Славянские боги и храмы в произведениях М. Чулкова

May 12, 2016 12:45

При чтении надо учитывать, что Чулков писал книги разного плана, и этнографические-исторические ("Абевега русских суеверий"), и учебники для государственных ведомств, и художественные произведения.
Сноски его же авторства, очевидно, что они содержат "официальную" на тот момент, информацию. Что ставит много вопросов.

[3] Дидилия - славенская богиня деторождения; оную просили о плодородии
детей, имела во многих городах храмы.
[4] Белый дух: язычники верили, что с самого рождения приставляются к
человеку два духа, один белый, а другой чёрный. Первый побуждает к доброму,
а другой к злому.
[6] Чернобог, или Чернбог - славяне признавали его богом злым,
приносили ему кровавую жертву и делали ужасные заклинания, чтобы отвратить
его гнев.
[7] Перун - начальнейший славенский бог; оного признавали
производителем грома, молнии, дождя, облаков и всех небесных действий; стан
его вырезан был искусно из дерева, голову имел серебряную, уши золотые, ноги
железные, в руках держал камень, украшенный рубинами и карбункулом,
наподобие пылающего перуна. Огонь горел пред ним непрестанно.
[9] Световид, или Святовид, или Святович - бог солнца либо войны -
имел храм в Ахроне, славенском городе, коего жители нарицалися ругянами.
Каждый год ругяне - как мужи, так и жёны - приносили в храм подать по
пенязю; кумир был огромной величины, сделан из дерева, о четырёх лицах
наподобие фонаря, и со всех сторон образ его видеть было можно; не имел
бороды и был с завитыми кудрями, по обыкновению славян ругянских, в длинной
одежде даже до ног, держал в правой руке рог из металла. Оный рог наполнял
брадатый священник вином с великими и торжественными обрядами и так оставлял
до утра. Поутру по умалению или неумалению вина гадатайствовал, будет или
нет предбудущий год изобилен. Сей же идол левою рукою подпирался и имел на
бедре великий и украшенный меч, и в стороне оной руки лежали узда и седло
его коня; кумир стоял середь каплицы, находящейся посередине храма,
завешенной со всех сторон красным и богато убранными завесами; один только
жрец в наступивший год в день праздника входил в каплицу, удерживая дыхание;
а когда хотел отдохнуть, то выбегал к дверям каплицы, и, выставя голову,
дышал, дабы не осквернить божество дыханием смертным. Сему идолу посвящён
был белый конь, у коего из гривы и из хвоста не позволялось ни единого
выдернуть волоса, ниже сесть на него, кроме жреца, ибо народ верил, что
Световид на нём ездил для поражения их неприятелей во время войны, во
уверение чего предлагалось в стойле, что когда оставляли его вычищенного и
привязанного, то находили часто поутру вспотевшего и замаранного, как будто
кто на нём ездил ночью в дальний путь. От путешествия его предвещали
счастливый и худой конец своих ратей, а для окончания гадатайства втыкали
стоймя перед храмом шесть копий в землю по два в ряд одно подле другого в
равном расстоянии, и ко всякой двойне привязывали одно копьё так высоко, как
можно коню без прыгания перешагнуть; потом в установленный день сего
действия жрец по прочтении долгих и торжественных молитв, взяв с великими
обрядами коня за узду, переводил его чрез три оные поперечные копья; и ежели
переступал все три правою ногою без помешательства с левою, то знак был
добрый, а от помешательства худой. Из всех полученных корыстей давалася
идолу третья часть; кроме того, давалось ещё для почести ему триста коней и
триста человек с его стороны на войну, и оным всю добычу вручали жрецу,
который всё то в Световидово сокровище клал, откуда ни малейшей части не
позволялось вынуть. На всякий год по собрании доходов приносили ему в жертву
множество скота и пленённых христиан, о коих утверждал жрец, что весьма их
кровию идол услаждается; после оной жертвы приносили большой круглый пирог,
сделанный из муста, в котором мог вместиться человек; в оный вшедши, жрец
спрашивал громким голосом людей, видят ли его. Все ответствуют "нет", а он,
оборотясь к идолу, молит его, чтоб в предбудущий год хотя мало его увидели.

[21] Гении - духи добрые и злые; они препровожают людей, помогают им
при их рождении и имеют в своём охранении. Каждый человек посвящал день
рождения своему гению; в жертву приносили им вино, цветы и ладан, запрещено
было притом проливать кровь и также приносить какое-нибудь животное на сию
жертву. Царства, провинции, города и народы имели своих особливых гениев.

[24] Белбог, или Белцебуб (очевидно сходство с Баалзебалом, т.е. Вельзевулом, Повелителем Мух) - божество славян варяжских; истукан сей имел
кровавый образ, покрытый множеством мух; его почитали они добрым богом; мухи
означали его питателем тварей, жертвовали ему, и подобным оному, веселием,
играми и радостными пированиями.

[25] Радегаст - славянский бог. Кумир сей держал пред грудью щит, на
котором изображена была воловья голова, в левой руке копие, а на шлеме
изображён был петух с распростёртыми крылами; сему богу приносили славяне
пленённых христиан на жертву и почитали его защитником и покровителем
городов.

[29] Лада - славенская богиня браков, любви и веселия. Каждые
сочетавшиеся приносили ей жертву, наделся получать от неё счастие в
супружестве.
[30] Домовые. Сии мечтательные полубоги у древних называлися гениями, у
славян защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков
почитаются домашними чертями, на которых ссылаются все недобрые слуги, ежели
что в доме сделается худо, то сделали домовые, которых нет и не бывало.
[31] Лешие. Сии мнимые пугалища почиталися у славян лесными богами,
которых чин имели у прочих язычников сатиры. Об них и поныне в черни носится
баснь, что они с верху до половины тела имеют стан человеческий, с козьими
на голове рогами, ушами и бородою, а от пояса простираются у них козлиные
ноги. Когда они ходят между травою, то умаляются в подобие оной; а когда
бегают по лесам, тогда сравниваются высотою с оными, и кричат при том
преужасно. Ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевая у них память,
принуждают заблуждать до ночи и после уносят их в свои жилища.
[32] Кикимора - ночное славянское божество; качество его во всём
уподоблялося Морфееву, которого древние почитали богом сонных мечтаний.
Славенской же Кикимора представлялся наипаче страшным привидением или
пугалищем ночным. Ныне же у простолюдинов признаётся за женщину, и ежели
полюбит в доме хозяйку, то во время ночи ей помогает в деле, а когда
возненавидит, то всё в доме бьёт и ломает.
[33] Русалки - славенские нимфы. Их почитали богинями вод и лесов,
может быть, находился их не один род, так, как у греков. Славяне поклонялися
им и приносили жертвы. В простонародии и поныне носится об них таковая
баснь, что будто видают их иногда, при берегах озёр и рек моющихся и чешущих
зелёные свои волосы, а иных качающихся на деревьях. Как видно, то это
древних предрассуждений ещё зараза.
[34] Ягая баба. Сие страшилище описывает суеверие страшною, сухощавою и
огромною бабою, наподобие остова с костяными ногами, держащею в руке
железную палицу, которою она действует, понуждая катиться железную свою
махину, то есть ступу, в коей она разъезжает. По таковым приметам можно
думать, что она у славян имела должность Беллоны, или какой ужасной адской
богини.
[35] Ведьмы - так называются суеверами волшебницы: они имели искусство
превращать людей в разных животных, кои назывались оборотнями, портили
людей, и прочая. Главные из них были в Киеве, почему злейшая волшебница
всегда называлась киевскою ведьмою.
[36] Мертвецы. Суеверцы думали и ныне думают, что мертвецы встают из
могил и ходят, то есть те, кои были чернокнижники и не сдали другому книги
своей и искусства, то, вставая, ходят и ищут такого человека, кому бы сдать
чернокнижие, а между тем вредят людям, приводя их в ужас.
[37] Царь морской. Сим именем назывался у славян бог - обладатель вод,
который у римлян именовался Нептуном.

Вит (Руевит) (славян.) - бог вероломной войны, подобно римскому Марсу и
греческому Аресу. Его истукан на острове Руе был сделан из огромной дубовой
колоды, с семью головами, покрытыми одним головным убором. За поясом у Вита
было семь мечей, восьмой он держал в правой руке. В дуплах колоды вили
гнёзда ласточки.
Волот - "Сии страшилища были великаны и значили у славян то же, что у
греков Гиганты, им приносили жертвы" (Чулков М.Д. Абевега русских суеверий).

Прове (Проно) - "славенский бог, кумир его стоял на великом и кудрявом
дубе, а около него на земле наставлено было до тысячи или более идолов, о
двух, о трёх и больше лицах. Перед Проно стоял жертвенник для приношения
жертвы" (Чулков М.Д. Абевега...). Современная наука определяет Прове как
высшее божество балтийских славян.

Примечания

Все произведения книги II тома 3 печатаются по изданиям XVIII столетия.
Орфография, пунктуация и строфика старой печати приближены к нормам
современности. Подстрочные примечания в тексте принадлежат авторам.
Некоторые разночтения (облак - облако, касоги - косоги, славянский -
славенский и т. д.) обусловлены особенностями стиля и эпохи. В конце книги
приведены словарь старинных слов и словарь мифологических имен и названий.

Текст печатается по изд.: Чулков М. Пересмешник, или Славенские сказки.
3-е изд., с поправ. - М., 1789.

Источник

Описание храма Чернобога:
Поутру вознамерились принести великую жертву Чернобогу, яко богу злых
духов, чтобы отвратить их гнев, чего ради по рассветании дня предстали они в
храм, а за ними и весь город. Сей храм стоял на пригорке, сооружён из
чёрного мрамора, и от вершины до полу простирались серебряные полосы
наподобие белой тесьмы. Сии тесьмы сошлися наверху вместе и были завязаны
узлом, за который держался крылатый истукан, и казалось, что будто бы
готовился поднять его и носить по всей вселенной; вокруг храма насаждена
была еловая и кипарисная роща, которая имела вид непроходимой и ужасной
пустыни; чёрные истуканы, жертвенники, посыпанные пеплом, стенание
пленников, которых приносили в жертву, представляли её адом.
В преддверии храма, когда вошёл в оное Силослав с Прелестою и прочими,
увидал стоящих четырёх юношей в белых одеждах; они изготовлены были на
жертву; внутри на стенах храма изображён был пылающий ад, в котором разными
муками и разным видом мучимы были злые смертные дияволами. Истукан
Чернобогов стоял посередине храма между четырёх покрытых столпов на
престоле, сделанном из металла; под правою ногою лежала у него на боку
корона, подле неё мёртвая человеческая голова и волшебные таблицы; по левую
военные оружия и пламенные адские бичи; пред престолом лежали две фурии и
смотрели на Чернобога, показываясь внимающими его повеления и встающими для
исполнения его приказов, чтоб мучить беззаконников. Сей кумир сделан был из
красной меди, которая имела больше черноты и тем показывала свирепость его
гнева; внутренность его была пуста, и из-под престола часто вылетающий
пламень наполнял собою кумир, который поминутно являлся воспламенённым и
потусклым; ужас летал по всему храму, и входящие в оный трепетали от страха
и чрез то завсегда пеклися отвращаться злых дел.
По учреждении в храме торжества ввели объявленных четырёх юношей для
заклания. Сей народ имел обыкновение похищать детей из чужих владений и
приносить их в жертву. Заклали из них по одному пред престолом и кровию их
кропили храм, а из народа каждый, обмокая в оную перст свой, мазал ею своё
темя; потом положили их на костёр и зажгли оный. По восхождении дыма
узнавали божеские судьбы. В сей день предзнаменование показалось им
изрядным, чего ради хвалили бога на разных музыкальных орудиях и голосах.
"Повесть о Силославе"

А вот что Сидоров пишет о храме Чернобога (имхо, художественные фантазии с примесью реальной фактуры)
Но Чулков хоть не придает своим художественным книгам статус сказаний и истории, как это делает Сидоров (очевидно, лавры Мегрэ и Левашова не дают ему покоя).

язычество, дохристианская культура, Россия, легенды, славяне, потоп, книги, история, Русь, религия, боги, русское, храм, сказания

Previous post Next post
Up