Полётное - самолётное, советское - постсоветское...........

Aug 31, 2019 11:57

Нужно признать, что в советское время полёт на самолёте был доступнее в целом, чем в современной России, а такие города как мой родной Челябинск, были мощнейшими авиационными транспортными центрами пассажирских перевозок.

Для иллюстрации предлагаю материал, в котором, кстати, достаточно чётко даны денежные соотношения по ценам на внутренние рейсы в СССР с усреднёнными нынешними ценами и соотношениями.

Мог ли обычный советский гражданин летать на самолете?

Воспоминания пассажиров о полетах в советские годы разные: кто-то считает, что гражданская авиация была доступнее, чем сейчас, кто-то, наоборот, помнит только гигантские очереди за билетами. Что же было на самом деле?

ЭЛЕОНОРА ГОЛЬДМАН


"А сколько же стоили билеты? Справочник «Пассажирский транспорт Москвы» за 1990 год приводит такие данные на полеты из Москвы: билет в Сочи - 31 рубль (~ 3,400 нынешних рублей), в Ленинград - 18 рублей (1900 рублей), во Владивосток - 134 рубля (14,600 рублей). Вполне сопоставимо с сегодняшними ценами, но при этом средняя зарплата специалиста в стране составляла 170 рублей (18,500 нынешних рублей), так что позволить себе летать могли далеко не все граждане. При этом перелеты внутри регионов или областных центров были куда более доступными."
Читать полностью: https://zen.yandex.ru/media/rusbeyond/mog-li-obychnyi-sovetskii-grajdanin-letat-na-samolete-5d5ff0329f272100ac7d423f

От себя мне, прежде всего, хочется заметить, что советская система в деле организации авиаперевозок на рентабельность ставку почти не делала, почему и авиационная транспортная доступность была на высоте. Мы были, по - большому счёту, на голову выше Запада именно в плане возможностей для рабочего и служащего, для крестьянина и студента, которые на билет могли банально накопить.
Особое же внимание хочется уделить местным перевозкам, которые реально стоили весьма так недорого, что позволяло из Челябинска летать на самолётах Ан - 2 в Уйское, Фершампенуаз, в Курган через Куртамыш и много куда ещё. Мне лично показывали несколько раз бывшие аэродромы на юге нашей области во время поездок по выборным делам на выездные консультации.
Что же касается дальних перелётов в СССР, то они были весьма своеобразными. Очень были распространены полёты на Ту - 154 и Ил - 18 (а также на Ан - 24, Як - 40 и Як - 42) с многочисленными посадками. Так, например, из Крыма был рейс, как сейчас, могу процитировать текст объявления диктора, "До Свердловска, Иркутска, Братска, Магадана". Тут мы сразу видим фактор нужности дополнительной посадки в городе Братске.
При задержках рейсов советский пассажир не имел никаких там прав ни на какую денежную компенсацию. Люди сутками могли буквально жить в аэропортах, когда рейс откладывался, причём постоянно "на 2 часа". И никого ничто не волновало. Но буфеты были очень дешёвые. До сих пор помню огромную куриную лапу, сожранную мною в аэропорту Челябинска в буфете при задержке рейса на Мин Воды в 1990-м году. Всё стоило копейки, но отношение к человеку было, скажем так, достаточно своеобразное. До сих пор вспоминаю статью в перестроечной газете, когда тайца в международном аэропорту Ташкент. так и не обеспечили нормальной туалетной бумагой, постоянно поясняя жестами, что советский человек зад вытирает резанными старыми газетами. Ну а что? Сам таец виноват! Надо было по-большому в международном терминале ходить, желательно до погранконтроля, а во внутреннем - извини, дрогой гость, но уже советские стандарты.
Потом пришёл "постсовок" и мы все вдруг стали "господами". Региональные центры быстренько переориентировались на полёты почти исключительно в Москву. Это произошло в период 1992 - 1999 годов, относительно медленно, но достаточно верно. Полёты стали почти недоступными очень для многих. Да, я летал, даже в студенческие годы. Но я и зарабатывал, когда всякая политота мне пела про идеалы, то я уже тогда глумился, говоря всяким додикам слово "деньгИ", с акцентом на последнюю букву для демонстрации цинизма моего. Так что, про ельцинские годы тоже могу рассказать. Итак, летали внутри страны всё также на Ту - 154, Ту - 134, Ан - 24 и Як - 42. Пассажиров продолжали вкусно кормить. Иногда было неплохо с алкоголем на борту (на платной основе, в прибавку к бесплатной кормёжке), который в советское время был только на международных рейсах. Как-то при полёте на Ту - 134 из Москвы в Челябинск я ещё, после бурного отдыха с женщиной в отеле "Россия", ещё в самолёте и накидался, шлифанул, так сказать, столичный отдых окончательно. За границу летали часто на больших самолётах Ил - 86 (в Европу( и Ил - 96 (в Америку), причём реально сохранялись салоны для курящих до 2000-го года. До сих пор вспоминаю салон Ил - 86 по пути в Париж, в котором я летел с насморком и, из-за особенностей организма, курил как паровоз, угощая сигаретами "Союз - Аполлон" соседа - итальянца, это было как раз в дефолт - 1998. Ах, ну да, в Европу и Америку это Москва и ещё раз Москва. Потом подтянулся Екатеринбург. Челябинский аэропорт тоже получил статус международного, но рейсы от нас были лишь в те страны в основном, в которые средний класс летал отдыхать, а это Турция, Эмираты, Израиль, Кипр и, несколько позже, Таиланд. Периодически от нас пытались вводить рейсы в Германию, одно время это получалось даже успешно, но полёты в Европу из Челябинска периодически прерываются до сих пор. Мой город потерял свою авиакомпанию, это тоже результат. со знаком минус, разумеется. Далее произошёл переход на импортные самолёты, как раз из-за рентабельности, с которой, собственно, я и начинал. Такова картина постсоветского времени, по результатам оценки которой получается достаточно справедливый вывод: по результатам исторических перемен в России усилился москвацентризм, который нужно устранять. Да, в сфере гражданских авиационных перевозок, разумеется, тоже.

Путешествия, Гражданская авиация, Россия, История

Previous post Next post
Up