Новые горизонты - 2
Беларусь граничит с соседями, которые после краха восточного социалистического блока и самого СССР в 1991 г. избрали в политике и экономике разные геополитические векторы и придерживаются разных политических ценностей. Польша, Литва, Латвия, Эстония - страны католическо-протестантской религиозной культуры. Под советским и русским доминированием в 20-м веке они были относительно мало, всего 40-50 лет. Поэтому их «уход на Запад», в Европейский Союз и НАТО, можно считать естественным и закономерным. Они «вернулись» туда, куда всегда тяготели исторически и культурно, в лоно римско-католической и протестантской Европы. Правда, когда они туда «пришли», оказалось, что той Европы уже нет, но об этом чуть позже.
Россия никуда не ушла, потому что Россия - это не Европа, хотя она наполовину и расположена географически в Европейской части материка. Россия сама по себе цивилизация, в меньшей части европейская, в большей части азиатская. Она никуда «уйти» не может, потому что Россия не вписывается ни в рамки большой Европы (ЕС), ни в рамки Азии, где в настоящее время неформальным лидером, бесспорно, считается Китай. Россия, как бывшая огромная империя, после краха коммунистического эксперимента 20-го века пытается трансформироваться и одновременно переживает вот уже много лет глубокий системный кризис: уход от России сателлитов в Восточной Европе, кризис русской идентичности, многоукладная русская экономика, медленное вызревание буржуазного класса посреди моря феодально-чиновничьей бюрократии, господство «нового феодального класса» в экономике и политике, пробуждение русского национализма и неумирающее русское неоимперское мессианство - все это современная Россия.
Украина ( как и Беларусь) ментально, культурно, цивилизационно расколота примерно пополам, между Европой и Россией. Однако устами своего постсоветского политического класса Украина декларирует курс на интеграцию с Европейским Союзом.
Беларусь после президентских выборов 1994 года устами А. Лукашенко декларирует курс на «союз», «интеграцию» с Россией.
Таким образом, в этом регионе на наших глазах одновременно осуществляются 2 разных грандиозных интеграционных проектов. Один проект довольно старый - это Европейский Союз во главе с Германией, Францией, Великобританией. Другой проект достаточно новый - Евразийский Союз во главе с Россией. Мы рассмотрим каждый из этих проектов на примере успехов или неудач наших ближайших соседей и с точки зрения перспектив для Беларуси.
Идее о превращении Европы в единый политический и экономический союз более 100 лет. В начале 20-го века противоречия между крупными европейскими колониальными державами достигли небывалой остроты. Одни политические круги Европы видели выход из клубка противоречий в очередной европейской войне. Другие видели выход в совместном отказе европейских держав от империалистической внешней политики, объединение в форме конфедерации или федерации в «Соединенные Штаты Европы». Победили «ястребы». Началась первая мировая война (1914-1918). Осмысливая причины войны, В. Ленин в работе «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915) писал: «Соединенные Штаты Европы, при капитализме, равняются соглашению о дележе колоний" (курсив мой - Г. М.).
Поражение германо-австрийского блока в войне за передел мира, колоний, сферы влияния привел к несправедливому и унизительному для них Версальскому миру. Противоречия между европейскими державами не были разрешены. Этим воспользовался сталинский Советский Союз и через 21 год в Европе вспыхнула вторая мировая война (1939-1945). В результате войны СССР оккупировал половину Европы и установил в этих государствах прокоммунистические режимы. СССР стал сверхдержавой равной США.
В тех политических условиях для стран Западной Европы и США установление единой Западной Европы под протекторатом США было единственным шансом на спасение от экспансионистских угроз и планов СССР. На деньги США («план Маршалла») в Европе началось послевоенное восстановление, затем начался европейский интеграционный проект - ЕС. Первоначально его становление происходило в сфере экономики. В 1952г. возникло «европейское объединение угля и стали». В 1958г. вступил в силу договор о «Европейском экономическом сообществе» (ЕЭС) и «Европейское объединение по атомной энергии» («евратом»). В 1978г. были приняты единые европейские акты, база политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».
Вначале объединенная З. Европа состояла из 6-ти европейских государств - Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. За исключением Италии степень капиталистического развития экономик этих государств была примерно одинаковая. Франция и Германия в недавнем прошлом были также великие колониальные державы. После того как выявилась экономическая польза от объединения европейских капиталов и экономик в 70-ые в ЕЭС вступила Великобритания и другие государства Европы. Среди нового пополнения 80-х как минимум 4 государства уже не были экономически развитыми государствами Европы. Это Греция, Ирландия, Португалия, Испания. Уже в тот момент объединение Европы постепенно стало трансформироваться из экономического объединения в политический проект. В «общем рынке» было 320 млн. чел., больше чем тогдашняя численность населения СССР (280 млн. чел.) и США (239 млн. чел.).
С 1967г. в ЕС возникли общие наднациональные (межгосударственные) органы:
- Совет министров;
- Комиссия европейских сообществ;
- Европейский парламент;
- Европейский суд;
- Европейский совет.
Возник общий бюджет ЕС, возникло общее Правительство ЕС, возникло общее планирование и регулирование рынка ЕС. Возникла гигантская европейская бюрократия, оторванная от национальных государств Европы и преследующая собственные экономические и политические цели в Европе.
Деятельность ЕС опирается на 5 принципов политики, которые входят в противоречие с прежним статусом национальных суверенных государств Европы:
- свободный торговый обмен (свободная торговля);
- свободное передвижение граждан стран-членов ЕС;
- свобода выбора места жительства;
- свобода предоставления услуг;
- свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).
В 1992г. Маастрихтский договор учредил 3 опоры ЕС:
1. Экономический и валютный союз;
2. Общая внешняя политика и общая политика безопасности;
3. Общая политика в области внутренних дел и юстиции.
В 1997г. он был дополнен Амстердамским договором. Проект все еще был оправдан экономически, но уже 4-ое расширение ЕС (2002-2004) с включением в него еще 10 государств, на наш взгляд, сделало союз слишком громоздким. В 1999г. создан единый валютный союз взамен экю, с января 2002г. введено в обращение евро в странах еврозоны (17 стран).
В настоящее время в ЕС 27 государств Европы. Это экономическое и политическое объединение высокоразвитых государств западной и северной Европы, среднеразвитых государств центральной и южной Европы, среднеразвитых и малоразвитых государств восточной Европы.
«…Страны-члены ЕС отказались от своего суверенитета в достаточно крупном масштабе. Они лишились самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в компетенцию «Общего рынка» весь комплекс торгового и гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также деятельности картели и монополии. Явное намерение учредителей «Общего рынка» состоит в том, чтобы со временем создать из него одно государство - Соединенные Штаты Европы, где национальное государства будут регулировать лишь ограниченную, локальную часть законодательства». (1)
Таким образом, перед нами капиталистическая экономическая и политическая интеграция, создание единого рынка Европы с целью создания в будущем единого союзного государства Европы. Когда существовал мощный Советский Союз, преследующий собственные глобальные цели и интересы по всему миру, претендующий на лавры «победы коммунизма во всем мире», правительства и национальные элиты стран З. Европы мирились с политикой руководства ЕС по выравниванию уровней экономического и социального развития стран-членов ЕС в Европе. Так, например, большую часть расходов «общего рынка» во времена существования СССР составляли:
- субсидии и расходы по сельскому хозяйству;
- субсидии (финансовая поддержка) на проведение региональной политики менее развитых регионов (например, Южная Италия, Португалия, Греция и т.д.);
- расходы по субсидированию общих научных исследований и разработок;
- субсидирование развития энергетики, промышленности, транспорта;
- экономическая помощь развивающимся странам;
- административные расходы и прочее.
Не трудно заметить, что практически то же самое в области экономики осуществляло руководство СССР в рамках коммунистического проекта, в рамках планово-административной и государственной экономики. Затем «проект СССР» рухнул, а «проект ЕС» хоть и осуществляется в рамках рыночной капиталистической интеграции, однако с 2009 года находится в кризисе. Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим к каким экономическим и социальным последствиям пришли государства Прибалтики за недолгий период участия в интеграционном проекте ЕС.
Латвия.
Накануне распада СССР население Латвии приближалось к 2.7 млн. чел. (1989г.) Спустя 20 лет население Латвии составляет чуть более 2 млн. чел. (по неофициальным данным менее 2 млн.чел.). То есть за годы независимости число жителей республики сократилось почти на 23 %.
В 1991-1993 гг. были приняты законы о проведении реформ, восстановлены правовые принципы первой республики (1922), права прежних частных собственников, проведена масштабная приватизация государственной собственности при консультациях западных советников. Заводы и колхозы были преобразованы в кооперативы, ОАО, ООО. К 1994г. половина всех земель была передана фермерам, другая часть кооперативам. Приватизация городской собственности.
Итоги.
В экономике «идея администрации Р. Рейгана была полностью доведена до своего логического завершения…, где вообще не существует неприватизируемых предприятий .
В соответствии с латвийским законодательством, приватизировано может быть все, за исключением производства оружия, какового в Латвии нет. При подобном подходе для Латвии существует только одна проблема - когда передать объект на приватизацию. Одно время высокопоставленными латышскими чиновниками озвучивались надежды в отношении приватизации таких объектов, как железные дороги, почта и международные аэропорты.» ( 2 )
После вступления в ВТО (1999) и до 2009 года рост экономики около 6,4 % в год. В 2006г. прирост 12.6 %. (3)
Кредитование западными банками и ЕЦБ. Одновременно быстрый рост безработицы. После вступления в ЕС (2004) масштабная трудовая эмиграция (по разным данным эмигрировало до 400 тыс. чел. трудоспособного населения, т.е. почти 1/5 часть страны). (4)
Отсутствие крупной промышленности, практически полное уничтожение советского производственного сектора экономики. Быстрое проникновение промышленного и финансового капитала западных стран, особенно североевропейских, и их доминирование в банковском секторе. Государственный долг свыше 5.5. млрд. латов (свыше 10.2 млрд. долл.). (5)
Для сравнения. Перед крушением СССР бюджет Латвийской ССР (1987г.) по покупательской способности в пересчете на латы составлял 18 млрд. латов. В 2012-м бюджет государства - 5.5. млрд. латов. Отрицательная демография. Социалистические завоевания, как-то: бесплатная медицина, бесплатное образование, дешевые профсоюзные путевки, летние детские лагеря отдыха, дешевые проезд в транспорте, дешевые коммунальные услуги в большей степени отменены. Общесоюзные крупнейшие предприятия «ВЭФ», «РАФ» уничтожены, Рижский вагоностроительный завод сократил производство более чем в 20 раз.
«Итог: либеральная экономика в Латвии - это такое же недоразумение с определением, как фракция демократических патриотов в Рижской думе. … В СССР были «витринные» республики Прибалтики, а были откровенные байства в виде Таджикской или Туркменской ССР. Сегодня уже мы в ЕС играем роль Таджикистана (а наши люди нынче работают «таджиками», только не в Москве, а в Лондоне). А роль Прибалтики исполняет рвущаяся из Европейского союза Британия». (6)
Политическую элиту Республики составляют бывшие коммунисты и лидеры комсомола, они же в значительной степени и новые буржуазные собственники Латвии. Однако по оценкам латышских экспертов страна так и не стала буржуазно-демократической республикой. В экономике процветает коррупция, протекционизм, кумовство, в политике псевдодемократия (320 тыс. чел., в основном русские, белорусы, украинцы, евреи не имеют гражданства ЛР).Полуфеодальная республика.
«…Никаких таких особых ментальных отличий у нас с восточным соседом нет. То, что мы этакие утонченно-западные - плод нашего ложного самолюбования. А на деле мы - совки. Это и хорошо, и плохо - но главное, что это правда». ( 7 )
Сергей Потапкин , Зам. пред. комиссии по иностранным делам Сейма ЛР:
«Пример стран Балтии, за бесценок отдавших в 90-е годы все свои самые ценные активы «западным партнерам», является в этом вопросе показательным. В 90-е у внезапно народившейся элиты не было понимания реальной стоимости распроданного, а то и бездарно уничтоженного. Оно пришло значительно позже, когда «в активах» уже практически ничего не осталось.
Первые демократы не понимали ни «волчьих законов рынка», ни реальной стоимости национальных богатств. Они прожили жизнь в условиях советской плановой экономики, где «центр» выделял деньги и решал, какие отрасли экономики развивать и куда направлять готовый продукт. Чего-то подобного первые элиты ждали и от новых друзей.
Этим не преминул воспользоваться западный бизнес, привыкший выживать и защищать свою прибыль и свой рынок. Нет ничего удивительного в том, что львиная доля потенциально ценных активов была скуплена за бесценок и уничтожена. … Экономика бывших советских республик была уничтожена некомпетентностью и романтизмом первой элиты. Она «за дружбу», из желания понравиться Западу раздавала все то, что сегодня стало бы предметом жестокого торга, а взамен получала «зеркала и бусы» - внешние признаки успешности.
Пример стран Балтии - классический пример экономической оккупации. Вот только при экономической оккупации не с кого потребовать репараций. Ведь все произошло «по любви да по неопытности». ( 8 )
«… Относительно слабые и менее развитые экономики превращаются в рынки сбыта больших экономик, попадая к ним в зависимость до того момента, когда становятся просто неспособны более вырваться и становятся вечными потребителями за чужой счет. Как правило, все активы уже принадлежат эмитентам, прибыль уходит из страны, где остается только зарплата. При этом «большой брат» в любой момент может закрыть производство или перенести его в очередную «развивающуюся страну».
Если ЕС всерьез намерен решать проблему Европы двух скоростей, нужно возвращать возможность национального протекционизма». (9)
Вывод: По итогам трансформации за 20 лет Латвия из бывшей витрины СССР превратилась в самую бедную страну ЕС и захолустье Европы, в полной финансовой и политической зависимости от ЕС и США.
Продолжение следует….
====================================================
Примечания:
1. Вольфганг Хойер «Как делать бизнес в Европе», М., Прогресс, 1992., с. 17.
2.
http://kapital-rus.ru/articles/article/225033/ По пути же «шведского социализма» идет Польша, которая поддерживает долю государственных расходов в ВВП на уровне 47%, что в полтора раза больше аналогичного показателя в США. Таким образом, Латвия и Польша на определенном этапе своего развития выбрали совершенно разные модели госсектора.
3.
http://newsland.com/news/detail/id/1103324/ 4.
http://www.imhoclub.lv/material/kak-pos ... i-latishej 5.
http://www.delfi.lv/biznes/finances/lat ... d=42917152 6.
http://www.imhoclub.lv/material/svetloe ... stojaschee 7.
http://www.imhoclub.lv/material/svetloe ... stojaschee 8.
http://www.imhoclub.lv/material/ekonomi ... okkupacija 9. там же.