Эта неделя показала, что некоторые региональные власти по-прежнему игнорируют поручение Президента Владимира Путина о том, что выплаты медицинским работникам за работу с коронавирусом должны осуществляться без сбоев. Не готов и министр финансов Антон Силуанов понять и действовать в логике сохранения российского народа - у него все просто: недостаточно денег в бюджете, значит, будем забирать у тех, за кого заступиться некому. И в расчет не берется, что смертность россиян в июне возросла на 18% по сравнению с июнем прошлого года. Сегодня, как никогда, важно, чтобы медицинская элита встала на защиту интересов отрасли, а значит, и российских пациентов. Субботнее утро 8 августа началось с письма близкого коллеги: «Моего товарища из Каменск-Шахтинска Ростовской области, с которым вместе раньше служили военными врачами, уже дважды вызывали в Следственный комитет, давали понять, что выплаты по Ковид медикам из этой больницы не положены».
Телесюжет о ситуации в больнице в Каменск-Шахтинском ужасен. Ежемесячная оплата врачей уже полгода по 10-15 тыс. рублей, и все! Муниципальные власти - жестокое равнодушие, региональные - вместо того, чтобы приехать и лично решить проблему, отправили проверки. Врачи, медицинские сестры обращаются к властям и жителям города, взывая к справедливости, молят о солидарности коллег.
Видно, что наши коллеги устали от постоянного напряжения, в котором приходится работать, от безысходности, от равнодушия окружающих. В таких условиях невозможно выполнять свой долг перед пациентами. Думаю, что подобная ситуация сложилась не только в Каменск-Шахтинском, но и во многих малых и больших городах и селах нашей страны.
И это происходит с людьми, в чьих руках здоровье и жизнь российского народа. Так и хочется крикнуть: а кто будет оказывать помощь людям?! Ведь медицинские кадры - это трудно восполняемый ресурс, его нельзя так бездарно расходовать, его надо беречь, хотя бы ради самих себя.
В День медицинского работника 16 июня Владимир Путин высоко оценил труд медиков и заверил, что все выплаты будут сделаны. «Я без всякого преувеличения хочу сказать: мы искренне гордимся, восхищаемся вашим поведением, вашим профессиональным подвигом. Он помог каждому из нас полнее осознать, прочувствовать истинную ценность жизни и значение того дела, которому вы посвятили свою жизнь… В свою очередь прошу Правительство, Минздрав страны держать вопросы выплат медицинским работникам на постоянном контроле, чтобы здесь не было никаких сбоев», - сказал он.
Стыдно за губернатора Ростовской области Василия Голубева, который хоть голыми руками, но должен был сам уже давно исправить ситуацию, продолжающуюся несколько месяцев. А если в регионе нет средств, то должен ехать в Москву и сидеть в приемной у министра финансов до тех пор, пока не вернется с деньгами для своего здравоохранения.
Сложно поверить, что министр финансов России игнорирует указание Владимира Путина о необходимости наращивания расходов на здравоохранение. Президент 13 июля подчеркнул: «Нам также предстоит реализовать уже запланированные меры по развитию и укреплению системы здравоохранения, направить на это дополнительные ресурсы».
А 6 августа Антон Силуанов спокойно заявил, что расходы федерального бюджета по этой статье снизятся на 10%. Это значит, что доступность медицинской помощи еще сократится, как и заработные платы медицинских работников. И еще это значит, что за здравоохранение некому заступиться. Ведь почему-то на инвестиции в железные дороги средства не сократили, а на атомную энергетику снизили всего на 2%. Министр финансов должен понять, что сокращение финансирования здравоохранения - это прямой удар по сохранению народа. А задача министра здравоохранения и министра экономики - выполнить указание Президента и доказать министру финансов, что он не прав. Тем более, что «чуда» с низкой смертностью в России во время эпидемии не произошло: в июне россиян умерло на 18% (25 тыс. человек) больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Хотела бы, чтобы чувство горечи и стыда за происходящее ощутила не только я, но и все общество, и, конечно, медицинская элита. Мы должны доказать власти и обществу, что российскому здравоохранению недостаточны точечные решения и полумеры, а давно назрела кардинальная реформа. Реформа, которая исправит нетерпимое положение медицинских работников; увеличит государственные расходы на здравоохранение до 6% ВВП (без этого невозможно будет ничего изменить); сделает систему управления и финансирования здравоохранением централизованными; устранит страховые рыночные механизмы, которые показали свою неэффективность; обеспечит доступность лекарств по рецепту врача для всех пациентов, а не только тех, кто имеет льготы; возродит первичное звено; восстановит школьную и производственную медицину.
Тем временем в Европе и США хорошо понимают ценность медицинских работников. В сопоставимых деньгах заработные платы медиков в 2-3 раза больше, чем у нас. Там им запрещают работать более 40 часов в неделю, чтобы не уставали и не допускали ошибки при лечении пациентов. Сегодня Национальная академия медицинских наук США горой стоит за своих коллег, которые гораздо благополучнее в финансовом отношении, чем наши. Ее президент Виктор Дзау 6 августа опубликовал обращение к Конгрессу США с призывом немедленно организовать на федеральном и региональном уровнях меры по защите медицинских работников от стресса и выгорания. Среди них - централизованный мониторинг состояния их здоровья, организация в больницах специальных отделов, отвечающих за благоприятную среду, выделение федеральных средств на восстановление их здоровья, организация анонимных горячих линий.
Кто же заступится за наших коллег - российских врачей, медицинских сестер, младший персонал? Они устали, демотивированы и уже не верят, что что-то изменится в лучшую сторону. Хочу напомнить слова великого немецкого врача-патологоанатома Рудольфа Вирхова: «Медицина - это не только врачевание, это - и политика». А значит - мы должны уметь защищать интересы здравоохранения перед властью.
Сегодня в России жизненно необходима системная реформа здравоохранения ради спасения здоровья и жизни наших людей. Тем более, когда у большинства граждан существенно сократились доходы, а значит, они не смогут платить за медицинскую помощь из своего кармана. И тем более, что наша страна существенно отстает по ключевым показателям здоровья от соседних европейских стран, близких к России по уровню экономического развития (Венгрия, Чехия, Польша и др.). Ожидаемая продолжительность жизни у нас почти на 5 лет ниже, чем у них, а смертность трудоспособного населения в 3 раза выше, чем в Европе.
Пришло время, когда медицинская элита России - медицинское отделение РАН, Совет Национальной медицинской палаты, руководители профессиональных медицинских ассоциаций, Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ, Комиссия по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты РФ, ректоры и профессорско-преподавательский состав медицинских вузов должны проявить солидарность и выступить в защиту своих коллег, своей отрасли, а значит, в защиту наших пациентов и сохранения спокойствия в обществе. Сегодня момент истины. Каждый из них должен решить для себя - поддерживает он реформу или ждет, когда все само собой рассосется. Но само не рассосется, а развалится.