Кто дал эвенкам солнце

Apr 22, 2011 11:23


Это было около тридцати лет назад (примечание: публикация 1974 года). Сразу же после войны к эвенкам Севера Бурятии приехал их давний друг и один из первых учителей, профессор М. Г. Воскобойников. Он ездил по местам, где в первые годы Советской власти давал знания таежным охотникам, оленеводам и рыболовам, встречался со старыми людьми, записывал от них сказки, предания и пословицы, которыми так богат эвенкийский фольклор.

В Баунте М. Г. Воскобойников познакомился со старой сказительницей Галиной Найканчиной. Разговорились. Профессор записал от нее много произведений народной мудрости. Под конец долгой беседы Галина Найканчина сказала:
- А вы знаете кто дал эвенкам солнце?

И она рассказала любимую эвенкийскую сказку-предание, получившую широкое распространение от Енисея до Тихого океана.

Давно это было. В тайге, где охотники и оленеводы вели трудную борьбу за жизненное существование, испокон веков было глухо и темно. Встретились как-то эвенки все вместе, стали тужить да горевать о выпавшей доле. И вдруг поднимается из-под ягеля олень с золотой гривой и серебряными рогами. И сидит на том олене батыр-богатырь Куладай Мэргэн.

Удивились охотники, а богатырь говорит:
- Зверей вы бьете во впадинах гор, а плохо живете.
- Правда! - отвечают эвенки.
- Олени плодятся, но стада ваши маленькие.
- Верно! - говорят старики.
- Холодно вам, пурга завывает, дети болеют, темно кругом. Но есть на свете солнце. Тот, кто поверит, что солнце есть, тот светлой жизнью жить будет, хорошо жить будет.

Сказал так и исчез. Только спустя много-много лет в роду чильчигиров эвенкийский юноша Чакулай как-то воскликнул:
- Верю, что солнце есть, света хочу! Тяжело дышать стало, плохая жизнь у эвенка, совсем темная жизнь.

И вновь показался олень златогривый, рога серебряные. Чакулай и Куладай Мэргэн поехали добывать эвенкам солнце. А когда возвратился Чакулай домой, налетели на него шуленги - местные богачи. Стали отнимать коробочку с кусочком солнца.
- Не верьте Чакулаю, - кричали они. - Нет солнца. А коробочку его утопить надо.

Тогда храбрый юноша бросил солнце в небо. Сразу тепло стало. Тайга озарилась солнцем.
- Верите ли вы, что солнце есть?
- Как не верить, сами видим. Правду видим. Верно, солнце!

"Тот батыр-богатырь другое имя получил, - закончила сказку Галина Найканчина. - Народ дал ему другое имя. Народы назвали его Ленин. Это он эвенкам солнце дал. Теперь в каждом чуме каждый день все про Ленина говорят".

У эвенков Прибайкалья эта сказка имела в одном из вариантов расширенную концовку. Кроме В. И. Ленина, упоминается и М. И. Калинин. Вводится новый эпизод - Ленин посылает эвенкам в подарок самолет.

"Однажды в небе птица появилась, словно водопад грохочет. Испугались эвенки. Один человек слышал про самолет. "Самолет! Самолет!" - кричит. На поляне эвенк появился. Смотрит народ - Чакулай. Все обрадовались. А он говорит: - Это Ленин в подарок нам самолет прислал".

Подкупающая безыскусственность, национальный колорит, органическое слияние образа могучего богатыря Куладай Мэргэна, защитника бедняков, с образом великого вождя - все это свидетельствует о том, что сказка "Кто дал эвенкам солнце" является творением глубоко народным. Сказители метко ухватили самую суть происшедших в жизни народа перемен и всем сердцем прочувствовали величественную роль в этом Владимира Ильича Ленина. Незаурядное поэтическое мышление безвестных сказителей проявилось в том, что символом образа и дел Ильича взято солнце.

Глубочайшая вера народа в причастность Ленина ко всему хорошему, что есть в мире, слышится в песне, более полувека назад сложенной северобайкальскими эвенками:
На горах - Ленин,
По рекам - Ленин,
В наших стойбищах - Ленин,
С эвенками - Ленин!

Сказка "Он здесь, в тайге живет" была записана в довоенные годы от катангских эвенков. После ее опубликования в 1948 году в "Книге для чтения" варианты этой сказки стали распространяться среди енисейских, витимских и олекминских эвенков.

Один старик рассказывает эвенкийским охотникам о том, что в тайге живет человек по имени Владимир, который может избавить бедняков от любого несчастья. "Нунган мевандун гетенкиндук эвенкидук сэксэ чургисистэн бисин" ("В его сердце от каждого эвенка есть капля крови"). Проходят годы, и до эвенкийских стойбищ доходят слухи о непонятных событиях. В Катангу приехали хорошие люди. Они построили большие дома. Они покупают белок и лисиц, а за пушнину дают муку, сукно, сахар. Много дают, добрые слова говорят.

Старый эвенк Алгауль, не поверив словам, сам едет в Катангу и убеждается в том, что действительно наступили счастливые дни для простого народа. "Владимир в тайге живет. Владимир уничтожил царя и построил Советскую власть, Владимир принес в тайгу счастье".

Сказка заканчивается печальной вестью о смерти Владимира Ильича. Но народ не хочет верить, что умер Ленин, что нет его в тайге.

Вытер слезы эвенк, посмотрел вокруг и говорит:
- Неправда, живет Владимир. Здесь большие дома, здесь учителя и врачи. Владимир здесь, в тайге, живет. Владимир никогда не умрет. Тот Владимир - Владимир Ильич Ленин был.

В ряде новых эвенкийских сказок рассказывается о встрече могучих орлов (Ленина и его русских помощников) с жителями тайги. Привели орлы эвенков на вершину Великан-горы. Далеко-далеко отсюда видно было.
- Видите, сколько лесов кругом? - спрашивает орел.
- Много лесов, - отвечают эвенки. - А чьи они?
- Ваши, - говорит орел. - И леса, и звери, и птицы в тайге - все ваши. А вот здесь, под горой, стада оленей видите?
- И стада видим, - отвечают эвенки. - Столько оленей, что не сосчитать даже. А чьи они?
- И олени ваши, - говорит орел, - все кругом ваше. Берите всю тайгу. Охотьтесь. Новую жизнь стройте.

В новых вариантах могучий орел - Ленин - летит в другие страны помогать народам строить новую жизнь. "Ты спрашиваешь, кто эти могучие орлы были? Имена их все эвенки знают. На всю жизнь запомнили. Могучий-то орел - Ленин, а орлята - русские люди, братья наши".

Когда печальная весть о кончине В. И. Ленина облетела и всю северобайкальскую, баунтовскую и баргузинскую тайгу, эвенки вместе со всем советским народом восприняли это как великое народное горе. Неподдельная скорбь выражена в резолюциях общих собраний, прошедших в те траурные дни по эвенкийским стойбищам и селам.

Трудящиеся Баргузина писали: "Умер вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, окончилась жизнь, творившая десятки лет волю рабочего класса, нет больше с нами дорогого вождя товарища Ленина. На долю нам осталась тяжелая работа, но мы умножим свои революционные усилия, чтобы хоть до некоторой степени заменить ушедшего от нас Ильича".

Жители сел Большой и Малый Читкан отметили в своей резолюции: "Смерть Владимира Ильича должна удесятерить энергию каждого гражданина республики трудящихся в борьбе с капиталом и собственной бедностью".

"В истории еще не было такого гениального руководителя пролетариата, как наш дорогой учитель Владимир Ильич Ленин, - выразили общее мнение собравшиеся на траурный митинг жители сел Телятниково, Большое и Малое Уро. - Нет больше Ильича, но память о нем, его идеи будут вечно жить в наших сердцах". (Бурят-Монгольская правда, 1924, 13 февраля). Много лет прошло с тех пор, много великих событий свершилось, но в селах охотников и оленеводов по прежнему поют:


Урэлдули - Ленин,
Биралдули - Ленин,
Урикиттун - Ленин,
Эвенкилнун - Ленин!

На горах - Ленин,
По рекам - Ленин,
В наших стойбищах - Ленин,
С эвенками - Ленин!

Вырезано из книги А. В. Тиваненко и В. Г. Митыпова "В тайге за Байкалом"
(Бурятское книжное издательство,
Улан-Удэ, 1974)

сказочки, этно, многобукаф, Моя советская Родина, эвенки, Ленин

Previous post Next post
Up