Сегодня речь пойдет о Георгии Григорьевиче Нисском.
Очень теплая и добрая биография художника здесь:
http://artwork2.com/content/georgii-nisskii-lakonichnye-i-poetichnye-peizazhi-20-go-veka (там две страницы).
А я остановлюсь на тех (как всегда пяти) картинах Нисского, которые мне наиболее дороги и близки. Кстати, если в слове "дороги" переставить ударение, то мы получим одного из главных персонажей картин Георгия Григорьевича - дорогу. Железную, автомобильную, любую. У него есть несколько объектов, которые он использует практически во всех своих послевоенных картинах. Это паровоз, самолет и дорога.
Познакомился я с творчеством Нисского в далеком школьном детстве. Те, кто родился в середине семидесятых и позднее, помнят, что в учебниках по русскому языку были цветные вклейки с репродукциями картин великих художников. По ним предлагалось писать сочинение. Там была "Золотая осень" Левитана (я о ней говорил в предыдущем посте), "Опять двойка" Решетникова, еще что-то. И обязательно...
"Подмосковье. Февраль".
Картины Нисского отличаются некой аппликационностью, плакатностью. Как у Кента. Но с другой стороны, в его монотонно залитых пространствах столько оттенков! И почему-то ну нигде нет опубликованной репродукции, адекватно отражающей реальную колористику картины. Вот здесь более-менее близкая к оригиналу. "Февраль" с его мчащимся паровозом, лыжником, убегающей вдаль дорогой, морозным розовым небом, далеким лесом и башенкой старого особняка (как мне кажется, ставшего санаторием) так на меня тогда подействовал, что из предложенных в учебнике картин я больше всего и чаще всего рассматривал имено эту. Мое мнение: это очень гармоничная и законченная картина. Она живая и в то же время она самодостаточная.
"Полустанок".
Эту картину я увидел у Нисского недавно. Но как она меня поразила! Вот эти небольшие железнодорожные узлы, маленькие и уютные станции с гудящими паровозиками очень мне симпатичны. Может быть кто-то знает, что в раннем детстве я мечтал быть машинистом тепловоза, а мое любимое место для прогулок тогда и сейчас - вдоль железной дороги. А как она пахнет! Нет лучше и вкуснее запаха железной дороги! "Полустанок" ассоциируется у меня с Угловкой, небольшим городком со станцией в Новгородской области, где мы были, когда ездили в экспедицию на Мсту.
"Над снегами".
На этой, довольно мрачной по оттенкам картине мы видим контраст. Слева запряженные сани, чуть правее - одинокий путник (женщина в платке), справа на холме - церковь. И над ними, этими символами уходяшей в прошлое старины, летящий в будущее белый с красным хвостом самолет - "луч света в темном царстве"! Изумительная по символичности и исполнению картина.
"Зеленая дорога".
Вот эта картина представляет для меня загадку. Загадочен преобладающий зеленый цвет всех оттенков. Почему зеленый? Зеленое небо, зеленый лес, зеленое поле, зеленая вода... Но иногда бывает, что вечером заходящее солнце очень не надолго дает природе такой уникальный цвет. Видимо, художник запечатлел этот момент. С другой стороны, на картине мы снова видим и вылетающий из-за деревьев самолет, и дымящий (и гудящий) паровоз, и арку над рекой и перспективу дороги.
"Верхняя Волга".
Репродукция этой картины была в одном из наборов открыток, которые я покупал в детстве. Поэтому детские воспоминания и ассоциации позволили поместить здесь "Верхнюю Волгу".