«Мастер и Маргарита»: за что хвалят и ругают новую экранизацию

Feb 11, 2024 06:00



В четверг, 25 января, в российский прокат вышла новая киноадаптация бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Фильм от Михаила Локшина уже успел собрать множество противоречивых отзывов - одни превозносят его до небес за свежий взгляд и прекрасный визуал,
другие ругают за небрежное обращение с первоисточником.

Чем примечательна новая экранизация «Мастера и Маргариты» и стоит ли идти на неё в кино?

Режиссёром киноленты выступил Михаил Локшин, ранее представивший российским и зарубежным зрителям историческую мелодраму «Серебряные коньки». Фильм засветился даже на Netflix и имел кассовый успех даже несмотря на то, что вышел в пандемийном 2020 году. Но Локшин не с самого начала должен был быть режиссёром этого проекта. Первоначально за новую экранизацию «Мастера и Маргариты» должен был взяться Николай Лебедев. И называться фильм должен был «Воланд».
В 2018 году уже были готовы первоначальный сценарий и раскадровки, а представить фильм публике планировалось уже в 2021 году. Но производство затянулось: сначала по финансовым причинам, затем - из-за пандемии коронавируса.
В конце концов Лебедев ушёл из проекта, сосредоточившись над исторической драмой «Нюрнберг».

Производство стартовало заново уже под руководством Локшина. Он набрал новую съёмочную команду, переосмыслил первоначальную концепцию и перетасовал персонажные линии, расставив свои акценты. Сценарий Локшин переписал на пару с Романом Кантором, с которым он работал над «Серебряными коньками». Это же сценарист сериала «Эпидемия».
Композитором выступила Анна Друбич, которая писала музыку к хоррорам «Варвар» и «Страшные истории для рассказа в темноте». Оператор картины - Максим Жуков. Он снял хоррор «Спутник» и все части франшизы «Майор Гром».



На роль Воланда первоначально рассматривали Олега Меньшикова и даже британского актёра Гэри Олдмана, но с последним не сошлись по условиям. В итоге Князя Тьмы сыграл немецкий актёр Аугуст Диль - и он же озвучил свои реплики, так что акцент у «немецкого господина» получился вполне натуральный. Российский зритель может помнить Диля по его роли в «Бесславных ублюдках» Тарантино.

В роли Мастера выступил известный российский актёр Евгений Цыганов. Он снимался в главных ролях в таких фильмах и сериалах, как «Питер FM», «Красный жемчуг любви», «Брестская крепость», «Битва за Севастополь», «Девятая», «Нежность», «Мёртвые души» и др.

Химия между ним и исполнительницей роли Маргариты, актрисой и моделью Юлией Снигирь, объясняется просто: с 2016 года актёры стали не только коллегами по цеху, но и парой, а в 2019 году ещё и супругами. Саму Снигирь российский зритель к тому моменту уже узнал по экранизации «Обитаемого острова» Стругацких, где она играла Раду Гаал, и сериалу «Великая», где она сыграла молодую императрицу Екатерину II.

Коровьева (Фагота) сыграл Юрий Колокольников, который в последнее время переживает бум популярности из-за участия во множестве российских кинопроектов. Из последних: «Девятая», «Тайна печати дракона», «Серебряные коньки», «Беспринципные», «Петровы в гриппе», «Воскресенский», «По щучьему велению» и, конечно, «Конец света», где он сыграл ни много ни мало, а самого Князя Тьмы, только действие (тоже почти булгаковское местами) перенесено в современную нам Москву.

Роль Азазелло досталась куда менее известному актёру Алексею Розину. До этого он играл преимущественно в эпизодических ролях. Зритель мог его ранее видеть в сериалах «Фандорин. Азазель», «Монастырь», «Чёрное облако» и фильмах «Нелюбовь» и «Сердце Пармы».

Роль Геллы сыграла Полина Ауг, дочь российской актрисы Юлии Ауг.

Роль Берлиоза исполнил народный артист Евгений Князев. Его собеседника, поэта Ивана Бездомного сыграл малоизвестный широкому зрителю актёр Данил Стеклов.

Зато во второстепенных ролях засветилось немало именитых артистов. Роль доктора-психиатра Стравинского исполнил Леонид Ярмольник. Конферансье театра «Варьете» Жоржа Бенгальского (и его голову) сыграл Игорь Верник, а его отосланного в Ялту похмельного директора Лиходеева - Марат Башаров. И даже эпизодического персонажа с бала Воланда барона Майгеля сыграл Алексей Гуськов.

Наконец, кота Бегемота сыграл… кот. Если точнее, гигантский мейн-кун по кличке Кеша, которому добавили немного выразительности с помощью компьютерной графики. А озвучил его актёр Юра Борисов.



Первоначально фильм «Воланд» должен был выйти в январе 2023 года. Но из-за ряда проблем пришлось отложить премьеру на год: в июле 2022 года продюсеры объявили, что закончат съёмки только к маю 2023 года, ведь на тот момент не отснятыми оставались ещё библейские сцены.
Снимали фильм в Москве, Петербурге, в Крыму (ялтинская лечебница) и на Мальте. Основную часть сняли в Москве, достроенной с помощью компьютерных технологий по архитектурным проектам 1930-х годов.
В августе 2022 года Локшин заявлял, что не знает, будет ли доснят этот фильм. Тогда авторы, уже получившие от Фонда кино 500 млн рублей на съёмки, ждали вердикта по поводу запрошенных дополнительных 300 млн рублей, чтобы закончить съёмки и завершить работу над графикой.
Первоначально предполагалось привлечь деньги из-за рубежа, но изменившаяся геополитическая обстановка не дала это сделать. К тому же прокатом изначально планировал заняться российский отдел Universal, но в 2022 году студия вместе с другими западными киноделами покинула Россию. В конечном счёте Локшин всё-таки получил деньги от государства, но на достойный постпродакшен, по его словам, этого не хватило.



Российский зритель ещё помнит телевизионную версию «Мастера и Маргариты» 2005 года, и если бы режиссёр повторил концепцию сериала и снял близкую к тексту романа экранизацию, новый фильм не избежал бы сравнения и обвинений во вторичности (как Бортко обвиняли в «рабском» следовании первоисточнику).
Но надо сразу обозначить: новый фильм - это не дословная экранизация романа, и даже не его киноадаптация, а скорее, фантазия по мотивам. Но фантазия мастерская, интригующая и способная удивить. А главное - несмотря на все различия с оригиналом, авторам удалось передать дух и атмосферу великой книги.

Первые отзывы предсказуемо разделились, и прежде всего по вопросу «зашло или не зашло» смотрящим такое вольное обращение с материалом автора.

Что хвалят:
Все критики отмечают, что визуал фильма оказался выше всяких похвал - и мода 1930-х, и декорации сталинского ампира показаны с удивительной точностью и достоверностью. А графика, по оценке Lenta.ru, позволяет ставить фильм на один уровень с западными блокбастерами вроде «Голодных игр».
Сцена бала у Воланда без вариантов оставляет картине заслуженный рейтинг 18+, но также позволяет похвалить за смелость: в экранизации Бортко вся нагота оказалась замазана.
Игра Юрия Колокольникова (Фагот) выделяет его из всей свиты Воланда и превращает каждое появление персонажа на экране в феерию.
Аугуста Диля, Евгения Цыганова и Юлию Снигирь называют идеальными Воландом, Мастером и Маргаритой.
Режиссёр и сценарист не экранизировали роман, а сделали действительно «своё» кино.
В сценах с Понтием Пилатом звучит настоящая латынь.

Что ругают:
Музыка, в отличие от телесериала Бортко, оказалась какой-то не запоминающейся.
Бегемота и Азазелло недодали, а их игра вышла неубедительной.
Слишком много остроактуального реализма и политики.

«Хорошая новость: найдутся люди, которые назовут этот фильм лучшей из существующих экранизаций "Мастера и Маргариты".
Плохая: она получит это звание только потому, что остальные были ещё хуже»

Смотрели фильм?

отзывы, фильм, культура, классика, кино

Previous post Next post
Up