Я снова отсылаю вас на
www.TED.com. Сегодня у нас ролик с участием писательницы Элизабет Гилберт. Она автор бестселлера "Есть. Молиться. Любить." Про что её книга, не знаю. Не читал. Видел в магазине, но в руки не брал. С подозрением отношусь к рекламируемым книгам. Теперь обязательно посмотрю, а, может быть, и куплю.
Что же утверждает эта безусловно смелая женщина? " Древние греки и римляне не верили, что креативность вообще является свойством человека. Люди верили, что творческие способности - это дух и спутник божественного. И что они приходят к человеку из каких-то далёких и незвестных источников по неясным и неизвестным причинам. Греки звали этих божественных духов ДЕМОНАМИ. Сократ верил, что у него есть демон, который вещал ему мудрость издалека. У римлян была схожая идея, Они звали это творческое проявление ГЕНИЕМ. И это здорово. Потому что римляне не думали, что гений это какой-то одарённый индивидум. Они верили , что гений - это своего рода волшебная сущность, жившая буквально в стенах дома творца. Эдакий Добби. Кто приходил и помогал художнику с его работой. И это восхитительно работает. Все знали, что вам помогает гений, что вы не сами всё это придумали. Если ваша работа хороша, значит хорош ваш гений. Ну, а если что-то не так с вашей работой, значит просто ваш гений - калека. Именно так западные люди думали долгое время о созидательных способностях человека. А потом пришёл Ренессанс, и всё изменилось."
Я не буду всё перессказывать. Тем более, что писательница делает это лучше меня. Я только хочу выделить главную мысль. МОЖЕТ БЫТЬ ВЕРНУТЬСЯ К ДРЕВНЕМУ ВОСПРИЯТИЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ЗАГАДКОЙ ТВОРЧЕСТВА. И добавляет, что возможно в зале найдутся люди, которые поставят под научное сомнение существование СОБСТВЕННО ФЕЙ.
Браво . Молодец. Смелая женщина. Не боится.А ведь по новой христианской традиции никаких Добби ( а также домовых, фей и прочих) не существует. Это запрещено и карается отлучением от рая. Потому что , не то, что верить, а даже думать так - запрещено. Христианская церковь вполне может назвать её язычницей и объявить против неё крестовый поход. А с язычниками у нас как поступают? Правильно. Просто - уничтожают. К этому призывает Библия.
А как у нас обстоит дело с древними? Они же не знали , что придут страшные христиане, и всё запретят. Они думали, что художники, писатели и все творческие люди берут свои идеи вовсе не из своей головы. А откуда тогда? Из какого-то загадочного места, находящегося в другом , нематериальном мире. в этом таинственном (божественном, нематериальном ) мире хранятся оригиналы всех симфоний, скульптур и других произведений искусства. Этот мир нельзя увидеть глазами, но его можно постичь умом. Это - УМОПОСТИГАЕМЫЙ МИР. Художники и музыканты, напрягая своё творческое зрение и свой духовный слух, способны проникнуть в этот божественный, но доступный для духовного зрения , мир. И там они могут увидеть ДУХОВНЫЕ ОРИГИНАЛЫ. Не зря же говорят, что ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ. Художник лишь должен суметь распознать свой шедевр, снять с него копию и представить на суд зрителя. Оригиналы. хранящиеся на волшебном складе - это идеи ПЛАТОНА. Они хранятся на складе вечно. А сам волшебный склад никто не создавал. Он всегда был и всегда будет.
Элизабет Гилберт, конечно, революций не совершает. Она всего-то, опираясь на свой опыт и опыт других творческих людей ( поэтессы Рут Стоун и музыканта Тома Уэйтса) призывает нас ИЗВЛЕЧЬ ГЕНИЯ ИЗ СЕБЯ. Она лишь высказывает лёгкое предположение, что возможно существуют силы (ГЕНИИ, ДЕМОНЫ, БОГИ, ФЕИ, ДОББИ, называйте как хотите), помогающие творческим людям . И это очень смело в наше христианизированное время. Но не ново.