Дьявол и библейский Яхве - одна сущность

Jul 03, 2011 13:24

Демиург: несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. В гностических текстах - как ранних (собрание Наг Хаммади, в частности Апокриф Иоанна), так и в поздних («Пистис София») обозначался именем Ялдабаоф (Иалтабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшей творить самостоятельно и породившей демиурга, описываемого как порочного, ограниченного демона, одним из эпитетов которого являлось слово «сакляс» («глупый»).

Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи[2]. В целом, отождествлялся с ветхозаветным Яхве.

В книге Апокриф Иоанна Богослова, которая была найдена в библиотеке Наг-Хаммади, Самаэль - третье имя демиурга. Другие имена - Ялдаваоф и Saklas (Сакла). В этом контексте, Самаэль означает «Слепой бог». Отсюда и отсюда

Как написано в “The Fourth Book of Occult Philosophy”, Агриппа ссылался на сочинения Питера Ломбардуса, “Что Дьявол был прежде своего падения Архангелом и имел прекрасное тело, составленное богом из превосходнейшей материи небес и воздуха; но после своего падения, он перестал быть Архангелом и стал Апостатом, его тело перестало быть хорошим и тонким; но его тело было сделано таким образом, что оно могло испытывать страдания от более тяжёлой субстанции качества более неясного, тёмного и неуправляемого Воздуха, и это тело было также отмечено негодующим безумием гордости, что привлекло очень много Ангелов к служению ему, и они стали Дьяволами, кто ради него в этом многобедном мире совершают свои деяния”.

Судя по всему, вот эта история "падения" - как всегда, нас обманывали насчет истинного положения вещей:

И София Эпинойи, будучи эоном, зачала мысль от себя и замысла незримого Духа и предвидения. Захотела она породить образ в себе самой без разрешения Духа /30/ - без его одобрения, и без своего сотоварища - без его ведома. И хотя облик её мужественности не был одобрен и не нашла она себе согласия и задумала без разрешения Духа /35/ и знания его согласия, породила она. {10} И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, мысль её не осталась бесплодной, и вышел из неё труд несовершенный и отличавшийся от того, как выглядела она, /5/ потому как создала она это без своего сотоварища. И было это несходно с образом матери своей, ибо было другой формы.

Когда же увидела она (последствия) воли своей, приняло это вид несообразный - змея с мордой льва. Глаза его /10/ были подобны сияющим огням, что сверкали. Она отбросила его от себя, за пределы этого места, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо создала она его в неведении. И окружила она его /15/ световым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовётся матерью живых. И назвала она его именем Йалдабаот.

Это /20/ первый архонт, который взял большую силу от матери своей. И удалился он от неё и двинулся прочь от мест, где был рождён. Cтал он сильным и создал для себя другие эоны /25/ из пламени светового огня, который пребывает (и) поныне. И соединился он со своей надменностью, которая в нём, и породил власти для себя.
...
И поставил он семь царей /5/ - соответственно тверди небесной - над семью небесами и пять - над адскою бездной, так что могли они царствовать. И отделил им он от своего огня, но не передал от силы света, которую взял от матери своей, /10/ ибо он - тьма неведения.

И когда смешался свет с тьмой, побудил он (свет) тьму светиться. А когда смешалась тьма со светом, затемнила она свет и стал он ни светом, ни тьмой, но стал /15/ сумеречным.

Итак, у архонта, который болен, три имени. Первое имя - [Йалдабаот], второе - Сакляс, третье - Самаэль. Нечестив он в [надменности] своей, которая в нём. Ибо сказал он: /20/ 'Я - Бог, и нет другого бога, кроме Меня', ибо не ведает он о силе своей, о месте, откуда произошёл он.
...
после того, как создал он [всё], [упорядочил он] всякую вещь по образу первых /35/ эонов, которые возникли, так, что мог он {13} создать их как нерушимые. Не потому, что видел он нерушимые, но сила, что в нём, которую взял он от матери своей, произвела в нём образ /5/ порядка. И когда увидел он творение, окружавшее его, и множество ангелов вокруг себя, тех, которые возникли через него, сказал им он: 'Я - Бог ревнитель, и нет другого бога, кроме Меня'. Но, /10/ объявив это, показал он ангелам, которые были у него, что есть другой бог. Ведь если не было другого, к кому бы мог он ревновать?

Тогда стала мать носиться туда-сюда. Осознала она изъян, когда /15/ сияние света её уменьшилось. И потемнела она, потому как сотоварищ её не согласился с ней".

И сказал я: "Господи, что это значит: носилась она туда-сюда?" Но улыбнулся он (и) сказал: "Не думай, что это так, как /20/ Моисей сказал: 'над водой'. Нет, но когда узрела она злодеяние, которое произошло, и кражу, которую совершил сын её, раскаялась она. И была она охвачена забвением во тьме /25/ неведения и начала стыдиться. [И не смела она] возвращаться, но перемещалась. Движение же было метанием туда-сюда.

Надменный же взял силу от матери своей. Ибо был он неведающим, полагая, что нет никого другого, если только /30/ не одна мать его. Когда же увидел он множество ангелов, созданных им, возвысил он себя над ними.

И когда поняла мать, что покров тьмы был несовершенным, узнала она, /35/ что сотоварищ её не был согласен с нею. {14} Раскаялась она в обильных слезах. И вся Плерома слушала молитву покаяния её, и восхвалили они ради неё незримый девственный /5/ Дух. И [согласился он], и когда [согласился невидимый Дух], святой Дух излился на неё ото всей их Плеромы. Ибо сотоварищ её не пришёл к ней (сразу), но пришёл он к ней (тогда) через Плерому, дабы исправить её изъян. И была она взята не /10/ в собственный эон, но на небо сына её, чтобы могла она оставаться в девятом до тех пор, пока не исправит изъяна своего.

И возник глас с эона-неба возвышенного: 'Человек существует, и /15/ сын Человека'. Услышал (это) протоархонт Йалдабаот и подумал, что глас исходит от матери его. Но не знал он, откуда он исходит. И преподал (это) он, Метропатор /20/ святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ Незримого, который есть Отец всего, через которого всё стало существовать, Первый Человек. Ибо явил он свой облик в человеческой форме.

/25/ И весь эон протоархонта задрожал, и основания преисподней пошатнулись. И в водах, которые над материей, нижняя сторона осветилась [явлением] образа его, /30/ который открылся. И когда взглянули все власти и протоархонт, увидели они всю часть нижней стороны освещённой. И благодаря свету увидели они вид образа на воде.

{15} И сказал он властям, которые были с ним: 'Пойдём, сотворим человека по образу Божию и по подобию Нашему, дабы образ его мог стать светом для нас'. /5/ И создавали они совместными силами и по знакам, которые были даны им. И каждый из властей вносил черту по форме образа, увиденного им в своём естестве. Создавал он сущность /10/ по подобию первого, совершенного Человека. И сказали они: 'Назовём же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света'.
...далее излагается "создание тела человека", инспирированное "сверху"...
Таково число ангелов: всего их 365. Все они потрудились над ним до тех пор, /5/ член за членом, пока естественное и материальное тело не было завершено ими. Есть и другие, над оставшимися страстями, о ком не сказал я тебе. Но если желаешь ты знать их, - это записано в /10/ книге Зороастра. И трудились все ангелы и демоны до тех пор, пока не привели в порядок естественное тело. И было произведение их совершенно бездеятельно и неподвижно долгое /15/ время.

И когда пожелала мать забрать силу, которую отдала протоархонту, просила она Метропатора Всего, всемилостивого. Послал он, по святому повелению, пять светов /20/ в место ангелов протоархонта. Они (светы) советовали ему, что надо вывести силу матери. И сказали они Йалдабаоту: 'Подуй в лицо его от духа твоего, и тело его восстанет'. И подул он в лицо духом своим, который есть сила матери его. Не знал он (этого), ибо пребывал в неведении. И вышла сила матери из /30/ Йалдабаота в естественное тело, которое вылепили они по образу того, что существует от начала. Тело двинулось и набрало силу, и было светящимся.
И взревновали тогда {20} остальные силы, ибо стал он существовать из-за всех них, а они отдали свою силу человеку. И разум его стал более, чем у тех, кто создал его, и /5/ более, чем у протоархонта. И когда узнали они, что светится он и мыслит лучше их и свободен от скверны, схватили они его и бросили в нижнюю часть всей материи.
- таким образом, сотворение Человека (тела, не духа!) сопровождалось лишением Яхве божественного начала, взятого им от своей матери, Софии. Вот она, причина ненависти его к людям!
При этом, судя по всему, сам Человек существовал и вне пространства Яхве-Ялдабаофа-Самаэля - раз о нем уже шла речь.
И еще, это творение было "тонким". Физическое тело появилось тогда, когда "ангелы" и их Князь решили отомстить Человеку:
И возник человек посредством тени света, /30/ которая есть в нём. И мысль его была выше, чем у тех, кто создал его. Когда взглянули они, увидели, что мысль его возвышена. И держали они совет с архонтством и со всем ангельством. И взяли они огонь, и землю, {21} и воду, и смешали их вместе с четырьмя огненными ветрами. И сковали они их вместе и произвели большое волнение. И принесли его (Адама) они к тени /5/ смерти, дабы слепить (его) снова из земли, воды, огня и духа, который (происходит) из материи, который есть неведение тьмы, и желание, и их дух противоречия. Это /10/ могила вновь слепленного тела, которым разбойники одели человека, оковы забвения; и стал он человеком смертным. Это - первый, сошедший вниз, и первое разделение. Но /15/ Эпинойа света, та, что в нём, она должна была разбудить мысль его.

И взяли его архонты и поместили в раю. И сказали ему они: 'Ешь!', что значит - терпи, ибо /20/ наслаждение их горько и красота их порочна. И наслаждение их - обман, и деревья их - нечестивость, и плод их - смертельная отрава, и обещание их - смерть. Древо же своей /25/ жизни посадили они в середине рая.

И научу вас я, что есть тайна жизни их, которая есть то, что порешили они вместе, то есть подобие духа их. /30/ Горек корень этого (древа), и ветви его - смерть, тень его - ненависть, и обман в листьях его, и цветение его - помазание лукавства, и плод его смерть, и /35/ вожделение - семя его, и растёт оно во тьму. {22} Место обитания тех, кто вкушает от него - ад, и тьма есть место их отдыха.

А то, что называют они древом познания добра и /5/ зла, есть Эпинойа света, - перед ним встали они, дабы он (Адам) не мог узреть полноты своей и распознать наготу позора своего. Но это был я, сделавший так, чтобы вкусили".

И /10/ сказал я спасителю: "Разве не змий научил Адама есть?" Улыбнулся спаситель и сказал: "Змий научил их есть из-за греховности порождения, вожделения, разрушения, чтобы смог он (Адам) /15/ быть ему полезным. И узнал он (Адам), что не был послушен ему (протоархонту) из-за света Эпинойи, которая есть в нём, которая направляет его в его мыслях быть выше протоархонта. И захотел он (протоархонт) забрать силу, которую сам он отдал ему. /20/ И наслал он забвение на Адама".
Полностью

Ну как вам? ))

В качестве Самаэля Князь мира активно участвовал во многих делах:
Самаэль - главный правитель пятого неба (иудаизм)
Самаэль - огромный двенадцатикрылый змей, тащащий за собой … Солнечную систему. (Апокалипсис)
Самаэль - ангел смерти, пришедший за Моисеем (Библия)
Самаэль - предводитель злых духов и ангел смерти (поздняя раввинская литература). (Обратите внимание: слова ангел смерти здесь имеют четко выраженное отрицательное значение.)
Самаэль - князь демонов и колдун (Книга Еноха)
Самаэль - ангел-хранитель Исава и начальник стражи Эдема (Талмуд)
Самаэль - змей-искуситель (Талмуд)
Самаэль - отец Каина (как следствие предыдущего пункта)
Самаэль - ангел тьмы (учение каббалистов)
Самаэль - пятый архангел мира Браия, соответствующий сефиру Гебура
Самаэль - одно из имен Сатаны
Самаэль - демиург (копты)
Самаэль - владыка нижней части преисподней и хаоса (копты)
Самаэль - главный архонт, первый сын Пестис София, создатель злого начала Мироздания (гностицизм)
Самаэль - Отец и предводитель Демонов (Демонолатрия)
Самаэль - Ангел-хранитель Рима
Самаэль - отрицательный герой оперы «Волшебный Стрелок», демон-охотник, владеющий секретом создания пуль, всегда попадающих в цель
Самаэль - в каббале первый из серафимов, и в знак своей исключительности имел не шесть а десять крыльев.
 

ложь, евреи, бог, Небо, религия, оккультное, демон, Человек, вера

Previous post Next post
Up