Все, кто знает про существование Никко, знают знаменитых Трех обезьян, которые стали негласным символом этого храмового комплекса.
Три обезьяны (
яп. 三猿, сандзару или 三
匹の猿, самбики но сару - «три обезьяны») - изображение трёх
обезьян, символизирующих
буддистскую идею недеяния зла, отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» -
идеи «невидения» (見ざる ми-дзару), «неслышания» (聞かざる кика-дзару) и «неговорения» (言わざる ива-дзару) о зле.
Иногда добавляется четвёртая обезьяна - Сэдзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой
живот или
промежность.
Выбор обезьян в качестве
символа связан с
игрой слов в японском языке. Фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару», окончание «дзару» созвучно японскому слову «обезьяна».
«Три обезьяны» стали популярны в
XVII веке благодаря скульптуре над дверьми знаменитого синтоистского святилища
Тосёгу в японском городе
Никко. Чаще всего происхождение символа связывают с народным верованием
Косин (庚申).
Схожая фраза есть в книге
Конфуция «
Лунь Юй»: «Не смотри на то, что неправильно; Не слушай того, что неправильно; Не говори того, что неправильно; Не делай того, что неправильно» (非禮勿視, 非禮勿聽,非禮勿言, 非禮勿動). Возможно, именно эта фраза была в дальнейшем упрощена в Японии.
Считается, что поверье восходит к голуболицему богу
Ваджраякши, защищающему людей от духов, болезней и демонов.(Википедия)
Вот еще что говорит Википедия:
Косин (
яп. 庚申) -
японское народное верование, имеющее корни в китайском
даосизме и распространённое в среде
синтоизма и
буддизма. В основе верования лежит идея
шестидесятиричного цикла. Каждую шестидесятую ночь (в день обезьяны) проводятся коллективные бдения (косин-мати,
яп. 庚申待), призванные воспрепятствовать выходу из тел последователей трёх духовных сущностей (санси, 三尸), которые должны докладывать
верховному божеству о всех проступках человека.
Старейшие сообщения о ритуальном бдении в ночь косин относятся к
838 году. Наибольшей популярности верование достигло в
период Эдо, когда было воздвигнуто множество особых ритуальных каменных стел, изображающих, чаще всего, ваджраякшу Сёмэн-конго.
В настоящее время верование значительно утратило популярность. Центром косин служит святилище Ясака Косин-до (八坂庚申堂) в районе Хигасияма в
Киото.
Так что же это за божество, на территории синтоистского храма, стоящее не даже не трех, а четырех обезьянах, что происходят аж из Дао?!
В поиске того, кто это стоит на обезьянах, я решилась спросить у
Марии Николаевой (ранее я писала мнго и о её работах и о моих Скайп-лекциях), на что она ответила: "Судя по тому, что стоит на ком-то поверженном, может быть тантрическое божество - какая-то Дакини и т.п. (таких в Ваджраяне много)...."
Вот так, можно сделать свое маленькое открытие и буквально за углом.
пс. И вот Александр Куланов нашел таки то заветное фото с 5-ю обезьянами.
Снято в Канамара-дзиндзя (Kanayama shrine (金山神社) in
Kawasaki,
Japan) - месте где продится традиционный фестиваль The
Shinto Kanamara Matsuri - "Festival of the Steel Phallus".
К чему оставшие две обеьзяны прикрывают гениталии и анус, только им и известно.