Исход. Персонаж первый

Jun 16, 2016 21:46

Эфрат, рожденная пророчицей Мириам в колене Левия, вышедшая за Зару в колено Иссахарово, а после за Ноя в колено Ефраимово.

Эфрат мечтала стать матроной большого семейства, всеми уважаемого и богатого. Она была племянницей пророка Моисея и дочерью пророчицы Мириам, но даже это не спасло ее от нищеты и несчастий.

Эфрат была уже не первой молодости и матерью двоих детей, когда народ Израилев сделал золотого тельца, а после все, кто ему поклонялся, был убит левитами, включая мужа Эфрат Зару. Вскоре после этого Ошер, малолетний сын Эфрат, потерялся, когда пас овец. Эфрат много дней искала его, но не могла найти, и поняла, что то кара Господня за проступок мужа, потому что за грех одного Бог наказывает всех.

Когда женщины Израиля подняли плач о том, что Моисей задерживает их мужей сверх меры и не дает заниматься хозяйством (Эфрат же плакала о сыне и о том, что нет у нее больше мужа, и некому войти в ее шатер), вышел Моисей и запретил женщинам приближаться и мешать мужским делам. Тогда поняла Эфрат, что помощи ей от Моисея ждать не придется, и что даже родичам ее нет до нее дела. Только дочь Елишева, заботу о которой в отсутствие Эфрат взял на себя мудрец и толкователь Торы Ной из колена Ефраимова, была единственной отрадой матери.

Елишева была умна не по годам, училась танцевать с бубном у бабки Мириам, училась книжной премудрости у Ноя и испросила благословения на назорейство до конца юности, чтобы узнать, как искупить грех отца и как надобно жить, чтобы это было угодно Господу. Эфрат согласилась, однако с условием, что дочь сначала найдет себе жениха и обручится с ним, чтобы не остаться старой девой после возвращения, когда все свадьбы ее поколения уже произойдут.

В день, когда дочь входила в возраст, а Эфрат присматривала ей подходящего жениха, который еще согласился бы дождаться невесты из назорейства, Ной предложил Эфрат войти в его шатер второй женою, поскольку женщина она добрая, а дочь ее они растили вдвоем. Не знала она, что Ной не только из сострадания к вдове и сироте предложил ей это, но и в надежде, что сын ее Ошер сгинул в пустыне, и богатства колена Иссахарова без наследника перейдут к колену Ефремову. Немедленно согласилась на это Эфрат, поскольку тяжело было вести колено без мужчины, а про любовь в таком возрасте думать - одно баловство и гневить Господа.

После того, как свадьба произошла, вернулся из пустыни заплутавший маленький Ошер. И возблагодарила Господа Эфрат, что колено не прервется. И стала она радеть о благе уже обоих колен - и Иссахарова, где малолетний сын был единственным, и за ним нужен был присмотр, и Ефремова, куда теперь принадлежала. Потому что ее колено должно процветать и ни в чем не нуждаться - а какое теперь из этих колен - ее? Вот и приходилось с обоими.



Сговорили дочь за юного Моисея из колена Завулонова, но тот хотел, прежде чем жениться, посмотреть на невесту. И не мог поручиться, что не возьмет прежде нее другую. Но и это было хорошо, поскольку не всякий будет готов ждать до конца обета.



Когда умирала старая Мириам, множество потомков собралось вокруг. Было у нее три дочери и много внуков, и только Моисея и жену его Сепфору отослала от себя пророчица, ибо не любила она брата, а пуще жену его чужеземную. Эфрат смотрела на мать и думала, что нужно прожить жизнь так, чтобы в час смерти было не меньше людей вокруг, внимающих последним заветам. А заветы Мириам оставляла вот какие:

- Я долго думала, как любить того, кого любить не можешь. И поняла, что после этого, когда не горит ничего в сердце, остается долг. И ты продолжаешь делать свое дело ради долга. А еще поняла я, что мужчина всегда может предать женщину - муж, сын, брат. И только дочери - истинная наша отрада. Господь посылает нам испытания, и они как соль на сердце. Дочери же - бальзам для него. И завещайте своим дочерям, чтобы в ваших коленах при вступлении в возраст слагали они песню в честь Господа.

И раздала старая Мириам золото, что было на ней, и завещала бубен свой пророческий юной Елишеве, а Эфрат отдала кольцо с синим камнем. Эфрат близко к сердцу приняла слова умирающей матери о том, что единственная отрада женщины - ее дочери.

Елишева ушла в назорейство, маленький Ошер упрямо хотел знать о своем отце-вероотступнике, не хотел учиться преданиям народа и Торе, но хотел идти на месте колена Иссахарова в походе один со своими овцами, чтобы Господь, посмотрев с неба  на народ свой, не увидел прорехи на месте колена Иссахарова. Эфрат же шла с коленом Ефремовым. Мудрый Ной пытался увещевать мальчика, но Эфрат знала, что людей колена Иссахарова ничем не сдвинешь, если им что-то пришло в голову.



Серах, первая жена Ноя, которую он тоже взял вдовой с детьми, пыталась вызнать у Эфрат, как стать пророчицей. Но та лишь отвечала, что только Бог может выбрать себе пророка из тех, кто ведет праведную жизнь.

Старея, Ной все больше прилеплялся сердцем к Эфрат и входил к ней в шатер даже чаще, чем к Серах. Но Господь словно обходил колено Ефрема: обе женщины, не будучи бесплодными и имея других детей, не могли понести наследника. То же было с братом Ноя и его двумя женами. Эфрат и Серах долго думали, чем же они прогневили Господа, и сочли, что детей нет, потому что муж не дарит им золота. Ной не согласился с суждением жен, но золото подарил. Детей же все не было. Женщины уповали на историю Авраама и Сары, ждавших детей до ста лет.

Тем временем Елишева вернулась из назорейства, узнав, что Господь - это радость, и для него следует петь и плясать. С тем ее и выдали Моисею второй женой. Обе женщины поладили. Ошер же, вступивши в возраст, никак не мог найти себе супругу, даже одну, хотя жаждала Эфрат для сына двух жен, и тяготило это сердце Эфрат, ибо колену Иссахарову нужен был наследник.



Колено же Ефремово старело, овцы не плодились, и однажды Ной, придя в шатер к Эфрат, сказал ей после: мне нечего больше обещать тебе, ничего больше я не могу тебе дать. И поняла Эфрат, что это был последний раз. Ной же пошел к скинии, очистился перед Господом и ушел умирать в пустыню. Эфрат же почувствовала, что тяжела, и призвала всех родственников, чтобы раздать им заветы и золото, поскольку знала, что умрет родами.



И собрались родственники, и раздала им Эфрат то немногое золото, что было на ней, отдав молодым и обойдя старых, потому что незачем старикам золото в могиле. И завещала она, чтобы при вступлении в возраст слагали дочери песни в честь Господа, и завещала ценить и любить дочерей как бальзам, а пуще всего беречь свое колено. И возрыдала Елишева над матерью, хотя и чувствовала, что нужно ей радоваться, потому что была она тоже тяжела.



Когда пришло время рожать, Эфрат призвала повитуху и ушла в шатер. Увидев, что родился сын, наследник колена Ефремова, Эфрат вздохнула с облегчением и умерла.

Так закончилась жизнь Эфрат, знавшей долг и не знавшей любви, радевшей за три разных колена в трудный для них час, вырастившей колено Иссахарово и спасшей колено Ефремово. Кольцо с синим камнем, переданное ей матерью, пророчицей Мириам, перешло после по наследству внуку Ефрему, отданному Ошером в колено Левия и названному в честь Эфрат, которому суждено стать первосвященником, а брату его царем Израиля.

отчет, РИал

Previous post Next post
Up