После недолгого пребывания в России, в начале
1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с
Герценом. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришел к нам Герцен... Я онемел от радости, впившись в него глазами...». С разрешения Александра Герцена, художник пишет его портрет. Решение «писать Герцена» было чрезвычайно рискованным; Александр Герцен был «государственным преступником» и политическим эмигрантом - непримиримым противником крепостничества и русского
самодержавия. Полотно было закончено очень быстро - за пять сеансов, и оставляет ощущение свежести и непосредственности. По мнению критиков портрет Герцена - лучший в
творческом наследии Николая Ге.