстрого импортозамещения" за счет налаживания новых экономических связей и использования обратного инжиниринга (это разбор импортного оборудования с целью изучить и потом собрать свое аналогичное).

Но в дальнейшем потенциал такого замещения будет снижаться, - предупреждают авторы доклада, на чисто-российских производствах далеко уехать не получится, нужно развивать совместные, в т.ч. за рубежом:

Задача быстрого наращивания российского технологического потенциала может достигаться не только интенсификацией проведения российских исследований и разработок, но и развитием совместных производств, причем не только в российской, но и зарубежной юрисдикциях.
2. Рост малого и среднего бизнеса, развитие инновационного предпринимательства. После 2022 года впервые сложились предпосылки к тому, чтобы МСП стало значимым фактором экономического роста, - отмечают авторы доклада. Благодаря уходу с российского рынка многих зарубежных компаний, и возникновения проблем с импортом, расширились рыночные ниши для развития отечественного малого и среднего бизнеса. Но здесь важно изменить государственные принципы поддержки МСП, подключить такие компании к госзаказам, субподряду, чтобы реализовать возникший потенциал.

3. Страновая и продуктовая диверсификация экспорта. Эксперты ВШЭ отмечают, что необходимо максимально диверсифицировать экспорт как в разрезе стран, так и в разрезе товаров и услуг, пока же наблюдаются обратные процессы. Как способ такой диверсификации они предлагают прямые инвестиции российских компаний в совместные предприятия в иностранных юрисдикциях, это, в том числе, обеспечит доступ к более передовым технологиям.

4. Новые прямые иностранные инвестиции. Наконец, аналитики указывают на необходимость привлечения на российских рынок инвестиций из компаний нейтральных стран, например, путем предложения им выгодных условий ведения бизнеса, в т.ч. нулевых налоговых ставок.

Исходя из фактологического описания иранского сценария, можно уже делать выводы, что Россия практически точь-в-точь его повторяет, со всеми вытекающими преимуществами и недостатками.

В части же советов и рекомендаций, которые дают аналитики ВШЭ, они больше опираются на китайский опыт после санкций 1989 года - китайская экономика выстояла и даже получила очень мощные стимулы для развития, которые реализовались в "Китайское экономическое чудо", в основном, на притоке иностранных инвестиций и создании максимально комфортных и надежных условий для развития зарубежного бизнеса. Так Китай получил и технологии, и рост занятости, и падение инфляции, и главное - очень высокие темпы экономического роста сразу на 2-3 десятилетия.

А вот в этом отношении Россия сейчас совершенно не стремится повторять опыт Китая, наоборот, движется в противоположном направлении. С инвестиционным климатом и бизнес-климатом тут, мягко говоря не очень. И никаких предпосылок к позитивным изменениям в этом плане пока нет, наоборот, прослеживаются негативные (рост налогов, деприватизация, национализация зарубежных компаний и т.д.).

Соотвественно, опираясь на доклад аналитиков ВШЭ, можно утверждать, что положительный эффект от того повторения иранского сценарий, который наблюдается в первые годы нахождения под санкциями, скоро иссякнет, поскольку не будет подкреплен дальнейшими необходимыми изменениями в экономической политике государства.

Россия идет исключительно по иранскому сценарию, а правильнее было бы идти еще и по китайскому, если уж есть желание бороться с последствиями, а не с причинами санкций, что само по себе менее эффективно."

Сразу говорю, согласен не со всем!

В Иране никто не думает про народные массы, когда обваливают риал. Нет необходимости. Толпе тамошних «МЫчащих» тупо говорится, что кругом враги и просто надобно больше работать, а средний класс, вытягивающий потребительский сектор с огромным трудом, он понимает всё про виновников в лице аятолл и руководства «республики», но пока (!) - подавляется. В России другая ситуация! И уже имперцы, охранители и неофашисты с неонацистами, они все вместе, звонко да вонко сокрушаются, что у нас нет «веры» и готовности «затянуть пояса» ради «победы». Особенно - среди молодёжи, сильнее всего - средь, непрошедших через армию, повально. Почему так? Рассказываю! Феномен «веры» - он основан на традиции, а псевдотрадиция, которая в России, формирует лишь лицемерие. Причём, что хорошо. Многостороннее. И каждый сам за себя. Поэтому радикальные лоялисты знают, чуть что - оба на, в меньшинстве окажутся. Ведь на подходе молодые да дерзкие, которые помнят, что «было лучше», ну ладно - самые мелкие из них, ага, ещё как-то программируются школой. Ну а начиная с класса эдак седьмого, как мне много кто сказал, песня советская - воспитательная переделывается в «Пьяный Ёж» со ржачем. А ещё полезная мода сказать грымзе - училке своё протестное «Я не боюсь!», начиная с восьмого класса, что в крупных городах принимает всё более массовое явление. Думающие охранители - печальники понимают, что развивающиеся процессы не удержать. И за всё придётся отвечать. Отцам и дедам, допустившим деградацию, перед молодыми, набирающими силу и выбирающими мир и жизнь, как и завещал, реально мудрый управленец, Столыпин. Ну да, это невозможно в Иране. А в России, как показывает история, запросто. «Всё это» мы уже видели во время событий 1991 года. Другое дело, что сейчас категорически противопоказано наступать на похожие грабли. Об этом я и пытался несколько раз говорить с известными экспертами, значительно старше меня, из 1990-х, которые признают, что будет трудно, хотя и полегче, чем при переходе от плана к рынку. Ведь именно я прекрасно помню, как красные флаги да чёрные рубашки стали, стариковским и молодёжным, ответом на вопиющую социальную несправедливость. Причём, я не левак и не ультраправый, а демократ - центрист, с умеренной «нацдем - составляющей», как-то так…. И тоже понимаю, что главное - это ставка, почти исключительно, на экономику. Однако, готов согласиться лишь с теми деятелями, кто не предлагает голодной свободы, а убеждён искренне лишь в том, что свобода возможна лишь «с колбасой». А также, этой темой я дразню вату, с гаджетами, причём - по более низким, чем во время подсанкционной автократии, ценам.
И всё это возможно. Когда? Ну, окна возможностей два…
Первое, это отрезок 2026 - 2027, когда «надоест терпеть», причём - конкретно, но это возможно лишь в том случае, если сценарий будет стрессовым, желательно - с провалом ниже заявленного в прогнозе. Хотя, вероятна также Оттепель по «определённой естественной причине», о которой многие мечтают из тех, кто суть автократии сложившейся понимает.
Второе - это вхождение в возраст решений поколения 2007 - 2013, причём - массовое. Вот они-то на многое способны, даже при нахождении внутри системы - данность. Однако, им очень и очень понадобится помощь разочаровавшихся из старших поколений. Так было уже во время Великой Народной Революции в Румынии, а также в СССР и в РСФСР, с моим участием, в тех самых судьбоносных девяностых, которые сегодня опять обсуждают. Что у нас получается? Гарантия Перемен - это время после 2036 года, начиная с лет эдак 2037 - 2038, тем более, что тогда точно капец как завалится нефть, ну и нужно будет «что-то решать» всерьёз на тему «как жить и жрать дальше», забив навсегда (надеюсь) на «величие» с желанием «повторять», обеспечиваемое тупостью да кровищей - далее к Лермонтову, ведь именно он в самых известных стихах об этом сказал отлично.
Всегда готов повторять, что «окна» могут проследовать поочередно, например, если первые Перемены будут напоминать лишь Оттепель. Тогда самые молодые сольют недослитое позже, когда окажутся у руля или будут (что вероятнее!) играть роль в истории финальных «крутых комсомольцев» снова.
По времени «окна» небольшие - важно будет не только валить все трудности на ушедших, что лишь самое первое время сработает, но и дать обществу перспективы качественно лучшего уровня.
«Охранителей» теперь призываю отложить диспуты, как минимум до первого «окна», ведь времени - ну да, остаётся совсем - совсем мало.
Ждём - присутствуем - участвуем. История пишется на наших глазах. Опять и снова. Бывает.

Развитие, Анализ и прогноз, Экономика

Previous post Next post
Up