Неличное продолжение личной темы....
История сей заметки достаточно занятная. Сначала я хотел нагрузить побольше общественной составляющей единственную зарисовку, которую я в личном блоге отметил как "автобиографическое". Однако, пожелав реально, как призывал известнейший земляк, вспомнить с болью в горле многое и многих, ну да, я не стал смешивать очень дорогое, при этом многое лично обо мне рассказывающее, с тем, о чём обычно рассуждаю цинично. Вот, такие дела. Тем не менее, я предлагаю вновь вернуться во времена позднего СССР и "раннего постсовка", дабы попытаться разобраться в вопросах "Кто мы такие?" и "Где конкретно находимся?".
Итак, начнём!
В позднем СССР всё больше было обращений к образу Исторической России, особенно, когда требовалась самоидентификация, особенно, на территории РСФСР.
Концепция Советского Союза содержалась в словах самого советского гимна:
"Союз нерушимый
республик свободных
сплотила навеки
Великая Русь".
Это самый надёжный ответ всем, кто "убеждённо считает", что Советский Союз не есть Историческая Россия. Ещё как Россия, причём - историческая.
Click to view
Ах, скажет кто-то, а как же отсутствие официальной преемственности? Уверяю, что реальной достаточно. Ну да, я сам лицезрел в одном французском банке, во время лекции - приёма, ага, долговые документы, которые всегда показывают нашим соотечественникам. Что поделать, законно не заплатить "долги" - это тоже одно из "наших всё", так уж сложилось, профессиональный взыскатели, вона, охотно расскажут каждому, что прикрываться буквой для списания долга это в российском большинстве народная доблесть есть.Откуда ту корни? Из пугачёвщины, когда прежде всего долговые бумаги уничтожались и революций, когда деньги обесценивались и долги испарялись.Советская Россия поступила точно таким же образом, оставаясь формой существования Исторической России. И, как раз, на это самое народное большинство опиралась Советская Власть. На тех, кто был согласен с тем, что "вышли мы все из народа", чтобы бороться за социальную справедливость, которая, пусть своеобразная, но в СССР была. И это говорю я, совсем не являясь "леваком", просто констатирую очевидное, в виде наличия какого - никакого, но социала и, пусть относительного, но единения.
Click to view
Вот - вот, примерно так со сцены и пелось. В "те самые" 1970е - 1980е, которые я лично немного застал. В том числе, сейчас опять тяжело вздохну, ну да, на концертах художественной самодеятельности, что проводились после радостного вкушения дефицитной красной икры и тот самый "День Седьмого Ноября, красный день календаря", на которых я лично традиционно читал в Доме Отдыха стихотворение Роберта Рождественского "Кто жзе такие мы", пока не надоело и не опротивело на фоне разлагающихся реалий. Когда наступил самый лютый дефицит, а в соседнем магазине, что через дорогу от здравниц, стали даже молочную продукцию продавать строго по местной прописке, то ответ на вопрос "Кто же такие мы?" стал совсем другой - обманутые предателями и преступниками, глупые и наивные люди. В строчках советского гимна - ключ к разгадке цикла, ибо когда обломались с коммунизмом и более ни во что не верили - бац, ну и всё, всё очень быстро и резко стало лживой шелухой. Историческая общность "Советские" парадоксально прошла свой микроцикл за 74 года. Почему так получилось? Надоело слишком долго терпеть в реалиях вопиющей несправедливости. "Они" вон дачи с халявными спецпайками себе обеспечили - лично для себя коммунизм уже построили, а кто же такие мы? Да никто. И звать нас никак. Особенно - русских. Сплотили - то мы сплотили, тот самый Союз, точно также, как в прошлом - Империю, а сами кем стали, теряющим, более всех остальных, идентичность, всего лишь, материалом? Зато продолжающийся бой. Вновь и вновь. Когда США вели свою Въетнамскую Войну, то у них разным "мы" с противоположными мнениями куда поболее дозволялось говорить против, чем "у нас" во времена ввода войск в Чехословакию и Афгана. В итоге пёстрое американское "Мы" сохранилось, а советское "монолитное" распалось. Может "нашим людям" в моменте надоело давлеющее обязательное единообразие
на фоне дефицита и "вечного боя"?
Click to view
Опять и снова. Гробы "из-за речки". А потом из зон межнациональных конфликтов - гробы. Больше всего - с русскими, многие из которых наиболее упорно называли себя советскими. Дольше всех остальных, хотя я ещё лично сталкивался с советскими украинцами. Ах, ну да, ещё помню очень красивую советскую узбечку, которая была счастлива выйти замуж за русского парня и жить советской - светской жизнью в РСФСР. Недостроили Союз Народов, прежде всего, по материальным причинам. Одни считали, что кормят всех остальных, а другие - что их, наоборот, объедают, а отделившись - они станут крутыми. Реалии оказались другими, но кого это на полураспаде волновало? А уж на распаде - так и подавно. Разве, опять же, одних только русских, чаще чем остальных, заботила "судьба страны". По крайней мере, до ситуации крайнего дефицита, когда ввели торговлю по прописке. Влт, когда ввели, то всё. Тут разом многие и задумались, как работники общепита и торговли с престижного Дома Отдыха, так и простые рабочие - с базы отдыха на другом берегу озера попроще. И все реально тут же заговорили о мире, а также о простой человеческой жизни "как в нормальных странах", уже под другие песни, которые принёс Рок.
Click to view
Русский Рок стал выражением Российской Свободной Идентичности. Мы пытались научиться Быть Людьми. Причём, нормальными - не "особыми". Вокруг останавливались предприятия, но люди продолжали работать. Студенты порой месяцами не получали стипендию, но учились, ради своего будущего. Целые семьи жили на пенсии стариков, деля хлеб и Сникерсы по долькам, но сохраняли удивительный внутренний дух, Дух Свободы, которую довелось увидеть. Увидеть при своей жизни. Как и великолепный продуктовый набор, на которые не у всех хватало денег, но который, причём достаточно быстро, появился. Это совсем не правда, что прям все сразу же кинулись ностальгировать. Кому-то было хорошо от обилия еды и одежды, хотя почти рядом - могли помирать с голоду. Одна несвобода плавно сменяла другую, но условные тогдашние "мы", увы, сего явления не замечали. Москвичи продолжали торговать, когда шли бои около Останкино и по Парламенту палили танки. Это были "не их проблемы", закладывалась будущая атомизация. Зато Чеченская Война сразу многим оказалась нужна. Ну, как же, кто-то пытается отделиться от нас. Мы сильные - мы не пустим. Так россиянское неоимперство становилось частью нас, в данном случае без кавычек - я сам был сим процессом захвачен. Даже на фоне бедности - был такой феномен. И снова были гробы. Жизнь и Смерть, как всегда, рядом. Новый кровавый молох требовал человеческих жертв. А жертвы принимали жертвенность, как общую на всех - неизбежность. Так формировались "мы" на новом историческом отрезке. Есть в русскоязычной блогосфере блогер - образ Сергей Масленица, по легенде - казак и славянский родновер, выросший в постоянных драках с кавказцами и прошедший, опять же по легенде, через Первую Чеченскую Войну. Это один из образов страны, снова, повязанной кровью, общими суровыми испытаниями, коих не было ни у кого из соседей. Люди жили и умирали. Просто и страшно. С самого молодого возраста, становясь новым "Мы". Наши российские пацаны с автоматами, основа будущего условного "Мы" от (ещё более условного!) российского большинства,
да - именно они, прежде всего.
Click to view
Кто из тех пацанов выжил - стал нынешними "Кузьмичами", на которых ПОКА опирается, гнилая да перекошенная, системушка. Это так просто посчитать, но также сложно - понять. В городах и посёлках - драки, а далее - неформальная власть банд. Заточка иль подобие кастета для парня, баллончик, как минимум, для девушки - норма жизни. Очень быстро сформировался новый сплав, прошедший через лихие 1990-е, сохранивший при этом при всём "чувство огромной страны". Как и новое осознание "мы". Советские, пусть бывшие, ну или русские, кто не русские - всё равно россияне. Наша жизнь была непонятной жителям Киева и Риги, хотя уровень этой жизни, стал чуть лучше, чем у многих из соседей. Нам кидали барские крохи от сырьевых, ставших привычными, сверхдоходов, а мы так и не задавались вопросами, а почему же так мало? Если же объективно, то возможно, что людям банально - хватало. После пережитого шока. Опосля чудовищного обмана. А Свобода, вместе со Справедливостью, потеряли былую цену. Так бывает, уж поверьте, случается. Нации и народы - меняются. Территории несвободы замыкаются, при этом формируется ментальность типа "вернуть всё наше" или "присоединить всех к нам", на основе асимметричной данности, как последствия исторического бытия. Знаете, что самое чудовищное, на мой личный взгляд, в сфорировавшемся новом "мы"? Подавляющее отечественное большинство даже не пытается...ездить. Даже при открытых границах. ТВ - жвачка заменяет мир. Этого отнюдь не было в позднем СССР, когда даже рабочие и инженеры, по принципу "запретный плод сладок", слушали зарубежные "Голоса". Ну ладно, едут в Турцию, но только ради "всё включено". Да и то не все, а кто оформил себе загранпаспорт. Хотите точный процент, он и правда, впечатляет?
Не все так однозначно: сколько загранпаспортов получают россияне и как это сказывается на поездках?
23.11.2022
https://www.atorus.ru/node/50358
"В целом же, сколько ни проводилось исследований на этот счет, доля россиян, имеющих загранпаспорт, как раз после настоящего бума в 2012 году остается относительно стабильной - на уровне плюс/минус 30%."
Ладно, для пуцщей объективности, ага, дам ещё такие сведения: ещё двадцать процентов (внимание, плюс - минус, ещё около 20% граждан!) соотечественников, в виду наличия родственников - в командировку - в качестве туриста, бывали в ближнем зарубежье, где загранпаспорт не требуется.
В итоге, видящих жизнь за рубежами "у нас" всего половина из народа! Советую, кстати, спрашивать при разговоре на тему "у них и у нас" у соотечественника конкретно: "Где бывал сам?", если ответ "Нигде", то и говорить - не о чем. И пусть почаще удивляются москвички, что Минск ментально - не Россия, в Астане нам не все рады, а в Бишкеке порой предъявляют за шовинизм "у нас". Это полезная правда - многим раскрывающая глаза.
Другое дело, что некоторые агрессивно оталкивают от себя весь мир. Помнится, еду я с соседями - испанцем и татарином, ну да, из Татарстана на Урал. Как культурные люди, я и Рустем, мы общаемся с испанцем по - английски,на утро слышу "голос ненависти" из соседнего купе: "Терпеть не могу таких вот, кто иностранцам помогают, приехал в Россию - знай, что здесь говорят по - русски! Вот я русский!! И разговариваю только по - русски!!!", так возопил вахтовик типажа "Рашен - сам себе страшен" прямо на весь вагон. В ответ на подобное мнение у меня тут же созрело решение: вот, конкретно для моего сына - да, иностранный язык будет одним из самых важных школьных предметов. Я обходил его с опаской, как психически больного, не брат он мне был - эта фашня рашкованская. А вот испанец - уважаемый человек, раз уж рискнул поехать через всю Россию в Монголию, а сосед по купе - татарин, как раз, вот, очень уважаемый Соотечественник. Так есть ли коллективное "Мы", к которому хотелось бы принадлежать. На мой взгляд - нет. Посему и "мы" - несколько. Советское, демократическое, русское, рашистское - имперское - рашкованское, скрепное - черносотенное - православное, евразийское ещё есть, а ещё - славянское, список можно продолжить, но атомизация останется фактом.
А Родина, которой всё некогда заниматься внутренним обустройством ради хорошей жизни, так и будет зарастать бурьяном, пока сама не "вернётся домой", вместо того, чтобы призывать сидеть дома, дабы быть готовыми умереть "если что", таких разных, "своих детей".
Click to view
Кто же такие "Мы"? Если честно, то не знаю, а в текущем моменте - даже и знать не хочу. Зачем терзаться слишком долго по поводу того, чего банально, вполне возможно, что и нет. По крайней мере, одного на всех "Мы", недаром столь злые "МЫчащие" - рычащие, не существует. Да и историческую проблему идентичности в будущем предстоит решать. Ведь жизнь не подвластна догмам. История это подтверждает.
Есть ведь задача куда важнее, чтобы "у нас" победила Жизнь, поправ исторический Культ Смерти, пусть он останется уважаемым ещё долго - я просто хочу стереть желание "повторять", когда смыслом становится одна лишь Смерть, которая тоже, так уж сложилось, всегда с нами рядом.
Click to view
Меж тем, это совершенно отдельная тема тем. Ну что же, поговорим и об этом. Как - нибудь, ну да, в другой раз. Пока же, что хотел - сказал.