От лубочных штампов, через "жесть" - к обновляющей трансформации!

Jan 13, 2023 20:42




Очерк о русской - российской культуре...

Некие собственные размышления, после просмотра ряда интереснейших материалов. Итак, "год подмененной жизни" - год 2022, в моментах чисто культурно - цивилизационных, ну да, был интересен жёстким отечественным сопротивлением "отмене всего русского" с одной стороны и попытками честного переосмысления судеб русской - российской культуры - с другой. Я же постараюсь дать авторскую версию происходящую, пропущенную через призму собственного восприятия. Разумеется, что субъективную, однако, основанную отнюдь не на альтернативщине. Академическая официальная наука - одно из "моих всё", посему, не смотря на долю "жести", не обойдётся и без опоры на "культурные аксиомы".

Итак, ушедший 2022 год порадовал любопытным фильмом!

image You can watch this video on www.livejournal.com



"Близко к истине" - такова моя оценка. Синдром подменённой культуры имеет место быть. Особенно касательно культуры государствообразующего русского этноса - в наиболее значительной степени, даже если сравнивать с судьбами общероссийской культуры и культуры других российских народов. Однажды я сказал, для начала - самому себе, что одновременно я уверен в необходимости русской альтернативы лезгинке на улицах русских городов в виде русской народной плясовой, а с другой стороны - штампованная плясовая с обязательным визгом, ну да, лично мне (как и многим) не интересна. Вот, собственно, фильм "Русская культура. История подмены" даёт чёткий ответ о причине отсутствия интереса - создана штампованная модель не предполагающая культуры соучастия. Того самого соучастия, которое более чем осталось в современной России у тех же наших марийцев, братских тюркских народов, а уж тем более - у народов Кавказа. Список можно продолжать до бесконечности. Посему, полиэтничность нашей огромной страны это не "беда" для русских, а добро, хотя бы на уровне примеров. Примеров в тех случаях, когда есть к чему стремиться. Помнится, пришёл я как-то на Сабантуй, где у нас на Южном Урале присутствует настоящая Дружба Народов. Хотя это праздник Тюркский. Тюркских народов Степи, которая такая же основа России, как и древняя, более северная изначально, Русь. Так вот, "Русский Культурный Центр" именно на том празднике, увы, был наименее интересен и наиболее убог. Какие - то невнятные блины, зачем-то... корейская морковка, непривлекательный пустой чаёк из самовара, что-то ещё невнятное, сейчас уже толком не помню. Но всё было лубочно и пусто по сравнению с тюркским великолепием. А на уровне большой сцены, если были русские проявления, то один лубок да "совок", тогда как татарская и башкирская культура были представлены, самое главное, в современном и в привлекательном виде. Великолепный российский фильм про эффект подмены русской культуры, так или иначе, но даёт ряд ответов на самые актуальные вопросы. Не может быть привлекательным то, что сначала наибольшим образом сломали, потом подменили на эрзац, а далее бросили на самотёк по волнам свободного рынка. Впрочем, это в общем и в целом, а теперь попробую пройтись по вехам отечественной истории.
Итак, продолжаю на этом настаивать, что в самой ментальной да культурной модели именно Российской, было заложено, так уж вышло, уродство модели Византийской. Закабаление большинства населения на уровне выше европейского, формирование института холопства и небывалое возвышение власти над народом - всё это сформировало "дикость", которую захотел сломать даже один из ярчайших Российских Государей. Да-да, я здесь говорю о Петре Алексеевиче Романове, который захотел регулярного государства и культуры - родственной европейской. Правда, вот ведь незадача, именно культурная часть тех самых великих петровских реформ, кто бы что не говорил, но была наиболее кривой, особенно ежели сравнивать с реформаторским курсом его же сестрицы Софьи Алексеевны. В итоге, элита и регулярное служилое сословие, став опорой государства и "регуляриями" в плане моей авторской ментальной стратификации, были отделены от простолюдинов, формирующих глубимнную среду.

image Click to view


Чтоб там не вещали "булкохрусты", но хруст французской булки на фоне волн голода в народе, давайте признаем очевидное, создал революционную ситуацию на волне великой ненависти. Ненависти, в том числе к культуре, к культуре "благородного сословия", это объективная данность, такая же, как и "подлого сословия" дальнейший постреволюционный разгул. ЕСТЬ ВЕЩИ И МОМЕНТЫ, О КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ЧЕСТНО. Кто знает, может быть именно у меня, потомка рабочих и однодворцев, белорусской (обнищавшей до необходимости ехать в Сибирь) шляхты и великорусских свободных крестьян, из-за этого смешения в происхождении "хотя бы что-то получится". Ах, ну да, были в роду у меня ещё великороссы - мещане, от того у меня и тяга к ментальности "культурного городского обывателя", что даёт наибольший прагматизм, как в оценках, так и в анализе. Что произошло после Февраля? Накатили лубок и огрубение, ибо слишком резко многое "стало можно". А что принёс Октябрь? Пролетаризацию народной культуры, в том числе и деревенской, а также добавление в культуру городскую заметного блатного элемента, ибо тогдашние "зонарии" (люди тюрьмы да каторги, говоря тогдашними терминами - "лихие люди" или "босяки") были для большевистской власти, уж слишком, "социально близкими".

image Click to view


На селе же воцарилась ЧАСТУШКА, как олицетворение "всего народного", на весь двадцатый век, последовательно и определенно, вытеснив многое "чуть более высокая", доступная любому мужику, как и любой деревенской бабе. Культура Комбедов. Несколько далее - культура колхозов. Любок и примитивизация. "Удаль" и "дикость". Упадок постепенный задушевности. Эх, судьбы русской деревни, под катком коллективизации да индустриализации.... Чем ответил народ? Брутальным половым началом. Именно поэтому в Советской России, ну да, стали повсеместно материться, тогда как большинство матерных смыслов в Российской Империи, здесь мне не дадут соврать былые участники этнографических экспедиций, были исключительно "в тему" и, как правило, "по поводу".
Теперь же повсеместно, ну это, про это, как в частушках, так и в попевках:

"А Ванюша-то похаживает,
А елдою - то помахивает!
А Маланья - то в кустах, да не стыдясь...
Аж передницу показывает!"
(Слыхал в сознательном детстве, на "неофициальной части" народной самодеятельности в одном из советских Домов Отдыха... Запомнил дословно. Тогдашние пионеры в принципе дословно запоминали всё, что было "про это")

Кстати, была такая реальная история, что простой русский - советский мужик воспел половой член Вождя, но.... был "не понят" госбезопасностью и был отправлен в ГУЛАГ, хотя опредленно, на уровне архетипов, "хотел как лучше", а именно - сказать, что у Великого Вождя самый большой член, больше чем у его политических противников, да что там говорить.... больше, чем у самого Петра Первого.

image Click to view


Шустрый член и охочая передница - вот стала тема тем, не из числа причёсанных советской официальной пропагандой. Это лейтмотив частушек. И прорвавшаяся часть фольклора. Фольклора народного - неофициального. Это эффект зажимаемой сексуальности, реально порой зажимаемой, до уровня "В СССР секса нет!", ибо так "всё оно работает", приводя всё к большему усилению брутальности. Дальше возникает другой эффект - народ, особенно молодёжь, начинает массово переделывать эстраду, а также "официальные народные песни", которые уже не хотелось подпевать, в виду их прилизанности да отшлифованности. Подобная народная привычка перешла из советского времени в постсоветское. Примеры - пожалуйста. Так, например, многие народные коллективы исполняют песню "Кузнецы". Давайте вспомним её слова.

image Click to view


Я точно не знаю, вот, существовал ли изначально вариант, когда вместо слова "лопушок" значилось слово "сарафан", но знаю очень определенно, что этот предмет девичей одежды, который следует сорвать в лесочке, ну да, возник в двадцатом веке, ну и.... разумеется, дожил до двадцать первого. Секс стал смыслом смыслов и основой основ, разумеется, что на базе идеи Рода и Деторождения. Так всё сложилось, как альтернатива советскому лубку. Что естественно - то не безобразно. И это естество иногда принимало даже официальные "приличные" формы. Вполне так уже разрешённые и даже поддерживаемые трансформирующейся советской власти в эпоху позднего СССР и, по иннерции поддерживаемые, властью российской - постсоветской. Это отдушина для старших поколений, правда, оставляющая равнодушной да циничной (мы и это в юности брутально переделывали!) молодёжь.
Ну, ужо ладно, "хотя бы что-то".

image Click to view


Эх, не будем иронизировать, что не гармонь уже, а чаще баян, формально "народный", если же судить научно - то профессиональный музыкальный инструмент. Чего докапываться? Пусть будет гармонь. Ведь где гармонь, там гармон, то есть, гормон. Что естественно, то не безобразно.
А тема совокупления стала, ну да, значительно более повсеместной в России опосля крушения СССР. Как и русский мат. Куда же тепереча без него? Сразу скажу, что никуда. И не надо морщиться "благородным", это они допустили революции, сначала на фоне войны да голода, а далее - как следствие советского дефицита. Постсоветская народная культура? Тут всё смешалось, сначала в пучине рынка, а далее под дланью "власти", стремящейся создать некие скрепки, ай простите снова спутал - скрепы, как я мог забыть, хотя...., буду честен, ну да, измываюсь.

image Click to view


Этим сборником известной панк - рок группы частенько завершается вечер в российской пивной, где предусмотрен выбор музыки на заказ из плей - листа. И это эдакий, знаете ли, народный ответ на казённый диктат. Ведь заказывают ЭТО не какие-то там забулдыги, а предприниматели и менеджеры, инженеры и..... даже преподаватели. А собрано и правда "из народа", знающие люди - да, подтвердят. И да, в одной из строчек в сей композиции, ни коим образом не желаю ни кого оскорбить, но зашифрована возможная итоговая судьба попытки возрождения одной из прошлых скрепок, из тех самых "скреп", которыми всё пытаются и пытаются полуголодный народ в ситуации вечного постылого кризиса "скрепить".
Кстати, каждое новое время рождает новые народные строчки....

Девки в озере купались,
Чей-то куар - код нашли,
Мылись, стриглись, закупались,
На работу не пошли.

Опа! Опа! Зелёная ограда!
Все они Костров Иван из Калининграда!!!

Это народный юмор времён пандемии ковид19.

Таким образом, с усиливающимся, по естественным причинам, прорывом народной брутальной сексуальности тоже всё "не так просто", ибо сей перебор естества вызывает и противоположный эффект. Среди представителей даже, условно говоря, "простого народа" можно уже встретить глум, в том числе, над этой самой гипертрофированной сексуальностью, ибо в народной культурной жизни должно быть что-то и ещё, окромя желания совокупления, даже (хорошо, ежели так) ради, заложенного самой Природой, деторождения. И лучшие из представителей Фолька и Фольк - Рока, ну да, начинают возрождать народный стиль, предполагающий активное соучастие, как и соединение с "высокой культурой". Поэтому.......

Всё пропало? Нет. Лучшее, уверен, что впереди. Странно звучит? Возможно. Но, чему быть, тому не миновать. А быть, по - любому, трансформации.

image Click to view


Уверен, что когда - нибудь возрожденная высокая русская культура, впервые с шестнадцатого века, соединится с массовой и народной, пройдя через брутальную жесть к своему новому Золотому Веку.

Культура, Русь, Россия, Общество

Previous post Next post
Up