встречи с Shinto + атрибуты Буддизма: Три обезьяны

Jun 18, 2012 10:55



Все, кто знает про существование Никко, знают знаменитых Трех обезьян, которые стали негласным символом этого храмового комплекса.



Три обезьяны (яп. 三猿, сандзару или 三
匹の猿, самбики но сару - «три обезьяны») - изображение трёх обезьян, символизирующих буддистскую идею недеяния зла, отрешённости от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него» - идеи «невидения» (見ざる ми-дзару), «неслышания» (聞かざる кика-дзару) и «неговорения» (言わざる ива-дзару) о зле.
Иногда добавляется четвёртая обезьяна - Сэдзару, символизирующая принцип «не совершать зла». Она может изображаться прикрывающей свой живот или промежность.

Выбор обезьян в качестве символа связан с игрой слов в японском языке. Фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару», окончание «дзару» созвучно японскому слову «обезьяна».

«Три обезьяны» стали популярны в XVII веке благодаря скульптуре над дверьми знаменитого синтоистского святилища Тосёгу в японском городе Никко. Чаще всего происхождение символа связывают с народным верованием Косин (庚申).

Схожая фраза есть в книге Конфуция «Лунь Юй»: «Не смотри на то, что неправильно; Не слушай того, что неправильно; Не говори того, что неправильно; Не делай того, что неправильно» (非禮勿視, 非禮勿聽,非禮勿言, 非禮勿動). Возможно, именно эта фраза была в дальнейшем упрощена в Японии.

Считается, что поверье восходит к голуболицему богу Ваджраякши, защищающему людей от духов, болезней и демонов.(Википедия)



Вот еще что говорит Википедия:
Косин (яп. 庚申) - японское народное верование, имеющее корни в китайском даосизме и распространённое в среде синтоизма и буддизма. В основе верования лежит идея шестидесятиричного цикла. Каждую шестидесятую ночь (в день обезьяны) проводятся коллективные бдения (косин-мати, яп. 庚申待), призванные воспрепятствовать выходу из тел последователей трёх духовных сущностей (санси, 三尸), которые должны докладывать верховному божеству о всех проступках человека.
Старейшие сообщения о ритуальном бдении в ночь косин относятся к 838 году. Наибольшей популярности верование достигло в период Эдо, когда было воздвигнуто множество особых ритуальных каменных стел, изображающих, чаще всего, ваджраякшу Сёмэн-конго.
В настоящее время верование значительно утратило популярность. Центром косин служит святилище Ясака Косин-до (八坂庚申堂) в районе Хигасияма в Киото.

Так что же это за божество, на территории синтоистского храма, стоящее не даже не трех, а четырех обезьянах, что происходят аж из Дао?!

В поиске  того, кто это стоит на обезьянах, я решилась спросить у Марии Николаевой (ранее я писала мнго и о её работах и о моих Скайп-лекциях), на что она ответила: "Судя по тому, что стоит на ком-то поверженном, может быть тантрическое божество - какая-то Дакини и т.п. (таких в Ваджраяне много)...."

Вот так, можно сделать свое маленькое открытие и буквально за углом.

пс. И вот Александр Куланов нашел таки то заветное фото с 5-ю обезьянами.
Снято в Канамара-дзиндзя (Kanayama shrine (金山神社) in Kawasaki, Japan) - месте где продится традиционный фестиваль The Shinto Kanamara Matsuri - "Festival of the Steel Phallus".



К чему оставшие две обеьзяны прикрывают гениталии и анус, только им и известно.

храмы, путешествия, буддизм, святые места, Токио, синто

Previous post Next post
Up