Неотрайбализм - следствие "собирательства" и продолжение атомизации

Jan 30, 2023 13:12

Я скромный автор, поэтому...

Без лишней гордыни, раз уж нашёл на интереснейшую тему реально годный материал, то сначала представлю заметку из другого авторского блога на тему из сферы прикладной социавльной антропологии, а уж потом порассуждаю сам. Это будет весьма наглядно, тем более, что у авторов - определённо кое - что получилось. У меня же просто несколько другое мнение, а два разных мнения - лучше, чем навязываемое одно. Ведь каждый думающий человек есть "мера всех вещей".

Итак, что такое неотрайбализм и с чем его кушают, причём отнюдь не только людоеды!

Деградация общества, племена 21 века или новый трайбализм
https://dzen.ru/a/Wuas8nmIXkfV6xV2
Социальная антропология.


"Понятие о том, что люди по своей природе являются племенными, не должно удивлять тех, кто знаком с эволюцией человека. Наши предки провели большую часть своей эволюционной истории в небольших группах в Африке и за её пределами, конкурируя с другими группами и видами за ограниченные ресурсы и территории. В результате в нас глубоко заложена племенная конкуренция. Изучение этих процессов очень важно для социальной или как её ещё называют, культурной антропологии. Чтобы лучше представлять кем мы были, как эволюционировали и кем мы являемся сейчас.

Современное общество сильно разделено, по политическим, экономическим, религиозным и другим причинам. Люди все глубже погружаются в цикл возмущений, недоверия и обвинений. Зачастую, если другие люди являются сторонниками противоположных взглядов это может послужить поводом для того, чтобы мозг автоматически собирал о них фейковые новости и клевету, независимо от реальных их поступков и намерений.

Такое поведение, известно ещё как «моральный трайбализм», вряд ли оно является чем-то уникальным, если рассматривать его через призму социальной науки. Исследования, проведенные в последние годы, проливают свет на то, насколько глубоко такие племенные пережитки могут быть укоренены в умах людей по всему миру, а не только в Африке, где и сейчас насчитывается несколько тысяч племён. Самым ярким примером межэтнической вражды в Африке является конфликт в Бурунди между народами тутси и хуту с 1993 по 2005 год, в результате которого погибло около 300 тыс. человек. В более цивилизованном обществе дела обстоят немного лучше, но в чём-то похожи.

В одном из исследований, например, организаторы набрали группу добровольцев и на основании ответов, которые они давали на некоторые вопросы, сообщили им, что они либо являются людьми с завышенной самооценкой, либо с заниженной. Но на самом деле эти выводы были фальшивыми.

Затем к участникам эксперимента подсадили человека, который сотрудничал с экспериментаторами. После чего половина участников узнала, что у этого человека такой же уровень самооценки, как и у них. Далее у каждой группы была возможность наблюдать, как подсадной участник жульничал в процессе решения простых заданий. После чего разные группы попросили оценить насколько справедливо этот человек действовал. Результаты показали, что люди, которые имели такой же стиль оценки, что и сообщник исследователей, значительно чаще прощали жульничества этому человеку. А другая группа наоборот слишком жестко оценивала его действия. По результатам можно судить о том, как легко люди поддаются нравственному трайбализму. И как мало нужно для того, чтобы разделить людей на два противоположных лагеря с разделением на "нас" и "их". А границы между группами порой означают чуть ли не линию между добром и злом.

Членство в группе служит моральной границей, которая также проявляется в решениях о наказании людей. Это также заметно в различных групповых категориях, в зависимости от страны проживания, до городов и посёлков, политических взглядов, спортивных предпочтений и образа жизни. Всё это влияет на то, как люди оценивают достижения или проступки людей из других групп. Это чаще проявляется как рефлексивная предвзятость в наказании и показывает, что наша инстинктивная реакция может заключаться в том, чтобы очернить членов других групп. Часто если дать человеку время взвесить все за и против, его мнение может измениться. Много примеров можно привести на эту тему. Допустим руководитель "В" занимает руководящий пост, но в обществе не всё так гладко и уровень жизни оставляет желать лучшего. Поэтому большое количество людей не поддерживают действия руководителя "В". И тут появляется масса желающих приблизится к руководству, а стало быть к власти и ресурсам. И вот даже не самый сильный претендент "А" начинает поливать грязью политика "В" как за реальные дела, так и за выдуманные. В результате противники политика "В" объединяются вокруг претендента "А", только по причине общей ненависти к "В". Поэтому даже самые глупые и ложные обвинения претендента "А", воспринимаются этой группой как достоверные и правильные. При этом если кто-то в группе или со стороны указывает на абсурдность и ложность предоставленных фактов, его автоматически начинают безосновательно затравливать и оскорблять, причисляя к сторонникам руководителя "В", даже если он таковым не является.

Интенсивная тенденция людей к нравственному племенному наследию много раз демонстрируется в исследованиях, в том числе и над детьми, а именно как дети реагируют на несправедливое поведение других людей. В одном из экспериментов сотрудники сообщили детям в возрасте от шести до восьми лет, что они являются членами «синей» или «желтой» команд. В результате они обнаружили, что во всех возрастных группах дети склонны наказывать членов противоположных команд сильнее чем участников своей команды за один и тот же проступок. В других исследованиях, но уже связанных с вознаграждением за достижения, похожая картина. Это в жизни можно наблюдать при кадровом трайбализме, по принципу: все начальники - прямые потомки родоначальника. А в основном это выливается в такие явления как кумовство, землячество, клановость или расстановка кадров и раздача привилегий по этнической и родственной принадлежности. А это чревато снижением качества управления, в том числе и государственного, потому как компетенция руководителей оставляет желать лучшего. И смена такой формы правления почти невозможна из-за круговой поруки и коррупции от самых верхних эшелонов власти.

Также многие, наверное, знают, как в городах делятся рынки и торговые площадки, и какие этнические группы там представлены. Да и фразу "понаехали тут" можно встретить уже не только в столицах.

Трайбализм проявляется также и в интернете, который стал неотъемлемой частью жизни общества, где люди разделяются по различным тематикам и сайтам, или являются сторонниками тех или иных блогеров, что можно с лёгкостью наблюдать со стороны. Этот вид трайбализма не имеет границ и его часто называют неотрайбализмом.

Можно давать разные названия трайбализму, такие как менталитет или другие, но суть от этого не изменится.

Многие наверняка в своей жизни сталкивались с такими явлениями, как достать что-то по знакомству или получить доступ к госуслугам вне очереди, или употребляли фразу по типу: я от Ивана Ивановича...

Некоторые явления, связанные с трайбализмом, предрекали писатели и философы. Так, к примеру, Ричард Уотсон почти 10 лет назад предсказывал, что в будущем трайбализм приведёт к образованию государств в пределах отдельно взятых городов, импорт замещению и росту религиозных течений. А это приведёт к национализму, ксенофобии и разновидностям религиозного фанатизма. Не правда ли, что такое понятие как импортозамещение очень знакомо уже сейчас. Так же, как и жизнь в столицах, кардинально отличается от жизни по стране.

Возможно, эти идеи могут нарисовать довольно пессимистичную картину. Но есть и некоторые причины для оптимизма. Исследования показали, что, когда лидеры в сообществе поступают правильно, это может установить тон для других, в конечном итоге побуждая всех вести себя более справедливо. А это может способствовать как защите общества от внешних врагов, так и справедливому доступу к ресурсам. Но в условиях глобализации приводит только к хаосу в больших популяциях.

В целом картина человеческой природы, нарисованная новейшими научными знаниями, очень сложна и неоднозначна. Особенно, когда такие явления как трайбализм сочетаются и с другими психологическими проявлениями, как к примеру конфабуляция, или ложные и вымышленные события которые воспринимаются человеком как имевшие место в реальной жизни. Или, когда человек объясняет свои плохие поступки как вынужденные и неизбежные в следствие надуманных факторов.

Все эти знания помогают человеку критически относится не только к поведению окружающих, но и к своему собственному.

Без объединения не бывает крупных побед и грандиозных строек, но попытки человека причислить себя к той или иной группе порой бывают абсурдны.

И если Вы вдруг услышите от кого-то, или сами захотите произнести такие фразы, как к примеру: это мы победили или это наша земля. Задумайтесь в каких битвах лично вы или ваш собеседник участвовали или где у вас лежит кадастровый документ о праве собственности на землю о которой говорите. Это конечно всё утрированно, но смысл я думаю будет понятен многим. Особенно когда ложная самоидентификация и величие причисляет человека к группе, к которой он не имеет ни малейшего отношения или к той, которой уже нет в природе.

Потому как часто можно услышать, что мы создали телефоны компьютеры и летаем в космос. В то же время многие не знают даже элементарных законов физики, тем более как работает телефон. И знания ограничены цветом кнопки, на которую нужно нажать. А в интернете часто можно встретить ролики, о бесполезности школьных знаний. Хотя они созданы не на пустом месте, потому как в некоторых странах, которые считают себя великими, торговать трусами выгоднее чем заниматься наукой."

Ну а теперь мой авторский момент конкретизации!

Применительно, например, к стране России и государству Российской Федерации, неотрайбализм является логичным продолжением атомизации, которая, в свою очередь, есть ответ реально существующего, а не вымышленного, общества.... на стремление управленческих команд большинство собрать и скрепить. Это осознание интересов и исключительно своей "стороны".
"У нас" есть товарищи по несчастью и клубные приятели по счастью. Отслужившие в армии, то бишь прошедшие процесс суровой мужской инициации. Или принципиально не служившие, сделавшие ставку "на бабло". До сих пор, наверное, есть хиппующие, как и новая разновидность панков. Достаточно заметны ЗОЖевцы - сторонники здорового образа жизни, отделяющие порой принципиально себя от всех, кто выпивает хоть чуть - чуть. Стремления к почти племенной обособленности в сфере культуры и религии - это вообще обычное явление времени, посему, во избежание случайных оскорблений, принципиально в данном случае не буду, ну да, кого-то обозначать. Стремление к обретению идентичности есть логичное продолжение атомизации, когда каждый сам за себя - потом появляется потребность в неком коллективном "мы", особенно явно у тех - кто подвергался насильственному сгуртованию, в общее стадо сбивание, ну или в люто агрессивную стаю нашенского подавляющего большинства. Предлагаю вспомнить нашенского литературного гения поэта Евтушенко Евгения...

Подавляющее большинство,
Пахнешь ты, как навозная роза,
И всегда подавляешь того,
Кто высовывается из навоза.

Не правда ли, что "в точку"? Поэтому стремление вырваться из общего навоза, который к тому же каждая очередная масть, гордо именующая себя "власть", стремится ассоциировать с Родиной, "у нас" всегда естественно и, чтобы сейчас про себя или вслух не возопили охранители, совсем и отнюдь не безобразно. Если охамевшее и деградирующее большинство становится неуспешным и непривлекательным, то может возникнуть и кризис идентичности, одной из черт которого является, собственно, неотрайбализм. Не быть как все. Быть свободным. Обрести себе новое сообщество для самореализации. Всё это становится модным на отрезках смены эпох, а на перевалах меж фазами историческими, так и подавно - старая идентичность отмирает, появляются новые, это нормально. Когда лично я шёл защищать в 1991 году демократический (наконец-то избранный на конкурентной основе!) Челябинский Горсовет, то мой хороший сосед, он уже в 1991 году успешно занимался серьёзным малым бизнесом (я же был совсем мелким книжно - газетным торговцем на вокзале), напутствовал меня вот такими простыми словами:
"Ты знаешь, Тарас, нас долго сбивали в стадо, теперь мы хотя бы научились вслух мычать, а пора стать каждому отдельно взятым быком и отдельной от стада коровой, чтобы потом может уже объединиться, но в свои группы и по собственной воле! Поэтому, вперёд, парень, пора покончить с этой властью, вводящего сухие законы и не выпускающего без выездной визы за бугор старичья, иди и побеждай!".
И я пошёл. И был готов попасть под репрессии хунты ГКУЧП или попытаться навсегда, в случае неудачи, покинуть родную страну. И тогдашние "мы" победили, хотя уж год 1993 я принадлежал в прямо противоположному "Мы" по причине наступившей в стране разрухи и унижения моего народа. Ведь уже победным утром 21. 08. 1991. обозначились другие "они" (определённо ставшие чужими нам - самым молодым!) которые уже власть делили силами стаи своей. Впрочем, это уже другая тема... Я же, чего тогда хотел, так многого для себя добился. Это ведь реально счастье, взять и улететь из зимы в лето, не спрашивая дозволения у государства. Как и есть человеческое счастье устроить свои дела так, чтобы каждый день не ходить на работу. И вот по этим обозначенным признакакм - по ним тоже есть ментальные группы. Удалёнщики и фрилансеры всегда люто ненавидят чиновников, которые предлагают обложить вольный люд пенсионным сбором. Да не собираемся мы доживать до откровенно беспомощной старости! Тем более, на территории России. Другое дело, Океания да Карибы, ну и последние моменты жизни под ромом и с местной доступной девушкой! Фу, какая гадость, скажет с омерзением кто-то. И, определённо, будет прав, но.... исключительно со своей стороны, а у вольного "вечно молодого", который презирает моралистов, а также нудящих в адрес путешественников своё вечное "Сидите дома!", "сторона" исключительно своя. Вот и обозначились тут признаки откровенного неотрайбализма. И да, чем больше страна есть "джунгли", тем сильнее все друг дружку ненавидят.

"Зайдёшь на американский форум с вопросом - получишь ответ или отказ с сожалением, заглянешь на израильский - ехидно ответят вопросом на вопрос, припрёшься на российский - тебе долго и с разных сторон расскажут какой ты дурак!".

И это не русофобия. Неа, это правда. Однажды меня занесло на форум фотолюбителей, так там представитель "Племени Никониан" долго рассказывал робкому стороннику техники Кэнон, что он идиот, дебил, в лучшем случае - безграмотный дурачок, ну а как фотограф, разумеется, полное ничтожество. Почему же так? Это же даже не политика?!! И даже не биржа где, ну есть денежные причины у "быков" ненавидеть победивших "медведей", потому как если одни урвали, то значит другие - потеряли. Тогда я многого не понимал, что чётко понимаю сейчас. Уход в сетевую жизнь способствует укреплению трайбализма, в разновидности неотрайбализм, ведь в сети так легко ненавидети, сбиваться в стаи подобных же, и выплёскивать собственную желчь. Не важно по какому признаку. Это совсем не имеет значения. Имеет ключевое значение лишь неоплеменная самоидентификация. А кто не с нами, как известно, всегда против нас. Есть "мы" и "они", в разной степени проявленности. Данное явление, кстати, есть и одна из ловушек, ибо наиболее успешны гибкие, кто "ни нашим, ни вашим", а принадлежность к стае иль племени налагает как права, так и обязанности. Примерно, как и принадлежность к секте или к культурно - религиозному движению. Или к иного вида субкультуре. Встал на путь - соответствуй. Вступил в сообщество - откидывай чего-то ему. Не важно в какой форме. Но, взамен получишь поддерку. Или, так сказать, чувство локтя. Реализацию потребности принадлежать к какому- то коллективному "Мы". Не у всех эта потребность есть. Но, я скажу, что есть способы формирования. Так, например, на выборах, я всегда при возможности это использую, формируется сетка сторонников того или иного кандидата. Если бюджетец мизерный, то приходится выезжать на мотивации, что "Ты теперь, Иван Митрофаныч, не просто дед - пенсионер, а ты, батя, слышь, ты теперь наш Товарищ или, как тебе больше нравится, Помощник - часть нашей дружной команды, ты поможешь нам (привести соседей на выборы), а мы поможем тебе в решении жизненых проблем!". Вот, такой примерно спитч, но он становится сильнее, если без нарушения закона, ну да, человеку "здесь и сейчас" посильная помощь оказывается. И таких "наших людей", если штаб меня слушается, то мы обычно набираем, как раз победное большинство. И наиболее дальновидные кандидаты сохраняют группы сторонников меж выборами. Это тоже бывает, как племя, которое всегда за свой избирательный округ, за тот или иной двор, а потом уже "чужие здесь не ходят", даже если поболее денег вбухают. Просто "работа по площадям", при наличии "племени" бесполезна. Это я как практикующий политтехнолог говорю, ибо умею - могу. А ещё умею на треннингах накрутить модель "МЫ и ОНИ". Замотивировать агитаторов, а уж особенно - бригадиров. И тогда любой округ становится полем туземной войнушки. А как "у нас" иначе? Поэтому, неотрайбализм рулит. Особенно, если подкреплён деньгами и моментами совместной выгоды. Тогда всех "чужих" мнения не имеют никакого значения.

Это была снова "просто зарисовка", демонстрирующая "как это работает".

Прикладная политология, Социальная антропология, Общество

Previous post Next post
Up