Точки роста и символы модернизации

Jun 02, 2021 18:46

Не знаю, вот, кому как, а мне концепция нового московского вокзала десятого - Восточного напоминает решение по новому вокзалу Адлера в Большом Сочи!

Впрочем, характерно и занятно. также и забавно, тут "другое": недовольство "просвещённой" сетевой публики, с мнениями которой опять никто не счёл нужным посчитаться. Примерно такая же ситуация сложилась с новым внутренним терминалом аэропорта Челябинск имени Игоря Курчатова, получившим народное название "Игорь".



Источник: https://moskvichmag.ru/gorod/v-moskve-vpervye-za-sto-let-otkryli-vokzal-no-eto-ne-vokzal/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
"На рубеже XX-XXI веков с основанием Бартом Голдхоорном архитектурного журнала «Проект Россия» широкое хождение приобретает термин «неомодернизм». Рассада неомодернизма была в 2010-е годы высажена квадратно-гнездовым методом на отечественную почву, однако в нашем климате плоды давать отказалась, разросшись в основном крепкими стеблями московских мостов. Это явление полупереваренного модернизма я называю капиталистическим утилитаризмом - стилем, тяготеющим, с одной стороны, к утилитарности недекоративной формы и некоторым модернистским штампам (например, сплошному остеклению), с другой - к нефункциональности пространства в использовании и покрытому фасаду (вентфасаду, покраске и др.).

От вокзала в классическом понимании этого слова у Восточного только аршинные буквы МОСКВА и очаровательная елочка на газоне - классика железнодорожного озеленения. Видно их, если спуститься на платформу. С этого ракурса и сам вокзал обретает черты человечьего здания. Кажется даже, будто это не просто заглубленная коробка, а классическая симметричная композиция, где центральному высокому объему подчинены два пониже (так устроены, например, Рижский и Ленинградский вокзалы). Однако стоит обойти Восточный, как становится ясно: то, что я принял за боковые крылья здания, на самом деле подпорные стенки насыпи; инопланетная сущность с марсианским названием «Восточный терминал Черкизово» очень старательно маскируется под человеческую архитектуру.

Пиарщик (я бы сказал, жрец культа) московского транспорта Даниил Баев в своем телеграм-канале не считает дурным, что очередной циклопический мост поименован вокзалом, и даже видит в такой метонимии мировую тенденцию. Также Баеву кажется вполне естественным, что будут открываться и новые хабы подальше от центра, а старые вокзалы отдадут для пригородного и городского сообщения.

И действительно, сепарация приезжих от москвичей уже в ходу. Двоедушный «Щелковский» (ТЦ под видом автовокзала, о котором уже много написано и сказано) задницей с кассами и вырвиглазного цвета маленькими зальчиками ожидания повернут к МКАД и Замкадью, а бравым гренадерским кивером торгового центра - к москвичам-потребителям. Разумеется, никакого прямого сообщения между этими двумя частями одного здания нет; «разделяй и властвуй» (или даже «каждому свое»?).

Помимо некоторой этической сомнительности идеи «отправить всех приезжих подальше от центра» проекты выноса вокзалов куда-нибудь подальше уничтожают и преимущества железнодорожного транспорта, прибывающего сразу в центр города, и хорошую связность вокзалов через метро. Мера, которая сейчас преподносится как временная (до окончания реконструкции Курского вокзала под новые диаметры) может вполне, увы, стать прецедентом.

Особенно глупо выглядит перенос на Восточный коротких поездов дальнего следования - нижегородских и ивановских скорых. Что, интересно, скажут жители Орехово-Зуево, задорого купившие билет на нижегородскую «Ласточку» и обнаружившие, что их путь до точки назначения в Москве не сократился, а увеличился?

Я убежден, что железнодорожные вокзалы должны находиться в центре города, а мосты, дебаркадеры, платформы, трансформаторные будки, нефтеналивные эстакады и иные сооружения на окраинах городов, как бы их старательно ни называли вокзалами, для этой функции не подходят.

Хорошо, что «новый вокзал в Зеленограде», о котором упомянул Баев, не совсем то: скорее всего, речь идет о строительстве очередного моста для МЦД, каковые тоже ради понта называют теперь вокзалами. Тем не менее оглашение забытых было планов в этом направлении не может не беспокоить: как бы нам не построили чего-нибудь еще более экзотического и не заставили ездить в Калугу через Дегунино."

Что тут можно сказать? Налицо достаточно чёткое противоречие относительное между прежними проектами под названием "Россия" и нынешним лоскутным российским полем, не являющимся концепцией или проектом по форме, но обладающим признаками указанных конструкций по сути.

Приведённая цитата была, если что, московский вокзал Восточный. А вот новый железнодорожный вокзал станции Адлер, опробованный мной в 2017 году, в том числе и в виде зала повышенной комфортности с диванами, на которых можно поспать, чтобы рано утром уже искупаться!




Так выглядит модернизация по - российски первой половины двадцать первого века. Урывками и рывками, ужимками и прыжками, с освоенными средствами и выгодными для участников схемами распила. И с обязательным возмущением урбанистов и критиков "системы", считающих, что им типа виднее. Однако, управленцы полагают, что виднее явно им, потому как, как минимум, сподручнее. Всё это отнюдь не идеально, однако, в таких реалиях, как минимум, "есть жизнь", точно также, как имеется эта самая жизнь в ставке на одну лишь детность в государственной социальной политике. Одна лишь выгода и функциональность. Вот, как-то так...... И снова "как уж есть", при этом с претензией на модернизацию везде и во всём, на усмотрение управленцев во власти, в госкорпорациях и в профильных организациях. Если угодно, то в текущем событийном моменте, а именно по состоянию на 2021 год можно вести речь о достаточно своеобразной российской мериторократии, причём настолько своеобразной, что к способности управлять обязательно нужно слова "как-то" прибавлять. Зато, в сознание "глубинного народа" закладывается ассоциация "Смотрите, но что-то ведь делается!". Лично у меня в сознание, возможно, что из глубин подсознания, прорвалась эта ассоциация во время ночёвки на адлерском вокзале во время "почти отпуска" 2017 года, а уж тем более, так во время комфортной посадки на Ласточку в аэропорт, когда на обратном пути я с этого вокзала, вдоволь отдохнув в ентом модернизационном шедевре и накупавшись на ближайших пляжах, уезжал. Всё ли мне ТАМ понравилось? Нет, не было прежней железнодорожной атмосферы, как на сохранившемся вокзале Сочи. Могу ли сказать, что в целом не понравилось? Нет, многие моменты показались удобными и функциональными лично для меня, а в нашем атомизированном обществе только лишь личные впечатления имеют для человека значение. Особенно для человека "глубинного", который, при всей стайности "глубинного народа" находится "чисто по жизни" на всём лишь месте и исключительно существует сам по себе и со своей семьёй. Понравилась мне холодная и расчётливая функциональность, первые признаки проявились в советскую эпоху при строительстве нового вокзала в моём родном Челябинске.
Что делать тем, кому сегодня многое не нравится и кто желает на что-либо непосредственно влиять? Учиться участвовать в общественных слушаниях и обсуждениях, да так, чтобы управленцы и реализаторы проектов прислушивались. Как это конкретно делать? А я не знаю! И никто точно не знает, особенно в ситуации, когда многое в России брутально и технично продавливается. Постепенно должно получиться. Особенно, если не уповать на "перемены" и учиться жить в реалиях, которые в России есть и постепенно менять наше "как уж есть" к лучшему.

Вся эта зарисовка, сразу говорю, была попыткой передачи ощущений от российской модернизации с позиций принципиального циничного нейтралитета моего личного.

Транспорт, Развитие, Россия, Анализ и прогноз, Мысли о судьбе страны, Общество

Previous post Next post
Up