Этот пост Юрия Черкасова уже вчера стал весьма популярен в плане прочтения и внимания к нему. Сегодня и я делаю репост, который сопровождаю словами: мы, те, кто борется с корпорацией РМК, боремся нге просто с корпорацией РМК, мы боремся с угрозой жизни и развитию на Южном Урале и, не только против, но и, прежде всего, ЗА нашу родную землю, ЗА наш родной край!
Оригинал взят у cher_chel в "Цветы" старого карабашского хвостохранилища. Не удержался в прошлые выходные, забрался на дамбу старого хвостохранилища Карабашского медеплавильного завода, что украшает собой трассу Карабаш-Миасс.
Поэтому переходить реку пришлось по уже приготовленной кем-то дощечке.
Перейдя, фотографировал дамбу хвостохранилища с разной степенью приближения.
Всю дамбу прорезают канавки, следы от весенних водных потоков. Дамба постепенно размывается, и все химические отходы хвостохранилища сносит в реку Сак-Елга.
Что особенно хорошо видно сверху. Высохшие ручьи оставили след.
Еще несколько видов дамбы:
Фотография этого дерева встречается практически у всех, кто поднимался на дамбу. Ну, и я в стороне не остался.
Это ведь так живописно...
А вот то, что до меня никто не снимал. В бортах маленького овражка на склоне дамбы растут кристаллы серы.
Мобильный - для масштаба, чтобы вы не думали, что это чёрти какие высокие горы.
А это агрегаты серы вблизи.
Но, кажется, поднялся.
Перешагнул через разрушенный пульпопровод
и двинулся дальше.
Серое поле постепенно стало желтым.
До рези в глазах желтым.
От налета серы и повсеместно прораставших кристаллических агрегатов этого минерала.
Для меня, как для геолога, это просто уникальные кадры. Минералообразование прямо на наших глазах. "Трещины заполнения".
На серых участках- тоже самое. Такой вот коркой покрывается "песочек" хвостохранилища, который, когда берешь его в руки, явственно пахнет серой.
И если это можно еще принять за высохшую грязь,
То в некоторых местах вырастают совершенно изумительные каменные цветы.
Возможно, это соли цинка, надо было взять пробу на хим. анализ, но жаль ломать такую красоту )
В западной части хвостохранилища - живописное озеро.
Украшают ландшафт не только овраги, но и два сохранившихся водоприемных колодца ( вдалеке, в левой части нижней фотографии).
Когда хвостохранилище "работало", то в верхней его части стояла вода, и ее излишки по этим проемам, по системе трубопроводов уходили в резервуары, за пределами хвостохранилища и отправлялись опять на завод. Так осуществлялось "оборотное водоснабжение".
Такие колодцы располагались через триста метров по всему хвостохранилищу, в других местах просто уже срублены. О их наличии говорят торчащие из воронок трубы.
А в некоторых местах об их наличии можно только догадываться.
Как и о том, что когда-то на этом месте была тайга.
В качестве вывода.
Все месторождения разные, и, соответственно, химический состав хвостохранилищ будет разным. В хвостохранилище Томинского ГОКа, в случае осуществления проекта, не будет цинка, будет меньше серы, но будет молибден и рений. Возможно, пирит начнут подавлять цианидами. А, может быть, и нет. Возможно, руду для обогащения начнут завозить с других месторождений, как завозят сейчас руду с Чебачьего в Верхнеуральском районе на Александринскую ГРК в Нагайбакском. И, ведь, в Карабаше не было цинковых руд, привозили, очевидно, с Учалов (если я ошибаюсь, товарищи с РМК меня обязательно поправят). Но, так или иначе, цинковые "цветы" будут украшать хвостохранилище, или молибденовые и рениевые, для меня не очень важно. Петуний там не будет, точно. Так же не важно, какой будет "песочек" - серый, желтый, зеленый, красный или разнообразных оттенков. ВАЖНО, что будет постоянная угроза для Челябинска и его пригородов, угроза прорыва дамбы или просто ее оплывания в случае размещения в Томино, или утечек с подземными водами при размещении в Коркинском разрезе. Мы будем постоянно опасаться химического заражения огромных территорий.
Пожинать плоды таких, или подобных "цветочков" придется всем нам, долгие долгие годы.