Толкин vs Чюрленис

Mar 19, 2022 13:56


Поздним летом 1911 года девятнадцатилетний Рональд Толкин совершил поездку в Европу, где пешком прошел с группой товарищей и родственников по горам и долинам Швейцарии. Будучи в Кельне, Толкин посетил музей Вальрафа-Рихарца, где в то время экспонировались картины петербургского объединения "Мир искусства". Среди произведений Л. Бакста, И. Билибина, В. Серова, Ф. Малявина было представлено несколько картин Микалоюса Чюрлениса. На юного Толкина картины Чюрлениса произвели неизгладимое впечатление. Возвратившись в Англию, Рональд написал в Петербург письмо Чюрленису, которое не дошло до адресата, потому что художник скончался еще в апреле того года. Письмо было обнаружено в архиве Российской академии художеств в январе 2021 года. В нем Толкин выражает Чюрленису восхищение и отмечает, что тематика его картин и манера живописи близки по духу ему самому. В настоящий момент письмо передано в Бодлеанскую библиотеку в Оксфорде.
Захватывающая история, не правда ли? Но все это чистой воды фантазия, не имеющая к реальности никакого отношения. Ну, кроме того, что Толкин действительно путешествовал по Швейцарии в 1911 году и его маршрут проходил через Кельн.
А вот реальность. И она не менее интересна и загадочна.
С января 1914 года Толкин в тетради, названной им "Книгой Ичества" (The Book of Ishness), начал записывать стихотворения и рисовать рисунки, в основном абстрактных понятий и фантастических пейзажей: "До", "После", "Вода, ветер и песок" и т.д. Кроме того, тогда же и позднее, в том числе во время работы над "Хоббитом" и "Властелином Колец", Толкин создает многочисленные иллюстрации, пейзажи. Среди них можно выделить несколько работ, явно схожих с картинами Чюрлениса как по сюжету, так и по тематике и деталям.
Сравним, например, рисунок Чюрлениса "Пейзаж" 1904 года и ранний рисунок Толкина "Ольха над потоком". Оба чрезвычайно похожи и по композиции (отличаются зеркальностью), и по цветовой осенней гамме, и по слабой проработанности деталей.

М. Чюрленис "Пейзаж".


Дж.Р.Р. Толкин "Ольха над водой".


На картине Чюрлениса "Мысль" 1905 года изображено некое грандиозное существо (Бог?), склонившее голову над темной сферой, возможно Землей. Из глаз существа идут лучи, вокруг головы видно свечение. На рисунке Толкина "Мысль" (обратим внимание на одинаковое название) некое существо в длинном платье склонило голову, подперев ее руками, а от головы расходятся лучи. Поражает схожая мрачная атмосфера обеих работ.

М. Чюрленис "Мысль".


Дж.Р.Р. Толкин "Мысль".


На картине Чюрлениса 1909 года "Демон" справа от черного силуэта крылатого демона видна многоярусная башня с круглыми окнами. На нее похожа башня Ортанка на одном из набросков Толкина к тексту "Властелина Колец".

М. Чюрленис "Демон".


Дж.Р.Р. Толкин "Ортанк".


На картине Чюрлениса 1908 года "Аллегро. Соната III" изображены колонны, арки, подвесные мосты. Нечто похожее можно увидеть на рисунке Толкина "Ксанаду".

М. Чюрленис "Аллегро. Соната III".


Дж.Р.Р. Толкин "Ксанаду".


Карандашный рисунок Толкина "Барад-дур" отчасти напоминает карандашный рисунок Чюрлениса 1905 года "Контрфорс". На обоих справа изображена мощная крепостная стена с контрфорсным усилением.

М. Чюрленис "Контрфорс".


Дж.Р.Р. Толкин "Барад-дур".


Лучащееся заходящее в морскую пучину (или восходящее из нее) солнце на картине Чюрлениса "Солнце вступает в знак Рыб" 1906 года схоже с подобным лучащимся солнцем на очень позднем рисунке Толкина "Холмы утра". На обоих изображениях отчетливо четырехчастное горизонтальное деление. На нижней части мы видим морских обитателей (рыба у Чюрлениса и водоросли у Толкина); вторая снизу часть может символизировать неглубокие воды, волнующуюся поверхность; на третьей - само солнце, причем темные силуэты двух рыб у Чюрлениса дублируются черными областями неба у Толкина; верхняя рыба со знаком Зодиака из звезд и вертикальным лучом солнца Чюрлениса явно совпадает с синей полосой на небе и широким солнечным лучом Толкина.

М. Чюрленис "Солнце вступает в знак Рыб".


Дж.Р.Р. Толкин "Холмы утра".


Многочисленными деталями, зелено-сине-красной гаммой, гигантскими растениями, похожими на водоросли, картина Чюрлениса "Фантазия" 1907 года схожа с иллюстрацией Толкина "Сады во дворце Морского царя" к сказке "Роверандом", только на толкиновской картине изображено подводное царство.

М. Чюрленис "Фантазия".


Дж.Р.Р. Толкин "Сады во дворце Морского царя".


Огромная гора с городом на вершине, изображенная на картине Чюрлениса "Сказка" 1909 года отчасти напоминает великую гору Таникветиль на акварельном рисунке Толкина, на вершине которой расположен дворец Манвэ и Варды. Рядом с окруженной облаками горой расположено лучащееся солнце - у Чюрлениса справа, у Толкина слева. Однако несколько концентрических стен вокруг вершинного города на картине Чюрлениса схожи с изображением Минас Тирита на одном из набросков Толкина.

М. Чюрленис "Сказка".


Дж.Р.Р. Толкин "Таникветиль".


Дж.Р.Р. Толкин "Минас Тирит".


И, наконец, следует отметить поразительную схожесть башен на картине Чюрлениса "Финал. Соната I"» (1907 год) с лунным минаретом на иллюстрации Толкина к сказке "Роверандом" "Ровер, прибывающий на Луну".

М. Чюрленис "Финал. Соната II".


Дж.Р.Р. Толкин "Ровер, прибывающий на Луну".


Также и в иных картинах и рисунках Толкина и Чюрлениса могут обнаружиться сюжетные и детальные совпадения и схожести.
Объяснить прямым заимствованием Толкина у великого литовца очень затруднительно. Неизвестно, знал ли Толкин о картинах Чюрлениса. Книг о нем в личной толкиновской библиотеке не было (в списке Оронцо Чилли никаких упоминаний о Чюрленисе нет). Выпускались ли репродукции Чюрлениса в Европе и были ли доступны в Великобритании, неясно. Понятно одно, что здесь очередная загадка, коих у великих людей огромное множество.Благодарю М. Семенихину за идею, находки картин и подсказки!

картины, Толкин, рисунки, Чюрленис, иллюстрации

Previous post Next post
Up