Железнодорожное - цивилизационное

Dec 17, 2023 17:52

"О сложном на дорожном"

Три примера "пространства для туземства" и противоположного - правового подхода...
На постсоветском железнодорожном пространстве кипят пассажирские страсти. Причём, весьма нешуточные. И каждый по - своему "прав". Ведь "у нас" рулит "правда". Иначе в мире скреп быть не может. Итак, ради одного из своих сборничков (правда, пока ещё не решил для какого именно...), будут три примерчика из жизни скрепных богоносцев, короткий разбор каждого из них, а в завершение - обобщающая зарисовочка.

Пример первый.

Вечная тема верхних и нижних полок с правом верхних покушать, а нижних - поспать.

"Так! Через полчаса мы будем есть!!!" Три неприятные истории с пассажирами нижних полок
https://dzen.ru/a/ZSbsrpUjdy8AbBaR
"Новые правила РЖД действуют сравнительно недавно, а пассажиры верхних и нижних полок в поездах уже начали конфликтовать. Я читаю все ваши комментарии и сегодня расскажу три самые неприятные истории, произошедшие с моими подписчиками. Имен упоминать не буду. Все три случая напрямую связан с пресловутым правилом, что нижнеполочник обязан предоставить столик верхнеполочнику как минимум три раза в сутки на целых два часа (в сумме).

Итак, первый случай. Орфография и пунктуация оригиналов везде подправлены.

Только неделю как из поезда. Зашли две хабалки (видимо, подруги) с верхних полок в купе и сходу заорали: "- Так!!! Через полчаса мы будем есть!!!" Я и пассажирка с нижней полки промолчали, не стали конфликтовать. Вышли в проход поезда. Когда они объявили, что у них обед, мы пошли в ресторан с соседкой (благо он был). Место-то им освободили, а вообще противно слышать когда начинают разговор о еде со слов: - Так!!!
Как видите, в данном случае пассажирки с верхних полок уже хорошо ознакомлены с новыми правилами и с успехом ими пользуются. Не сомневаюсь, что будут пользоваться и в дальнейшем.




Второй случай.

Мы ехали в купе 30 часов на верхних полках. Купили с собой еду к чаю. Не курицу, не яйца. Потратили на нее много денег. А пассажиры на нижних полках всю дорогу лежали и нам не удалось поесть. Еда испортилась. На обратном пути мы не стали покупать продукты, а пошли в вагон ресторан и там с удовольствием поели. В итоге вышло даже дешевле.
Как видите, некоторые "нижние" пассажиры до сих пор не в курсе новых правил и что места "верхним" нужно уступать, да еще и на два часа в сутки. А вот верхние, наоборот, оказались слишком скромными и застенчивыми (вроде меня) и не решились потребовать соблюдения законности - получить своё по праву. Зато на обратном пути было принято верное решение посетить вагон-ресторан.

Третий случай.

Я только что с поезда, на собственной шкуре испытала действие этих "так называемых" новых правил РЖД. Со мной ехала семья из четырех человек (видимо, речь о плацкарте). Глава семьи полдня буквально сидел на моих ногах, ел что-то гнусно-вонючее, крошил крошки. В итоге этот наглый тип "затоптал" своей толстой пятой точкой (здесь я заменил авторский термин более приличным) мне все ноги. Это был тихий ужас. Невоспитанный, развязный, самоуверенный и грубый. Я вернулась домой совершенно разбитая, потому что там было ещё три маленьких ребёнка. Всю дорогу они орали, бегали, прыгали, визжали и кричали.
Здесь обратная ситуация. Пассажир с нижней полки предоставил верхнему значительно больше времени, чем требуют правила, а прогнать хамло не хватило смелости и решительности.

Как видите, новое правило уже сеет раздор и ссоры. Может просто будем немного человечнее друг к другу? Но и о своих правах не стоит забывать."

Теперь коротко о проблеме - в СССР купе или плацкартный отсек были территорией социалистического, так сказать, общежития. И правила были неписанные. Ведь каждый каждому был "друг, товарищ и брат", чем пользовались самые наглые. Однако, усилиями регуляриев - людей права и буквы законов да правил, маятник вполне логично пошёл в противоположную сторону. И начались попытки внедрить европейскую нормы вагонов с полками типа "лежи на своём ярусе и не отсвечивай!", основанное на буквальном понимании "буквы", поэтому правило пришлось дотрактовать в плане выделения времени "на покушать". И есть все основания полагать, что это трактовка не последняя. Ведь до сих пор одни целый день могут спать, а другие - часами жрать. Иногда думается, что это последствия былого "братства", после которого, бывшего добровольно - принудительным, многие и отстаивают столь рьяно свои лиишь шкурные интересы.

Пример второй.

Пассажир купил более дорогое нижнее место, а его просят "добровольно" уступить его бабушке или человеку с проблемами со здоровьем. Или кому ещё. И это продавливается.

Как вежливо отказать бабушке или женщине с детьми в просьбе уступить нижнюю полку, чтобы не было конфликта?
https://dzen.ru/a/YNs6ejB-1Q21Fxnx

"Как быть в ситуации, когда наглый пассажир настаивает на том, что вы должны ему что-то
Ну первое, с чего стоит начать - если вы вполне не против проехаться на верхней полке, то можно просто договориться о доплате. Вполне хорошее решение вопроса.

Если же вы не хотите ехать на верхней полке, или ваша «оппонентка» не согласна на доплату, то придётся идти другим путём. Вообще, я иногда езжу на нижних полках, но чаще на верхних, ибо вполне люблю верхнее место. И мне в целом не жалко поменяться даже за просто так, но я этого принципиально не делаю, ибо не хочу подтверждать их мнение, что можно просто придти в поезд и потребовать нижнюю полку.

Можно вполне придумать какую-то причину, по которой вы не можете лезть на верхнюю полку. С позвоночником проблемы, с ногами, руками, религия не позволяет и так далее. Как говорится, на войне все методы хороши. Или например у вас якобы какое-то заразное заболевание кожи, а вы уже полежали на белье. В принципе, это и есть самый дельный совет.

Вступать в открытую конфронтацию я вам не рекомендую. К какому-то решению всё равно не придёте, а вот энергию свою потратите. Если человек ну совсем неадекватный, то можно пойти к начальнику поезда. Возможно вас переселят или в резервное купе. Бывали даже случаи, когда таким образом «нижний» пассажир переселялся из плацкарта в купе, а то и из купе в СВ. Перспектива приятная.

А ещё, в особых случаях дело может закончится и высадкой кое-кого из поезда и вы сможете со злорадством посмотреть вслед.




Вообще, бывают исключительные случаи, когда, скажем, больной человек покупал последние билеты на поезд и в наличии были верхние полки. И вот он приходит в купе и просит вас уступить место, то можно пойти навстречу. Таких людей отличить от простых наглых очень легко, просто на уровне чутья."

Здесь особое внимание обращаю на слова "исключительные случаи".
Как и в случае с местом у окна в самолёте, можно добровольно допустить для себя исключение. Просто туземное общество понятий слишком долго культивировало внутри ситуацию, когда исключения становились правилами. Как правило, разумеется, что неписанными. И их нарушитель тут же становился в глазах общественности "плохим". Впрочем, никогда не устану повторять, что вырваться из архаического круга с его вечным "должен - обязан" представляется возможным лишь посредством свыкания с мыслью, что свободный и уважающий себя человек для всех "хорошим" не будет.

Пример третий.

«Я выкупил всё купе, а ко мне проводник подселил какого-то пассажира». Имеет ли проводник на это право и можно ли вообще выкупать всё купе?
https://dzen.ru/a/Y_Oc0Dfi1FzW7GLy

"Как выкупить все 4 места в купе?
В принципе, сначала надо сказать пару слов о потребности в выкупе всего купе. Обычно это делается не так «дерзко», допустим, едет компания или семья из трёх человек и для того, чтобы им не ехать со случайным человеком, люди скидываются и также выкупают последнее место.

Либо, как вариант, едут мужчина с девушкой и, примерно, по тем же причинам платят также за 2 дополнительных свободных места. Кстати, это даже получается дешевле, чем ехать вдвоём в СВ: я смотрел билеты на поезд №003 «Экспресс» (Санкт-Петербург - Москва) - выкупить всё купе обойдётся в 14766 рублей, а два места в СВ - 16522 рубля. Ну или едет вообще один человек и выкупает купе «просто потому что». Да хоть весь вагон (а то и поезд) можно выкупить, лишь бы места свободные были.

Думаю, что вы уже догадались, что сделать это можно. Однако, существуют некоторые нюансы, разбору которых и будет посвящена эта статья. Правилами перевозок или иными законами такое действие никак не воспрещается:

Согласно правилам «РЖД», пассажир обязан иметь проездной документ (билет) для проезда в поезде, который ему обязаны продать при наличии свободных мест. Единственные две причины для отказа в оформлении билета - банальны: либо отсутствие мест, либо отсутствие остановки на нужной пассажиру станции. Также в Постановления Правительства РФ №810 сказано, что при наличии свободных мест, пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости. Вполне логичный капитализм.

И вот здесь есть очень важный нюанс, потому что проезд на таких дополнительных местах допускается только для пассажиров, указанных в билетах. Иначе говоря, дополнительные места необходимо брать ТОЛЬКО на своё имя (ну или на имя вашего друга, мужа, жены, ребенка, коллеги и так далее, который поедет с вами). На сайте «РЖД» так можно сделать, как и в кассе на вокзале.



Может ли проводник кого-то подселить на ваше законное место?
Вот здесь как раз важно то, о чём я говорил выше. Иногда бывает так, что люди покупают дополнительные билеты, чтобы забить места, на имя каких-нибудь людей, которые априори с ними не поедут. В таком случае, эти места после отправления поезда не будут являться вашими, то есть, при неявке пассажиров с этими местами, проводник может распоряжаться последними по своему усмотрению.

Во всех остальных случаях, когда билеты на доп места на ваше имя, или на имя того, кто едет вместе с вами, то есть физически присутствует в поезде - проводник не имеет права к вам никого «подселять». Конечно, он может попросить, мол в таком-то купе, к примеру, полка сломалась, или что-то ещё не так, тут уж принимайте решение по своему усмотрению - можете и согласиться, а можете и также отказать. Если проводник настаивает, то вопрос можно спокойно решить через начальника поезда."

Здесь наиболее всё понятно. Рулит лишь выкупленное право. Тем не менее, попытки продавливания бывают даже в абсолютно законных случаях, когда лишь заявление о звонке на горячую линию или обещание обратиться к начальнику поезда (первое универсальнее, начальники тоже разные бывают...) прекращают попытки давления. При этом, право на добровольное великодушие никто из думающих людей не отрицает, но главный акцент тут на слове "добровольное".

Итак, мы разобрали три примера туземного подобия ценностей, пришло время резюмировать!

Всё просто. И корни видны. И весьма. Несколько десятилетий (а если вспомнить былую общинность, то и столетий), на пространстве "один и шесть" культивировался обычай, согласно которому все и всем "должны". В итоге понятием "морального долга", как и другими - прочими понятиями начали вовсю пользоваться, прежде всего, хамы. Право на личное пространство не особо уважалось, а в огромном количестве случаев - не уважалось совсем. В итоге, когда "стало можно", как относительно чистые регулярии, так и смесь регуляриев с глубинариями, а прозападная часть модернариев - тем более, значительные категории людей начали яростно своё пространство отстаивать. Это абсолютно нормальное явление, как и в целом атомизация в подобных обществах - нормальна. Казалось бы, что есть универсальный инструмент такой, как буква законов и правил. Однако, "наш человек" будет следовать послушно букве, лишь если эта самая буква соответствует его внутренним ценностям. Так, например, почему я убежденно считаю, что ещё будет более подробно прописана обязанность пассажира нижней полки в вагоне поезда устпить именно часть полки верхнему? А, в том числе и потому, что слишком многие трактуют правило так, что типа "Столик общий? Замечательно, имейте с собой складной стульчик!". Да, даже так. До общественного договора далеко. В том числе, внутри общества. Сначала текущая атомизация, далее постепенная трансформация, к чему итоге придём? Не знаю! При этом, всем, в том числе и себе, желаю как можно больше человечности, культуры, договороспособности и цивилизованности. Впрочем, давно уже за собой замечаю, что в поезде уж несколько лет купе полностью выкупаю, а если путешествую один - всё чаще самолёт предпочитаю. В том числе, ради сокращения к минимуму общения с "людьми понятий", для которых их "разрулить по - человечьи" отнюдь не человечность означает, а наоборот - животное продавливание "правоты", хотя "правда" у каждого своя. Впрочем, вижу, что уже за ещё более обширную тему цепляюсь, ну а посему - закругляюсь.

Транспорт, Общество

Previous post Next post
Up