Не быць скотом. Одиночество как уход от вещных отношений.

Sep 17, 2013 18:04


Originally posted by ig_romanov at Общество слепых музыкантов


По сути, мой вид одиночества пережить тяжелее всего. Одиночество вовсе не означает, что ты заперт один в своей комнате. Ты можешь быть в людном месте и ощущать себя по прежнему самым одиноким человеком, потому что никому по-настоящему не принадлежишь.
Фредди Меркьюри

Одиночество в тренде. Модно и романтично не просто быть одиноким - но быть одиноким/самодостаточным/свободным. Современным Печориным и Бетменом в одном флаконе. Сыпать цитатами Байрона - «В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким». Или Шопенгауэра - «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле». Или никого не цитировать, а просто с параноидным упорством строить вокруг себя стены.

«Великий агитатор и пропагандист» нашего времени - реклама - одобряет и поддерживает. Мягко, ненавязчиво она связывает успех и высокое качество жизни с одиночеством. Вот безусловно успешный и привлекательный Клуниотказывается от женщины ради чашечки умопомрачительного кофе:

image Click to view



А вот восхитительная Лонгория в одиночестве огромного современного дома танцует стрип-данс для своего… Да нет же, для своей кошки, ибо мужчина (даже кот!) тут же разрушил бы женскую идиллию благоустроенного хай-тека.

image Click to view



И пусть весь мир подождет. Да.

Причины такого бума «splendid isolation» вполне очевидны. Мы живем в обществе потребления. Полная семья как потребительская единица ограничивает производство и сбыт. Разводы обеспечивают рост рынка. Одна распавшаяся семья означает два дома, два автомобиля, две кухни, две стиральные машины. Так, например, власти Великобритании подсчитали, что число британцев, желающих жить в полном одиночестве, ежегодно увеличивается на 150 тыс. человек. Если так пойдет и дальше, то в ближайшие 20 лет в Великобритании можно будет построить для заядлых холостяков 5 млн дополнительных домов.

Или любимые сетью данные экспертов Мичиганского университета, недавно приведенным «Российской газетой»: одиночки в принципе увеличивает потребление. Одинокому человеку не хочется экономить. Одиночки потребляют на 38% больше продуктов (много остается несъеденным), на 42% больше упаковочного материала (не любят готовить), на 55% больше электричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из 4 человек.

Еще один момент. Известно, чем мельче порция, тем дороже её можно продать. Семья покупает крупные порции - чистая прибыль на единицу товара выше.

Рынок хочет видеть нас одинокими гиперпотребителями.

А если рынку что-то выгодно, он этого добьется.

Для идеологического обеспечения ценности одиночества срочно мобилизованы силы быстрого психологического реагирования.

Практически мгновенно из социальной депривации одиночество стараниями психологов-новаторов перекрашено в непременное условие «освобождения» личности. «Одиночество неизбежно, но осознание и принятие этого факта несет свободу» - читаем мы на известном психотерапевтическом сайте вместе с рассуждениями о том, что страх одиночества - это невроз (!).

Идеологическая база под это утверждение подводится серьезная. Первое: мы и так всегда одиноки.



Второе: человек боится признать свою уникальность. Будучи разными, а потому одинокими, мы придумали язык для описания мира, себя отношений. Мы пользуемся одним языком, и нам кажется, что понимаем друг друга. Но постепенно Язык замещает Реальность, что приводит к массе невротических проблем.
И третье: выйти из невроза значит признать одиночество «естественным состоянием» человека. А это охренеть какое классное состояние.



Одиночество, возведенное в доблесть. Свобода «от» - от всего, что мешает САМОпознанию, САМОсозерцанию, САМОреализации. Вслед за свободой от мужчин идет свобода от детей. Childfree - в тренде. Мужик приносит хаос в дом, ребенок - в жизнь. Ограничивает карьеру, мешает самореализации, путешествиям, образованию. Всему, что САМО.

Сегодня в США число одиноких людей от 25 до 34 лет, никогда не вступавших в брак, опережают состоящих в браке на 46%. Развивается традиция «уикендных» отношений: совместные поездки на выходные и в кратковременные отпуска. Между ними можно делать карьеру и вспоминать, как было прекрасно вместе. Каждая встреча - подарок. Никакой ревности, ибо никаких отношений. Никакой нервотрепки с совместным бытом: прачечные, клининговые компании и «мужья на час» решают все проблемы. Совместная жизнь - в отеле. Мой дом - только мой. «Моя кошка не поймет, если я приведу мужчину».

Прекрасный мир свободных и одиноких людей.

…А теперь - что я думаю по этому поводу.

Я всегда уважал и гордился людьми, которые преодолевают свои физические недостатки и добиваются в жизни всего «несмотря на». Безногими проповедниками, безрукими писателями и слепыми музыкантами. Они безусловно герои. Они не теряют оптимизма, идут против судьбы и побеждают ее. И да - они иногда получают что-то взамен, как слепой компенсирует недостаток зрения чутким слухом, а безрукий получает страховку.

Но гордиться тем, кто ослепил себя ради работы в оркестре или отрубил себе руки ради страховки - страшный сон.

Отказаться от того, что составляет сущность человека - ибо человеческая личность не внутри тела, а вовне, в системе связей и отношений с теми, кто близок, важен, с кем строишь общий мир и за кого отвечаешь, потому что приручил - все равно, что кастрировать себя, чтобы член не мешал ставить рекорды по бегу. А потом гордиться и радоваться - гля, у меня тут пусто, клево, да?

В средневековье убивали детей, чтобы избавиться от лишних ртов и «повысить качество жизни». Но у тех людей не было степени МВА.

И тогда был страшный голод.

Вот же набросились на Клуни! Он просто не хотел быть одинокой жертвойпотрЕбленным. Потому что это противоестественно мужской природе... А женщины эти хотят и на елку влезтьКлуни охомутать, и п** не ободратькофе выпить.
На рынке есть два низовых субъекта: потребитель и вещь, объект потребления. Если люди воспринимаются как объект потрЕбления, как вещи - то это не отношения между людьми. Клуни не хотел быть вещью; виноват ли он в том, что предпочел потребить чашечку кофе, но не быть потрЕбленным?

психология, феминизм, семья, ТВ, отношения, мужчина, общество потребления, манипуляция, реклама, СМИ, женщины, современное общество

Previous post Next post
Up