Теплоход в другую эпоху

Oct 17, 2021 17:26

Осенью 1917 года в СССР больше не было той самой "партии", а союзное государство.... практически отмирало. Огромную страну охватила терминальная стадия, убивающего всё советское, дефицита. Союзные Республики готовились отпускать цены и переходить к рынку. Многие регионы смотрели в сторону как можно большей самостоятельности. А Народ хотел лишь одного, чтобы появились продукты питания и одежда в широком доступе и в нормальном ассортименте, причём неважно какой ценой. Путешествия одни лишь, во всех формах и видах, на излёте советских цен и льгот, с возможностью включённого качественного питания так тем более, осенью 1991 года особо радовали, всё ещё советского, человека.
Но советская эпоха заканчивалась - наступала совсем другая.

И снова воспоминания......

В октябре 1991 года я прощался с одним историческим временем и шёл по российским рекам в другое..... на теплоходе "Марина Раскова" по маршруту Уфа - Астрахань - Уфа. Наряду с детским отдыхом в советском Крыму, это событие стало для меня достаточно серьёзным в плане формирования взглядов на жизнь, историю и судьбу своей страны, которую я предпочитаю никогда не называть "эта". Оставив в стороне сугубо личные да семейные моменты, а я попал в круиз на льготной основе - мама моя тогда работала одновременно учителем и в соцзащите, сделаю я, пожалуй, калейдоскоп воспоминаний, способный многим сказать о многом.
Почему распалась "красная империя"? Что такое региональный и национальный сепаратизм и каким может быть лучший способ защиты от него? Что порой представляет из себя духовный поиск и почему он приводит в секты? Ответы на эти и некоторые другие вопросы я постараюсь дать, причём максимально нескучно.



Источник: http://www.cruiseinform.ru/cruisepedia/fleet/raskova/

Под флагом Республики Башкортостан.
Да-да, именно под башкирским флагом мы шли по Агидели (Белой), Каме и Волге, ну и обратно - тоже. А непосредственно до отправления судна была экскурсия по Уфе, в ходе которой экскурсовод титульной национальности мимоходом рассказывала, что в республике на сентябрь 1991 года очень сложная обстановка и люди, прежде всего республикообразующий этнос, не могут ответить на вопрос:"А мы теперь субъект России или субъект Союза?". И мнения на сей счёт были более чем разные, как во власти, так и в народе. Впрочем, именно в сентябре 1991 впервые наметились, наряду с центробежными тенденциями, ну да, и центростремительные - российские: именно ТОГДА с Урала в Татарстан были отправлены вагоны с надписью "Свободному Татарстану - свободные вагоны!", эта стихийная акция экономической блокады впервые заставила задуматься национальные республики относительно перспектив отделения от обновляющейся Российской Федерации. Даже в движении "Демократическая Россия" осенью 1991 года возогбладали настроения актива русской национальности в пользу тезиса "Давить всех, не отпускать отделяться никого". И вот, собственно, на таком примерно фоне заводит со мной разговор на теплоходе потом башкирский турист по имени Ахат.
"Знаешь, говорит он, а мы ведь, ну в смысле.... башкиры, выстрадали свою независимую государственность, понимаешь, поэтому даже если Союз распадётся не надо нас в России насильно удерживать!".
Как первый национал - патриот из числа челябинских демократов, ответил я искренне Ахату:
"Да, понимаю, но не принимаю, лучше держаться вместе, хотя это не важно, если будет на то воля русского народа, а нас больше чем остальных, то никого Россия, кто внутри страны, из своего состава не отпустит!".
Возражающий ответ добродушного собеседника был на редкость спокойным, хотя и меня премного удивившим:
"Ну как вы не отпустите нас..... Вот и наши русские уфимцы говорят, что наша общая судьба быть в составе России...... А если Америка, победившая по сути в холодной войне вам скажет отпустить, а если так решит в нашу пользу ООН?".
Тут нужно вспомнить логику решений Запада по грузинскому статусу Сочи в годы Гражданской Войны, Ахат полностью прав - как только ослабевают Россия и Руси, так сразу же "мировое сообщество" начинает зарешивать вопросы в пользу "права народов на самоопределение", поэтому запальчиво, хотя и со скидкой на дружелюбие собеседника в диспуте, ответил Ахату:
"А вот решит Москва поперёк Америки и ООН, что тогда? А вот начнётся тотальная блокада отделяющихся территорий и обкладывание их войсками, что с этим будете делать?! А потом войсковая операция против полуголодных сепаратистских территорий, да превосходящими силами русских и остальных россиян, тогда как?!!!".
Ахат погрустнел, посмотрел на меня с ужасом - мы ведь всю поездку общались с ним по - приятельски, как до, так и (что самое интересное, так и должно быть у нормальных людей, а не у политизированных психов!) после этого сложного разговора. Ну и ответил....
"Ну а тогда среди нас уже найдётся много тех, кто предпочтёт сдаться и договариваться. Я первый это же предпочту. Хочется жить. И жить =, по - возможности, нормально.".
От себя теперь могу добавить, что окромя Кнута нужен ещё и Пряник, ну да, в виде насосов для общего российского бюджета и создания плюшек для всех лояльных граждан, не желающих никакого отделения - сравнение с шибко идейными сепаратистами, загнанными на маргинальную помойку, ну да, есть верный и лучший способ укрепления единства страны, когда одни живут, а другие - существуют или эмигрируют. Через несколько лет я встретил на экзамене студента башкирской национальности, отвоевавшего за Единство России в Чечне, который был убеждённым российским имперцем и всех врагов нашего общего Отечества, прежде всего исламских радикалов, считал необходимым, желательно вместе с семьями, уничтожать. И никаких сомнений в российском статусе Башкирии, так в нашей большой России, со всеми без исключения регионами, может и должно быть. Нашей большой России нужны чёткие и определённые рамки: полномичия регионов, финансирование национальных культур, традиционные формы самоуправление - всё что угодно обсуждаемо, кроме темы отделения. Единая и неделимая Россия, пусть в форме федерации, на этом стоим надёжно и, назло врагам, укрепляясь и над идейными дурачками ухмыляясь, цинично стоять будем.

А тем временем на теплоходе.......
Я постепенно освоился, в клубе стояло фортепиано - несмотря на крайне молодой возраст, мн6е лично удавалось иногда быть душой любой компании, исполняя известную песню.

image Click to view


Мне хотелось культивировать имперское, русское да российское, особенно опосля диспута с умеренным башкирским националистом по имени Ахат, впрочем, до этого спора "за политику", тоже. Исполнял я и свои песни. И вот, меня буквально втянули в интересный круг общения...... Дело в том, что на теплоходе проходил семинар "Школы Радости" под руководством Евдокии Марченко из Миасса. Все остальные туристы тоже имели право, только желательно без диспутов с главной "гуру", участвовать во всех занятиях и, особенно, психофизических практиках. Так эта группа вербовала новых адептов и создавала круг лояльно относящихся граждан. Был ещё один момент - экстрасенсы пытались лечить хронически больных туристов. Сами "радостеевцы" на своих зарядках и практиках на палубе всегда были...... голые. Голыми они и в Волге купались, когда наш теплоход дошёл до относительного тепла. Это было определённым барьером, не каждый готов был к такому быстрому "посвящению" в эдакую, понимаете ли, "школу". Хотя, тоже замечу, когда стоишь на диком пляже во время "зелёной стоянки" с совершенно обнажённой красавицей (а среди мистических барышень были очень симпатичные, жаль что все немного старше меня - тогда ровесники и мужчины младше уже начинали меньше котироваться...) и..... беседуешь с ней про здоровье да философию, совсем не глядя на грудь и интимную зону ниже, этот опыт очень помог на будущее не всегда относиться даже к очень сексуально привлекательной женщине просто как к интимному, так сказать, объекту. Впрочем, был ещё один барьер между радостеевцами и обычными туристами: костяк сей группы практиковал...... употребление мочи. Ну да, своей собственной, один другому в ответ на слова о плохом самочувствии в виду перекупа в Волге, так и сказал: "А ты мочи тяпни!". Звучало, я вам доложу, шокирующе, это всё равно, как дедок один в ресторане пошёл в бар, дабы тяпнуть коньячку. Ну вот, так и складывается, иногда настолько привлекателен особый образ жизни, что коньяк становится запретным ядом, а моча - нормой жизни. Кстати, я отлично отношусь ко всем практически тем же оптималистам и прочим ЗОЖевцам (адептам идеи здорового образа жизнри), но до сих пор отчасти удивляюсь, почему среди них так много мочепивцев и даже говноедов? Впрочем, неа, уже не удивляюсь, просто один объект притяжения, например в виде алкоголя и табака, вытесняется другим, тоже наркотическим и стимулирующим по сути, а именно обретённым сектантским "смыслом", обрастающим постепенно альтернативными и особыми "знаниями". Кстати, большинство радостеевцев оставались на тот момент формально православными христианами, только у них формировался свой свод знаний, который несла "учительница". Тогда радостеевцы базировались в основном на идеях Рериха и Блаватской. Весьма было интересным их отношение к традиционным религиям и мировоззрениям.
Христианство - очень хорошо, только нужны новые Учителя, выполняющие роль Христа.
Ислам - средне, потому что слишком железная истина "Нет божества кроме Аллаха".
Иудаизм - также хорошо как и христианство, только исключительно для евреев.
Буддизм - отлично, ибо учит медитации и умению слушаться Учителя.
Индуизм - хорошо, потому как приучает к аскезе, но не хватает целостного Знания.
Язычество - плохо, потому что "ребятам из тех же славянских общин достаточно природы и фольклора, а нужно стремиться к космосу!".
Атеизм - очень плохо, но с другой стороны атеисты есть самый хороший человеческий материал "для работы".
Вот, собственно, такое примерно было мировоззрение в год зарождения этой самой Радостеи. Дальше будут "ритмы" и подсаживание на "луч", кем стала для адептов их, достаточно успешная чисто по жизни, гуру. Атогда был просто "космизм", в один из клубных вечеров радостеивцам почудилось в небе что-то оранжевое да непонятное, они тут же решили, что притянули своей коллективной "работой" непременно инопланетный космический объект.
Это тоже было явление наступающей новой эпохи, после мучительного количества лет обязательного воинствующего атеизма. Что нам в России следует делать с авторитарными группами и сектами? Вы знаете, а элементарно: блюсти уголовное законодательство, любая возможная прочая травля делает запретный плод часто банально привлекательнее, ну а с тем жизненным обстоятельством, что подобное кому-то по жизни чисто необходимым, на мой скромный взгляд, лучше банально смириться. Было и будет. Особенно на пороге смуты. А смута и надвигалась. Пенсионеры, которых среди челябинской части было большинство - я тоже формально состоял в по сути пенсионерской группе от соцзащиты в свои 19, вокруг рассуждали в стиле "Ельцин - хотя бы какая-то стабильность!". Ну да, стабильность, символом которой, такой желанной, уже становилась банальная жратва.

Поволжье на фоне заката.
По Агидели шли медленно. Ночами стояли в тумане. В итоге полноценной стоянки в Казани, с положенной экскурсией и дегустацией татарской кухни, не получилось. Была техническая стоянка, в вечернем и шарахнутом от уличной преступности городе. Радостеевцы рванули по православным храмам, где их жёстко "послали" с идеей купить ...... иконы для того или иного знака зодиака. Остальные туристы толпой оказались около Университета, а также посмотрели мельком белый Казанский Кремль, который даже в темноте был безумно красив. Ах, ну да, скупились молочной продукцией Татарстана, которая одна лишь была в магазинах Казани в изобилии и превосходила по реально крутому вкусу много - какую прочую российскую молочку.
Ульяновск встретил прекрасной солнечной погодой, увлекательной экскурсией по ...... ленинскому мемориалу, ну и...... тотальной торговлей исключительно по местной прописке. Ульяновцы говорили "Если бы не меры с пропиской, то нам нечего было бы жрать, торговцы вообще бы всё продали на сторону, да и туристы полуголодные с теплоходов скупаются очень сильно!". Шпаны на улицах Ульяновска, также как в Казани, хватало, сразу за себя говорю - я бы не поехал туда никогда без более старших рядом. Появялось настроение пёстрой, но депрессии, в которой безусловно прибывало Поволжье, впрочем как и вся наша большая страна.
В Саратове поразила великолепием прогулочная пешеходная улица в центре. Это по сути единственный был момент позитива. В остальном - безнадёга тотальная, хотя торговля была в магазинах без прописки - просто пустые полки и всё. В словах экскурсовода доминировало слово "кризис", из которого следовало любой ценой выходить, была надежда - на того же Бориса Николаевича Ельцина. Чувствовалась катастрофическая неухоженность, даже по сравнению с проблемными Ульяновском и Казанью.
А вот Волгоград держался, прежде всего за Образ Победы. Также мы мельком увидели остановки подземные трамвая скоростного, которому челябинцы и уфимцы банально обзавидовались. Волгоградцы гордились своим скоростным трамваем - по этой, заложенной ещё тогда, причине, ну да, я выступаю и буду выступать дальше за реализацию проекта Челябинский Метротрам.
К Астрахани подошли ночью, времени насладиться городом икры и рыбы было значительно больше. Ах, ну да, это был город ещё и икорно да рыбной мафии.А мафия давала народу много рабочих мест. Астраханский Кремль тоже понравился, тем более, что в отличие от Казанского я увимдел его днём. Балыка да икры зернистой все накупили, кроме радостеивцев, хотя...... Теплоходные гиды всю дорогу рассказывали туристам, что совсем недавно теплоход "Василий Чапаев" был подвергнут досмотру с конфискацией рыбы да икры. Ну да, не только продавать, нол и покупать дефицит от браконьеров (а Астрахань буквально жила браконьерством!) было в позднем даже СССР низя. Ну как низя, если втихую, то можно, хотя эпизодически устраивались показательные шмоны с целью формальной наработки показателей и возбуждений административных да уголовных дел. Экипаж теплохода нам всё же помог захавать в холодильники икорку да балычок, всем затарившимся пассажирам помогли, без всякого исключения. Экстрасенсам из Радостеи было очень грустно смотреть на такое материалистричное увлечение дефицитом всех, кто к данной группе не принадлежал.
Я же объедался чёрной икрой и слушал вот такие песенки по теплоходному внутреннему радио.

image Click to view


Ну да, некоторых наших девушек в заграничных поездках, которые тогда стали более свободными порой запросто, особенно за твёрдую валюту да дефицит, можно было "смуглыми руками" брать. Как и весь народ без исключения, либо за очень редким исключением, хотел лишь одного - Жить и Жрать. Стращал ли туристов и жителей поволжских городов рынок с его ужасами роста цен? Скорее нет чем да, многие просто хотели, чтобы банально появились везде уже продукты, в свободном доступе да в широком ассортименте. Народ реально дошёл до ручки, особенно в случае невозможности или отсутствия времени на "достать". Да и "достать" становилось всё труднее и труднее, а выход в виде островков торговли как в Астрахани - вот он, пожалуйста, достаточно было просто окончательно избавиться от новых правил да законов. Тем более, что проиграл путч и "ненавистный совок" и так уже катился в могилу дохлого слона, нходясь на финишной прямой своего окончательного краха.
Кстати, во время посещения Самары (там было вкуснющее мороженное и традиционно обалденный шоколад ну и...... тотальный дефицит всего прочего, с ситуацией на полках магазинов чуть лучше саратовской) для экскурсии в Бункер Сталина, как сейчас помню, у нас был очень тёплый момент общения на речном вокзале, а далее визит дружбы на соседний теплоход. Там (уж не помню, в по рту или на борту соседнего судна...) удалось перекинуться мне парой фраз с туристом из украинской столицы Киева - обожателем кошек и поклонником российского артиста Куклачёва. Не, ну это, разумеется, что перешли на политику. В ходе диалога с элементами лёгкого диспута киевлянин искренне так сказал: "Россияне, да никто от вас отделяться и не думает, республики договорятся, а главное - сокрушить этот ненавистный союзный центр, который единственное осталось, шо мешает тому, шоб появилась везде еда!!!".
Так рушатся империи. Именно в России они рушатся именно так. Управленческий - управляющий центр большой страны, если он обеспечивает, причём во всех смыслах, кормёжку - пусть никто не сомневается, будет лишь укрепляться и укрепляться, в том числе и в массовом сознании. Как только из главной столицы начинают вещать про "Терпеть и не роптать!", то тут же, вполне естественно, начинает наблюдаться совсем противоположная тенденция. И тут уже кто - кого. В случае с развалом Союза логика желающих растащить страну, ради выживания по отдельности, ну да, оказалась значительно сильнее мнения тех, кто призывал "задумываться и остановиться". Так мой теплоход вёз в меня в совсем новое время, в котором наступала моя взрослая жизнь, в которой приходилось (и приходится!) делать собственные осознанные ставки.

image Click to view


Эта песня наиболее часто звучало по судовому радио на маршруте Уфа - Астрахань - Уфа в том, уже достаточно далёком, моём 1991 году.

Путешествия, СССР, Россия, История, Воспоминания

Previous post Next post
Up