Про "духовность", впрочем, про ту, что без кавычек - тоже.....

Nov 23, 2023 21:02




На портале "Христианская Россия" резонансная статья!

И снова социология, причём - без неожиданных результатов. Соответствует моим ожиданиям и знаниям про данные других подобных опросов. Молодёжь, даже в РФ, выбирает в своём большинстве светскость, ак отнюдь не религиозность. Впрочем, давайте обо всём по порядку. Вопрос интересный. Но, сразу говорю, постараюсь корректно.

Русь… православная?
Опубликовано 22/11/2023
https://christrussia.ru/rus-pravoslavnaya/
"Исследователи из МГУ провели исследование о религиозности столичных студентов. Из них 36% отнесли себя к религиозным, а 51% - к нерелигиозным.

62% назвали себя православными, из чего исследователи делают вывод, что молодёжь различает религиозность и факт принадлежности к православной конфессии. Более трети респондентов считают религию значимой частью своей жизни - таких 35,3%. Религиозные студенты, в основном, считают себя таковыми с детства (82%).

В ходе опроса выяснилось, что сильнее всего на религиозность влияет семья. Так, именно семью 93,1% указали в качестве основного фактора религиозного выбора, а 50% получили от семьи информацию о религии. Из СМИ такую информацию получили 10%, это второй по популярности источник. Среди тех, кто назвал себя православным, 92% сохраняют конфессию родителей.

Любопытно, что наибольшее влияние на религиозный выбор молодых людей оказала мама (76%) или бабушка (14%), тогда как отцы оказывали такое влияние только в 8% случаев. Наиболее часто в качестве элемента религиозного воспитания выступают беседы о вере (60%), а вот совместная домашняя молитва и чтение Писания встречается редко - только в 11,6% и 12,7% случаев соответственно.

Эти данные свидетельствуют о вытеснении религии из публичного поля в России. О Боге и вере не принято говорить явно, в таких условиях самым сильным проводником веры остаётся семья. Исторические церкви могут вынести для себя необходимость более интенсивной христианской миссии в интернете, поскольку это второй по значимости канал, через который люди узнают о вере и деятельности Церкви в мире.

Может показаться, что уровень религиозности падает из-за повышения безопасности. Об этом писал социолог Рональд Инглхарт. Он полагает, что отсутствие экзистенциального страха у человека ведет к снижению религиозности. Иными словами, чем меньше люди бояться жить, тем меньше они верят в Бога. Также он указывает, что светская этика может заменяет религиозную мораль.

Подумаем об этом. Люди действительно могут не бояться жить, но много ли людей, которым совсем не страшно умирать? Именно смерть подталкивает к поискам бессмертия, которое можно обрести во Христе. Что же до светской этики - у неё нет вечного и абсолютного источника. Она основана на установках конкретного времени и общества и апеллирует к субъективному благу, а не к абсолютному. В конечном итоге, такая «мораль без Бога» лишена всякого смысла (возвращаемся к идее смерти, как окончательного конца и исчезновения всякого субъекта). Причины упадка религиозности в другом.

Социолог Борис Дубин отмечал, что к концу девяностых в России к верующим себя относили женщины, пожилые респонденты и люди с неоконченным образованием. В тоже время за девяностые годы максимально росла религиозность среди мужчин, молодежи и людей с высшим образованием. С конца нулевых число православных в России снижается. Особенно тяжело дела обстоят у молодёжи.

«В группе респондентов в возрасте от 25 до 34 лет доля сторонников православия выше в три раза (62%), чем среди молодежи от 18 до 24 лет (23%). 37% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет заявляют, что они неверующие», - приводит сенсационные данные ВЦИОМ.

Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ указывает чуть более оптимистичные цифры: в 2017 православными себя назвали 68% из возрастной группы 18-24 лет. Однако и по этим данным есть снижение: в 2011 году 78% молодежи называли себя православными. Также россияне редко ходят на литургию. В 2017 году только 3% мужчин старше 18 лет заходили в храм раз в месяц или чаще, среди женщин таких 9%. За это же время количество последователей других конфессий и религий практически не изменилось, а доля неверующих выросла с 7% до 14%.

Вернемся в недавнее по историческим меркам прошлое, когда религия на протяжении советской эпохи во многом представляла альтернативу казенному марксизму. С прекращением интенсивных гонений в период застоя и с началом Перестройки русское православие получило бунтарский дух, который, конечно, привлекал и интеллигенцию, и думающую молодежь.

Постепенно Русская Православная Церковь добровольно впала в зависимость от государства. Флёра инаковости больше нет, а сама церковь не проводит назревшие реформы и уходит от мира (ср. «старчество»). Отчасти здесь сказываются и особенности самого православного богословия - например, в православии нет вездесущих и деятельных монашеских орденов и присутствует сильный цезарепапизм, вызванный неработающим «первенством чести» Вселенского Патриарха. Как и Католическая Церковь, Русская Православная Церковь почти не ведёт миссию на своей канонической территории: сочувствующих православию довольно много, но их религиозность не проявляется на практике.

Константин Петченко

По материалам: Семья как фактор формирования религиозности молодежи на примере студентов г. Москвы, Т. С. Неробеева, Н. С. Зимова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Выпуск 3 2023; Sacred and Secular, Religion and Politics worldwide, Pippa Norris, Ronald Inglehart; ВЦИОМ; Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов), Борис Дубин"
В сетевом обсуждение шум - в том числе, вызванный недоверием к результатам социсследования: https://vk.com/wall-147125091_11667

Меж тем, спорить почти не о чем!

С одной стороны, религиозность и формальная принадлежность не идентичны, а с другой стороны...... линия религиозной организаци РПЦ, особенно касательно религиозно - политической составляющей её, не отличается, мягко скажем, привлекательностью. Кстати, это два разных пласта, скажем так, мировоззренческого свойства.
Пласт ортодоксальной христианской традиции был исторически в России срыт. Это основное отличие формально православной Руси - России, в нынешнем состоянии её, от того же исламского - исламистского Ирана. Истинная религиозность базировалась на крестьянской массе и на аграном укладе. И именно по данной базе прокатились революция с гражданской войной, коллективизация с одновременным выкорчёвыванием массовой воцерковлённости и урбанизация - с массовым переездом в города и проникновением города в деревню. В процессе, так называемого, "возрождения" в лихие, но при этом исторически феноменально интересные, 1990-е годы, вместо традиции, что соответствовало интересам государства РФ, появилась псевдотрадиция. А далее именно псевдотрадиция стала основным содержанием "особого пути", в котором без мощного пласта народной массы и культуры с искренним религиозным сознанием, увы и ах, очень многое получилось искусственным - накрученным - факльшивым, вобравшим в себя псевдохристианский надлом достоевщины и веками формирующийся лубок - с устоями на уровне лобка, но зато с исторически сложившейся возможностью "чисто по - жизни", как говорят сами глубинарии, грешить, но при этом - каяться. Если в течение земной жизни человека лицемерие среди глубинной массы становится привычной нормой, то свежий взгляд молодёжи, особенно с учётом наличия момента официоза (порой отрицаемого на уровне подсознания!) улавливает явную фальшь и сугубо институциональную функцию "по факту основной конфессии", да и то - вот именно, что по факту, тогда, как в той же Конституции гарантирована каждому свобода совести, неотъемлемое право мировозренческого выбора или права ни коим образом не обозначать свою религиозную принадлежность. О какой привлекательности подобной далвеющей модели на базе ретроградной псевдотрадиции, особенно в сознании новых поколений может идти речь?! Особенно, если учитывать противоречия между молодёжным стремлением к земной жизни и счастью и элементами культа смерти, которые порой весьма так присутствуют в официозной религиозно - политической линии, прибавить сюда концепцию "особого пути", ну и что получится в плане привлекательности, ежели объективно, а? Ну да, дань уважения к старшим родственникам, да и то отнюдь не у большинства. И да, кстати, подобное положение дел свойственно не только формально православным христианам. Так, например, во время выборной работы в мусульманских регионах и районах, лично мне довелось видеть примеры модернизации тех, кто формально принадлежит к мусульманской конфессии. И тут можно предположить, что всплеск интереса к "чистому исламу", вполне возможно, что есть болезненная реакция определённого меньшинства на подобную культурную модернизацию, которая для адекватного полусветского большинства является скорее нормой - ведь особенно в молодом возрасте так не хочется "мжить строго". Среди буддистского и языческого (в данном случае - речь о шаманизме) населения РФ ожно лицезреть свои примеры псевдотрадиции, в частности - бурханизм, в виде вычурной традции "духовного" употребления крепкого алкоголя, когда "Бурхану - себе, бурхану - себе, себе, себе, себе....", что тоже является правдой про формальную религиозность в ряде нерусских регионов. Стоит ли тогда удивляться, что формальная религиозность части русских предполагает агрессию к инакомыслию и осознанную бедность ради "духовности", являющуюся обязательным элементом религиозно - политической концепции "особого пути России", той самой концепции, из навязчивых рамок которой наиболее убеждённые христиане, в отличие от атеистов по - факту и политеистов, идут в то же католичество, ну или в протестантские течения, которые в РПЦ порой антинаучно именуют сектами?! Ну а кого-то вполне устраивает, при сохранении прежней принадлежности конфессиональной, набирающая силу в обществе светскость, как альтернатива накрученной религиозности, становящаяся всё более и более естественной именно для современного человека. Ну а накрутка официозной архаики, причём - по всем возможным темам (одна тема официозная рождаемости чего стоит, позорище ведь безграмотное ведь, не правда ли?!), только лишь усугубляет провал "традиционных ценностей", особено в плане перспектив на будущее, что и фиксируют социсследования. Кстати, налицо ситуация цуцванга: чем больше агрессии и стремления давить со стороны ханжей и пропагандистов, тем более очевидным становится прямо противоположный результат от процесса распространения и привития официозной да ретроградной "духовности". Ну а если кому из религиозных людей нужна Духовность без кавычек, то начинать, выскажу скромную мысль, следовало бы наверное с Доброты, как с первой ступеньки Добра, в чём преуспевают, во многих случаях, современныце светские гумманисты.

Всё, написанное тут лично мною, есть попытка научно - популярной зарисовки, особо сей момент подчеркну, с целью констатации очевидного. Полностью согласен с социологией, к тому же, верно улавливающей тенденцию. Как уж есть.Спорить и "бороться" бессмысленно. Данность.

РПЦ, Религия, Социология, Россия, Общество

Previous post Next post
Up